Этот блогг создан для хранения и личного пользования музыкальными произведениями собственной оцифровки. Посетителям блогга предоставляется право на бесплатное скачивание и личное пользование моим архивом. Распространению и тиражированию записи не подлежат.
Юрий Шевчук и ДДТ – Актриса Весна,
1992 (магнитоальбом)
Одним из самых любимых моих
композиторов и исполнителей рока, как в СССР так и в России был и остаётся Юрий
Шевчук со своим самобытным коллективом «ДДТ». В биографии Юрия Шевчука и группы
«ДДТ», как в зеркале, отразились социальные сдвиги и потрясения нашего времени,
а художественная эволюция её бессменного лидера: поэта, музыканта, певца,
автора песен и художника Юрия Шевчука — от чуть наивного романтизма и
частушечной сатиры его ранних записей к глубоким и поэтически зрелым работам
90-х — позволяет говорить о нём как об одной из самых ярких фигур в
музыкально-поэтической культуре России; можно даже сказать, что музыка «ДДТ»
стала своего рода звуковой дорожкой к новейшей истории нашей страны. Фактически,
биография Юрия Шевчука и группы «ДДТ» разделяется на два этапа, связанных между
собой только личностью самого Шевчука. Он родился 16 мая 1957 в посёлке Ягодное
Магаданской области, откуда вместе с родителями переехал в Нальчик, а ещё позже
в столицу Башкирии Уфу. Музыкой, подобно большинству подростков тех лет, начал
интересоваться ещё в детстве: учился играть на баяне, затем самостоятельно
освоил гитару, а в девятом классе организовал свою первую группу «ВЕКТОР».
Поначалу, однако, рок- н-ролл отступил перед увлечением живописью и, окончив
школу, Шевчук поступил на Художественно-графическое отделение местного
Пединститута, после которого преподавал рисование в сельских школах, что
положительно повлияло на его биографию.
Юрий Шевчук сочиняет песни, поёт
их под гитару, участвует в каких-то школьных группах, выступает на каких-то
конкурсах авторской песни. И вот его заносит каким-то ветром в один из местных
домов культуры, где репетировала группа бас-гитариста Гены Родина - приверженца
хард-рока. И из текстов Юры Шевчука и музыкальной закваски этой группы родилась
известная группа «ДДТ», что повлияло на всю биографию Юрия Шевчука. Она
претерпела множество изменений: переезжала в Свердловск, потом в Москву и,
наконец, стала питерской. И Шевчук стал органической частью питерской культуры,
как, наверное, атланты Эрмитажа или Медный всадник...
Первую известность приносит
альбом «Свинья на радуге» (1982), в том же году антивоенная песня «Не стреляй»
получает главный приз на конкурсе «Золотой камертон», что только положительно
повлияло на биографию Юрия Шевчука. В 1984 записывается «прерывный» альбом
«Периферия», в котором музыканты язвительно обличают серую, насквозь
коррумпированную, сводящую с ума жизнь в «городе на горе» (которым, по сути,
может стать каждый из провинциальных городов России). Он ещё тогда пел про Уфу,
что «лет через сто метро откроют, а нынче райфл продают» и действительно так в
городе на Белой метро и не построили, хотя уже 40-лет власти сулят Уфимцам
подземную магистраль. Трения с властями увидевшими в творчестве «ДДТ»
антисоветскую пропаганду (группе запрещают выступать, Юрия Шевчука вызывают в
органы и требуют подписать документ, согласно которому он обязуется не
исполнять и не писать песен, со студентов собирают подписи о выдворении его из
Башкирии), вынуждают Юрия в 1984 покинуть родной город, что становится новой
страницей в биографии композитора. Поиск нового места обитания (Череповец,
Свердловск, Москва) приводит Юрия Шевчука в 1985 в Петербург, где он оседает и
собирает здесь новый состав «ДДТ». В 1988 на фирме «Мелодия» выходит первая
виниловая пластинка «Я получил эту роль», состоящая из перезаписанных хитов
группы. В том же году «ДДТ» совершает свой первый выезд за рубеж (США), что
становится новой страницей в биографии Юрия Шевчука.
В 1985 он перебрался в Москву.
Лишенный возможности нормально работать, Шевчук в этот период регулярно
выступал на частных квартирах — соло или дуэтом со скрипачом, гитаристом и
певцом Сергеем Рыженко. Один из таких концертов был записан и позднее разошелся
по стране как альбом «Москва. Жара» (1985), а в ноябре 1985 уже в расширенном
составе был записан альбом «Время». Вся страна запела одну из основных песен
альбома, едкий и задорный памфлет «Мальчики-мажоры».
В конце 1985 Юрий Шевчук
перебрался в Ленинград. В канун 1987 сложился костяк современной версии «ДДТ»: Юрий
Шевчук, Андрей Васильев (гитара), Вадим Курылев (бас, гитара, вокал) и Игорь
Доценко (барабаны). Это стало новой страницей в его биографии.
Весной 1987 «ДДТ» представила
свою программу на 5-м фестивале рок-клуба, где была признана его главным
открытием. В том же году они играли на фестивале «Рок-87», на всесоюзных
рок-фестивалях в подмосковной Черноголовке (июнь) и Подольске (сентябрь).
Летом 1988 «ДДТ» повторила свой
успех на 6-м фестивале Ленинградского рок-клуба, триумфально проехала с
концертами по всей стране от Балтики до Камчатки и записала альбом своих лучших
песен «Я получил эту роль» (1989) для ленинградского отделения фирмы «Мелодия».
Во время работы над альбомом в группу влился знаменитый джазовый
саксофонист-флейтист Михаил Чернов, и это был новый виток в биографии Юрия
Шевчука.
С выходом альбома «Оттепель»
(1990) в биографии группы начался новый этап, как и в биографии Юрия Шевчука.
Резко сократилось число концертов, предпочтения отдаётся тщательно
подготовленным, связанным общим сюжетом и режиссурой представлениям-спектаклям
(«Чёрный пёс Петербург» в 1992, «Это все» в 1994, «От и До» в 1995). «ДДТ»
подтверждала свой высокий статус регулярно выходящими альбомами: «Пластун» (1991),
«Актриса Весна» (1992), «Чёрный пёс Петербург» (1993), «Это всё» (1994),
«Любовь» (1996), что становится новым витком в биографии Юрия Шевчука. Одной из
первых в стране «ДДТ» решила взять в свои руки издание музыкальной продукции
группы, создав свою студию «DDT Records», собственную дистрибьюторскую сеть и
рекламное агентство. В 1996 «DDT Records» начала выпускать не только продукцию
«ДДТ» и её участников, но и записи молодых или недостаточно известных питерских
и иногородних групп.
20 мая 1993, в день рождения
Петербурга, «ДДТ» дала открытый концерт на Дворцовой площади, на котором
присутствовало 120 тысяч человек. Тем же летом группа приняла участие в
международном фестивале «Белые ночи Санкт-Петербурга» в Берлине, а осенью была
удостоена престижной музыкальной премии «Овация» (отечественный аналог «Grammy
») как лучшая рок-группа года, а Шевчук был признан лучшим рок-певцом года, что
не могло не отразиться на биографии Юрия Шевчука.
В 1995-96 годах группа выступала в Чечне, где велись боевые
действия. Юрий Шевчук проехал эту горячую точку России на БТР с офицерами и
солдатами, побывал в самом пекле войны.
5 июня 1995 состоялся грандиозный
(и, вероятно, один из крупнейших во всей истории питерского рока) концерт «ДДТ»
на стадионе «Петровский»; годом позже на той же площадке группа провела
Питерский рок-фестиваль, на котором известные музыканты представляли молодёжь и
дебютантов. Этот фестиваль положил начало новой традиции и был продолжен в июне
1997 трёхдневным музыкальным праздником во Дворце спорта «Юбилейный». Это был
настоящий триумф в биографии Юрия Шевчука.
В 1997 дискография «ДДТ»
пополнилась альбомом «Рожденный в СССР», а в 2000 - работой «Метель августа».
ДДТ также участвовали в создании документальных фильмов: «Я получил эту роль»
(реж. А. Мельниченко, 1983), «Рок» (реж. А Учитель, 1987), «Игра с неизвестным»
(реж. П. Солдатенков, 1988) и «Лимита» (реж. Е. Головня, 1989), а сам Шевчук
сыграл главную роль в художественном фильме «Духов день» (реж. С. Сельянов,
1991) и в фильме С. Мозжухина «Вовочка» (2003). Это было новой строкой в
биографии Юрия Шевчука.
Если на первых порах музыка «ДДТ»
тяготела к традициям 1970-х годов (рок-н-ролл, хард-рок, ритм-энд-блюз), то со
временем мелодический язык Юрия Шевчука стал более разнообразным и включал элементы
«новой волны», джаза, а позднее в нём усилились интонации традиционного
русского мелоса. Альбомы же начала 1990-х годов демонстрировали массу отличных
баллад и поп-хитов, упрочивших успех и популярность «ДДТ» на российской
рок-сцене («Что такое осень», «В последнюю осень», «Дождь» и др.).
В 1999 году издательство «Фонд
русской поэзии» выпустило первую книгу стихов Юрия Шевчука «Защитники Трои», во
вступительном слове к которой писатель, драматург и поэт Александр Володин
написал: «Стихи и песни Ю. Шевчука многое вобрали в себя в нашем земном и
небесном мире… Иступленные, пронзительные, иногда озорные и мудрые, как сама
жизнь». Это был новый этап в биографии Юрия Шевчука.
В декабре 1999 года Юрий Шевчук
стал лауреатом ежегодной художественной премии «Петрополь», в 2000 году –
лауреатом Царскосельской «Художественной премии» за вклад в развитие российской
поэзии и рок-культуры. Это не могло не отразиться на биографии Юрия Шевчука.
В 2000–2004 годах группа «ДДТ»
много гастролирует по России, странам СНГ (Белоруссия, Грузия, Украина) и по
миру: Канада, США, Швейцария, Германия, Израиль, Англия. Выпущены диски:
«Просвистела» (1999), «Метель августа» (2000), сборник серии «Энциклопедия
русского рока» (2000), «Единочество. Часть 1» (2002), «Единочество. Часть 2.
Живой» (2003), «Песни» (2003) «Пропавший без вести», «Прекрасная любовь», где
поднимаются темы современного общества, величие и ничтожность человека в мире,
религиозные мотивы. В 2008 году Юра Шевчук выпустил сольную пластинку
«L’Echoppe (Ларёк)». А через несколько месяцев вторую книгу стихов под
названием «Сольник».
Юрий Шевчук на протяжении
последних лет продолжает свои поездки в места боевых действий: посещает Чечню,
Таджикистан (1996), Белград (1999), Косово (2000) и Афганистан (2002).
Вместе с группой «ДДТ» Юрий
Шевчук записал песни к фильмам «Азазель», «Вовочка», «Господа офицеры» и
«Ледниковый период». Участвовал как ведущий в телесериале «Земное и небесное»,
посвящённом истории Русской Православной Церкви, за что был отмечен патриархом.
Группа «ДДТ» активно участвует в благотворительных акциях и концертах.
Юрий Шевчук награжден медалью МЧС
России «Участнику чрезвычайных гуманитарных операций», знаком отличия МВД
«Серебряный крест» (дважды), Александровскими крестами за службу на Кавказе
(дважды), наградным знаком «Участник боевых действий в Чечне», медалью «За
ратную доблесть».
В 2007 году удостоен независимой премии "Триумф".
Популярность биографии Юрия Шевчука только набирает свой ход и это ещё не
конец.
Юрий Шевчук довольно обособленно
держится в обществе других музыкантов. Он критикует попсу (считает её
бездуховной) и открыто выражает свое несогласие со властью. Выступает с
концертами на телевидении только на канале «Культура». К примеру, он участвовал
в марше несогласных 7 марта 2010 года. А в конце мая 2010 года в Михайловском
театре Петербурга с другими музыкантами и артистами пришёл на встречу с
премьер-министром Владимиром Путиным. Юрий спросил, есть ли в планах у
Владимира Владимировича серьёзная, честная, искренняя либерализация,
демократизация страны, а так же будет ли разгоняться следующий марш
несогласных. Путин ничего конкретного не ответил, марш же был разогнан. К тому
же вопрос Путина музыканту «А как Вас зовут, извините?» уже стал мемом. В том
же 2010 году с музыкантами встретился Дмитрий Медведев, куда Шевчука уже не
пригласили. Но Дмитрий Анатольевич на встрече вспомнил про лидера «ДДТ» и
сказал, что «в отличие от коллег знает, кто такой Шевчук».
Альбом «Я получил эту роль» стал
дебютом в студийной работе ленинградского состава группы. К сегодняшнему дню из
участников записи в составе «ДДТ» остался только Юрий Шевчук. Этот альбом является
первым официальным сборником лучших песен «ДДТ» и первым альбомом в истории
группы, изданным официально.
В оформлении конверта альбома
были использованы фотографии Андрея «Вилли» Усова. На лицевой же стороне был
впервые представлен логотип «DDT»,
разработанный художником Владимиром Дворником и ставший эмблемой группы.
Выход пластинки вызвал небывалый
ажиотаж среди поклонников «ДДТ» и в первое время купить её в магазинах фирмы
«Мелодия» было практически не возможно, однако на чёрном рынке диск был
доступен в любое время. После дополнительных допечаток всеми заводами фирмы
«МЕЛОДИЯ» ситуация стабилизировалась и пластинку можно было купить в каждом
магазине.
Трек-лист альбома состоял из
десяти композиций. Однако в виниловое издание, долгое время считавшееся
каноническим, вошли лишь восемь. Из трек-листа выпали песни «Хиппаны» и «Ни
шагу назад», которые, впрочем, присутствовали в версии, выпущенной на
компакт-кассетах.
Аннотация к альбому с конверта
пластинки:
Обладатели «Золотого камертона» в
1982 году, лауреаты V
Ленинградского рок-фестиваля и, по мнению журнала «Молодая гвардия»,
«проповедники терроризма» - всё это «ДДТ», группа, основанная восемь лет назад
в Уфе художником Юрием Шевчуком. С 1987 года – группа Ленинградского рок-клуба.
Сколько потрачено бумаги и
киноплёнки, чтобы свести рок к танцевальным ритмам, подвести под псевдонаучный
ярлык – «молодёжная субкультура». На самом деле в новом жанре продолжается
традиция отечественной культуры, в том числе поэтической. В последние 25 лет
она представлена прежде всего поющими поэтами – теми, для кого цензурой была
только совесть. Не случайно к рок-культуре причислял себя наш поэт 80-х
Александр Башлачев. И Шевчук тоже начинал свой путь в роке как поэт с гитарой.
Но явление «ДДТ» - это не только литературное и артистическое дарование лидера
группы. Авторы пластинки, которую вы сейчас держите в руках, - молодые ветераны
и мастера молодого жанра. Игорь Доценко – настоящий профессор рок-н-ролла, в
рок-клубе он преподаёт мастерство игры на ударных инструментах. Вадим Курылев
записал уже два магнитофонных альбома баллад. Андрей Васильев давно смущает
своей музыкой покой одноимённого острова, он сменил множество команд, вплоть до
военного оркестра, где ему за неимением электрогитары доверили самую большую
трубу. Имя Андрея Муратова, надеюсь, знакомо вам по «Зоопарку». А Никита
Зайцев, который владеет, кажется, любым инструментом, известным Союзу
композиторов, был скрипачом и гитаристом «Санкт-Петербурга», в 70-е годы так же
олицетворявшего рок на Неве, как «Аквариум» - в 80-е. Кстати, об «Аквариуме», -
«ДДТ» в записи помогал Александр Ляпин, а звукорежиссёр – Юрий Морозов, автор
более чем полусотни магнитоальбомов. Всех этих людей объединяет не коммерческий
интерес, а общая позиция, и не только в искусстве, но и в отношении к миру, к
людям. Вряд ли имеет смысл её растолковывать: имеющий уши да услышит.
Сегодня все авторитетные издания
признали, что в нашей стране есть свой рок – самобытное и ни на что не похожее
искусство. И среди первых его имён, несомненно, «ДДТ».
Пётр Ильич Чайковский – The Sleeping Beauty (Спящая красавица (фрагменты). Часть 1, 1986 (магнитоальбом)
Петр Ильич Чайковский —русский композитор. Родился 7 мая (25 апреля
постарому стилю) 1840 года, на
Камско-Воткинском заводе Вятской губернии, ныне Воткинск, Удмуртия — в семье
горного инженера, начальника Камско-Воткинского завода. Предки отца происходили
изукраинских казаков, дед матери был
обрусевшим французом. В семье Чайковских музыку любили, мать хорошо пела, играла
на фортепиано, в доме проводились музыкальные вечера. Петр Ильич Чайковский создал
высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Оперы:
«Евгений Онегин» (1878, лирические сцены — новый тип оперы), «Мазепа» (1883),
«Черевички» (1885), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта»
(1891). Новатор в области балета (музыка — ведущий компонент балетной
драматургии); «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889), «Щелкунчик»
(1892). К мировым шедеврам Петра Ильича Чайковского принадлежат 6 симфоний
(1866-1893), симфония «Манфред» (1885), увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
(1866-1893), фантазия «Франческа да Римини» (1876), «Итальянское каприччио»
(1880), 3 концерта для фортепьяно с оркестром (1875-1893); концерт для скрипки
с оркестром, «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (1876),
фортепьянное трио «Памяти великого художника» (1882), романсы. Профессор
Московской консерватории (1866-1878). В 1894 открыт Дом-музей Чайковского в
Клину, в 1940 — мемориальный музей в Воткинске. С 1958 в Москве проводится
Международный конкурс имени Чайковского.
В пять лет он начал играть на
фортепиано, а через три года читал ноты и записывал свои музыкальные
впечатления. В 1850-1859 по желанию родителей Чайковский учился в Училище
правоведения, после чего был определен на службу в Министерство юстиции.
Лишь в 1861г. Петр Чайковский
приступил к серьезным занятиям в музыкальных классах Петербургского отделения
Русского музыкального общества. Осенью 1862 он стал студентом преобразованной
из музыкальных классов Петербургской консерватории, которую с отличием окончил
в 1865г. по классам А.Г. Рубинштейна, высоко ценившего талант ученика, и Н.И.
Зарембы. Тогда же были написаны первые крупные сочинения для симфонического
оркестра: увертюра «Гроза» (к драме Александра Николаевича Островского, 1864) и
Увертюра фа-мажор (1865), «Характерные танцы», кантата для солистов, хора и
оркестра на оду Шиллера «К радости» (дипломная работа), камерные произведения.
Оставив службу в мае 1863, зарабатывал на жизнь уроками. В 1866г. Петр Ильич
Чайковский был приглашен на должность профессора в открывающуюся Московскую
консерваторию (во главе ее стоял Н.Г. Рубинштейн, брат директора Петербургской
консерватории А. Г. Рубинштейна). В 1866-1878 Чайковский вел в консерватории
классы свободного сочинения, теории, гармонии и инструментовки (среди его
учеников — С. И. Танеев). В рамках своих педагогических обязанностей Чайковский
написал «Руководство к практическому изучению гармонии» (1872) и перевел с
французского «Руководство к инструментовке» Ф. О. Геварта.
Годы жизни в Москве стали
временем становления и расцвета таланта Петра Ильича. Главные произведения
этого периода — пять опер, в том числе «Лирические сцены» — «Евгений Онегин»
(1878), четыре симфонии (№ 1 «Зимние грезы», 1866; № 2, 1872; № 3, 1875; № 4,
1877), балет «Лебединое озеро» (1876), «Литургия св. Иоанна Златоуста» (1878),
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1875), Концерт для скрипки с оркестром
(1878), «Меланхолическая серенада» для скрипки с оркестром (1875), «Вариации на
тему рококо» для виолончели с оркестром (1876), музыка к пьесе А. Н.
Островского «Снегурочка» (1873), симфонические фантазии «Буря» (по Вильяму
Шекспиру, 1873) и «Франческа да Римини» (1876), а также увертюра-фантазия
«Ромео и Джульетта» (1869), 3 струнных квартета (1871-76), Большая соната для
фортепиано (1878), множество фортепианных пьес (в том числе знаменитый цикл
«Времена года», 1876) и романсов для голоса с фортепиано.
В конце 1870-х годов Петр
Чайковский ушел из консерватории и поехал за границу. В середине 1880-х гг.
композитор возвратился к активной музыкально-общественной деятельности в России
(в 1885 он был избран директором Московского отделения Русского музыкального
общества). Тогда же он поселился под Москвой: сначала в селе Майданово, затем
во Фроловском — оба близ Клина, а в 1892 — в Клину.
Среди созданного им — оперы
«Орлеанская дева» (1879), «Мазепа» (1883), «Черевички» (1885; это второй
вариант оперы «Кузнец Вакула», завершенной в 1874), «Чародейка» (1887), балет
«Спящая красавица» (1889), «Всенощное бдение» (1881), программная симфония
«Манфред» (1885), Симфония №5 (1888), 4 сюиты для оркестра (1879-87; Сюита №4
известна под названием «Моцартиана»), Серенада для струнного оркестра (1880),
«Торжественная увертюра 1812» (1880), «Итальянское каприччио» для оркестра
(1880), увертюра-фантазия «Гамлет» (1888), трио «Памяти великого художника (на
смерть Н. Г. Рубинштейна, 1882), ряд великолепных романсов, в том числе «То
было раннею весною», «День ли царит», «Серенада Дон-Жуана».
Последний период жизни
композитора отмечен всемирным признанием творчества Чайковского, проявившимся
не только в восторженном приеме его сочинений (в 1891 он с триумфом
гастролировал в США; в 1892 — в Гамбурге под управлениемГустава Малера с огромным успехом прошёл
«Евгений Онегин»), но и в избрании композитора членом-корреспондентом парижской
Академии изящных искусств (1892) и почетным доктором Кембриджского университета
(1893). В эти годы, оказавшиеся завершающими в не знавшей перерыва 28-летней
композиторской деятельности Чайковского, были созданы оперы «Пиковая дама»
(1890) и «Иоланта» (1891), балет «Щелкунчик» (1892), струнный секстет
«Воспоминание о Флоренции» (1892), Симфония № 6, «Патетическая» (1893),
утвердившая место Чайковского среди крупнейших симфонистов мира.
Умер Петр Ильич Чайковский в
расцвете творческих сил и славы 25 октября (6 ноября по новому стилю) 1893
года, заболев холерой.
Носитель: Audio MС
Страна: СССР
Год выпуска: 1986
Лэйбл: МЕЛОДИЯ СМ 01516 Таллинский завод музыкальных кассет
Жанр: классика, балет
Формат: MP3 320 kbps
Аудиокодек:
FLAC (*.flac)
Типрипа: image+.cue
Битрейтаудио: 24 bit 48000 Hzlossless
Размерфайла: MP3 - 107 Мб, FLAC – 517 Мб
Продолжительность:50:58
Треклист:
P.I.
Tchaikovsky – The Sleeping Beauty (excerpts from the ballet)
Part 1
Side 1 (4)
01. No. 1 –
March
02. No. 2 –
Scene With Dances (Entrance of the Fairies)
03. No. 3 –
Pas De Six
Clarinet
solo- V. Sokolov
04. No. 4.
– Finale
Side 2 (4)
05. No. 6 –
Waltz
06. No. 8 – Pas D`action
07. No. 9 –
Finale
08. No. 15
– Pas D`action (Aurora and Prince Desire)
Cello solo
– F. Luzanov
The USSR
Symphony Orchestra. Conductor E.Svetlanov
Recordedin
1980
Запись кассеты: Таллинский завод музыкальных кассет, 1986
Пётр Ильич Чайковский – The Sleeping Beauty (Спящая красавица (фрагменты). Часть 2, 1986 (магнитоальбом)
Директор императорских театров И.
Всеволожский (1835—1909), поклонник творчества Чайковского, высоко оценивший
«Лебединое озеро», в 1886 году попытался заинтересовать композитора новой
балетной темой. Он предложил сюжеты «Ундины» и «Саламбо». Композитор,
работавший тогда над оперой «Чародейка», от «Саламбо» сразу же отказался, но
«Ундина» его заинтересовала: на этот сюжет была написана ранняя опера, и
Чайковский был не прочь к нему вернуться. Он даже попросил брата Модеста,
известного либреттиста, заняться сценарием. Однако представленный М. Чайковским
(1850—1916) вариант был отвергнут дирекцией театров, а Всеволожским овладел
другой замысел — создать пышный спектакль в стиле балетов при дворе Людовика
XIV с кадрилью из сказок Перро в дивертисменте последнего акта. 13 мая 1888
года он писал Чайковскому: «Я задумал написать либретто на «La belle au bous
dormant» по сказке Перро. Хочу mise en scene сделать в стиле Louis XIV. Тут
может разыграться музыкальная фантазия и можно сочинять мелодии в духе Люлли,
Баха, Рамо и пр. и пр. Если мысль Вам по нутру, отчего не взяться Вам за
сочинение музыки? В последнем действии нужна кадриль всех сказок Перро — тут
должны быть и кот в сапогах, и мальчик с пальчик, и Золушка, и Синяя борода и
пр.». Сценарий был написан им самим в тесном содружестве с М. Петипа
(1818—1910) по сказке Шарля Перро (1628—1697) «Красавица спящего леса» из его
сборника «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых нравов с
поучениями»(1697). Получив его во второй половине августа, Чайковский, по его
словам, был очарован и восхищен. «Это мне вполне подходит, и я не желаю ничего
лучшего как написать к этому музыку», — отвечал он Всеволожскому.
Чайковский сочинял увлеченно. 18
января 1889 года он закончил наброски пролога и двух действий, над третьим
работа шла весной и летом, частично — во время большого путешествия,
предпринятого композитором по маршруту Париж — Марсель — Константинополь —
Тифлис (Тбилиси) — Москва. В августе он уже заканчивал инструментовку балета,
который с нетерпением ожидали в театре: там уже шли репетиции. Работа
композитора протекала в постоянном взаимодействии с великим хореографом
Мариусом Петипа, составившим целую эпоху в истории русского балета (он служил в
России с 1847 года до самой кончины). Петипа предоставил композитору подробный
план-заказ. В результате возник совершенно новый по музыкальному воплощению тип
балета, далеко отстоящий от более традиционного в музыкально-драматургическом
плане, хотя и прекрасного по музыке «Лебединого озера». «Спящая красавица»
стала подлинной музыкально-хореографической симфонией, в которой музыка и танец
слиты воедино. «Каждый акт балета был как часть симфонии, замкнут по форме и
мог существовать отдельно, — пишет известный исследователь балета В.
Красовская. — Но каждый выражал и одну из сторон общей идеи, а потому, как
часть симфонии, мог быть вполне оценен лишь в связи с другими актами.
Сценическое действие «Спящей красавицы» внешне повторяло план сценария. Но
рядом с кульминациями сюжета и, по сути, тесня их, возникали новые вершины —
музыкально-танцевального действия.... «Спящая красавица» — одно из выдающихся
явлений в истории мировой хореографии XIX века. Это произведение, наиболее
совершенное в творчестве Петипа, подводит итог трудным, не всегда успешным, но
упорным поискам хореографа в области балетного симфонизма. В известной мере оно
подытоживает и весь путь хореографического искусства XIX века...»
Премьера «Спящей красавицы»
состоялась в петербургском Мариинском театре 3 (15) января 1890 года. На
протяжении XX века балет не раз ставился на многих сценах, причем в основе
спектакля всегда была хореография Петипа, ставшая классической, хотя каждый из
обращавшихся к «Спящей красавице» балетмейстеров вносил что-то от своей
индивидуальности.
Сюжет
Во дворце короля Флорестана
празднуют крестины новорожденной принцессы Авроры. На праздник прибывают добрые
волшебницы с дарами. Внезапно раздаются трубные сигналы и шум. В колеснице,
запряженной крысами, появляется фея Карабос, которую забыли пригласить. Король
и королева умоляют простить их, но она насмешливо отвечает, что Аврора юной
заснет навеки от укола веретеном. Все объяты ужасом, но фея Сирени, крестная
Авроры, еще не успевшая одарить ее, смягчает участь принцессы: Аврора заснет не
навсегда — прекрасный принц поцелуем разбудит ее от долгого сна и возьмет в
жёны.
В королевском парке готовится
празднество по поводу совершеннолетия Авроры. Каталабют видит крестьянок,
пришедших с веретенами работать во дворце. Он читает им указ короля, по
которому в замок запрещается приносить колющие предметы, и хочет отправить
провинившихся в тюрьму, но смягчается и прощает их. На террасе дворца
появляются король и королева, сопровождаемые четырьмя принцами. Родители
предлагают Авроре выбрать себе жениха, но сердце ее молчит. Принцесса замечает
старуху, отбивающую такт веретеном. Она выхватывает веретено у старухи и
кружится с ним, но внезапно испуганно останавливается: она укололась! В ужасе Аврора
начинает метаться и падает замертво. Старуха выступает вперед, все узнают фею
Карабос. Принцы бросаются к ней с обнаженными шпагами, но она, хохоча,
исчезает. Из фонтана, озаряющегося волшебным светом, поднимается фея Сирени.
Она утешает горюющих: принцесса проспит сто лет, но чтобы ей не было одиноко
после пробуждения, все присутствующие уснут вместе с ней и проснутся, когда
прекрасный принц вернет ее к жизни. Спящую принцессу бережно уносят во дворец.
Волшебной палочкой фея погружает королевство в сон. Из-под земли появляется
плющ, покрывая дворец и спящих. Деревья и кусты сирени разрастаются, превращая
королевский парк в непроходимый лес. Прошло сто лет. Поляна в густом лесу близ
реки. Вдалеке виднеются скалы. Под звуки охотничьих рогов появляются принц
Дезире и его свита: в азарте охоты они зашли туда, куда раньше никогда не
заходили. Слуги готовят завтрак, дамы и кавалеры устраивают игры, стреляют из
лука, танцуют галантные танцы. Принцу докладывают, что в чащобе обложен
медведь, но Дезире устал и предлагает поднять медведя без него. Все удаляются,
оставив принца. На реке показывается ладья. Она пристает к берегу, из нее
выходит фея Сирени. Медленно протягивает она волшебную палочку в сторону скал.
Они раскрываются, и принц Дезире видит спящую Аврору. По велению волшебной
палочки принцесса поднимается. Ее озаряют лучи солнца, и видение исчезает.
Пораженный красотой Авроры принц бросается к фее Сирени, и она ведет его к
ладье, которая тотчас отплывает. Они движутся сквозь лес, все более густой и
дикий. Наступает ночь, и в лунном свете все кажется волшебным. Вот уже виден
заросший плющом дворец. Ладья останавливается, Дезире и фея сходят на берег.
Волшебной палочкой фея заставляет ворота открыться, и принц вбегает во дворец.
В роскошной спальне на кровати
под балдахином спит Аврора. Король и королева уснули в креслах, придворные спят
стоя, прислонившись друг к другу. Все покрыто пылью и паутиной. Принц бросается
к королю, королеве, Каталабюту, зовет принцессу, но все тщетно. Тогда принц
склоняется над спящей Авророй и целует ее. Принцесса просыпается, вслед за нею
— и все остальные. Исчезают пыль и паутина, весело пылает огонь в камине,
загораются свечи. Принц просит у короля руки принцессы, и король дает согласие.
Свадьба принца Дезире и принцессы
Авроры. Все собираются на празднество перед королевским дворцом. Среди гостей —
персонажи волшебных сказок Синяя борода, принцесса Флорина и Голубая птица, Кот
в сапогах и Белая кошечка, Мальчик-с-пальчик, Золушка, принц Фортюне.
Музыка
Несмотря на то, что «Спящая
красавица» — французская сказка, музыка ее, по стихийной эмоциональности и
проникновенной лиричности, глубоко русская. Ее отличает одухотворенность,
светлая романтика, ясность и праздничность. По своему характеру она близка
одной из оперных жемчужин Чайковского — «Иоланте». В основу музыки легло
противопоставление и симфоническое развитие тем Сирени и Карабос как антитезы
Добра и Зла.
Большой вальс I акта — один из
ярчайших номеров балета. Знаменитая музыкальная Панорама II акта иллюстрирует
путь волшебной ладьи. Музыкальный антракт, соединяющий первую и вторую картины
II акта, — соло скрипки, интонирующей прекрасные мелодии любви и грез. Нежному
звучанию скрипки отвечают гобой и английский рожок. В III акте Pas de deux
Авроры и принца — большое Адажио, звучащее как апофеоз любви.
Л. Михеева
Носитель: Audio MС
Страна: СССР
Год выпуска: 1986
Лэйбл: МЕЛОДИЯ СМ 01517 Таллинский завод музыкальных кассет
Старая запись на кассете. Жизнь
наша не изменилась, как было в конце 80-х вначале 90-х, так всё и осталось,
только цивилизованнее и круче. А что происходит на Украине, подтверждает трек
«2017 год». Возможно, в оцифровке есть изъяны, т.к. кассета очень старая, а
записывал я её в 1991 году ещё до путча, так бы и валялась, если бы не
посмотрел парламентский час и не взялся за реставрацию данной записи.
Носитель: Audio MС
Страна: СССР
Год выпуска: 1991
Лэйбл:
Жанр: юмор
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: MP3 - 193 Мб
Продолжительность:01:30:45
Треклист:
1 сторона
01. Геннадий Хазанов - Телесеансы Кашпировского (3.11)
02. Геннадий Хазанов - Группенсекс в колхозе (8.45)
03. Геннадий Хазанов - Эмигрант из СССР в Нью-Йорке (8.24)
04. Геннадий Хазанов - Протокол одного заседания (14.04)
05. Геннадий Хазанов - Сообщение ТАСС (2.27)
06. Геннадий Хазанов - 2017 год (5.58)
07. Геннадий Хазанов - Диалог таксиста и отдыхающего (1.16)
2 сторона
08. Геннадий Хазанов - Поездка с Варюхой ((5.54)
09. Геннадий Хазанов – Эпилог (1.12)
10. Аркадий Арканов - Секс по-советски (4.56)
11. Аркадий Арканов - Пьеса одного человека для двух лиц
(5.30)
12. Михаил Задорнов - Явление Сталина (10.47)
13. Евгений Петросян - На заседаниях съезда народных депутатов
СССР (9.39)