Этот блогг создан для хранения и личного пользования музыкальными произведениями собственной оцифровки. Посетителям блогга предоставляется право на бесплатное скачивание и личное пользование моим архивом. Распространению и тиражированию записи не подлежат.

Аркадий Райкин – Спектакль Ленинградского театра миниатюр «От 2-х до 50-ти» (пластинка I), 1963 4 LP

Аркадий Райкин – Спектакль Ленинградского театра миниатюр «От 2-х до 50-ти» (пластинка I), 1963 4 LP

Спектакль Ленинградского театра миниатюр под художественным руководством Аркадия Райкина «От 2-х до 50-ти».
Р. Рома, О. Малоземова, В. Горшенина, Т. Кушелевская, И. Петрущенко, В. Ляховицкий, М. Максимов, Г. Новиков, В. Меркушев, Р. Карцев, И. Минкович, В. Харитонов.
Эстрадный оркестр театра. Дирижёр. А. Семенов.
Обычно рассказ об актёре начинается с его первых театральных впечатлений. И почти всегда их относят к совсем юным годам, когда интерес к тому, что происходит на сцене, ещё не может быть сознательным.
Начав интересоваться театром, Райкин менее всего думал, что будет актёром. Не думал просто потому, что в шестилетнем возрасте ни кто ещё не заботится о выборе своей профессии.
Аркадий Исаакович РАЙКИН родился в 1911 году в Риге. Небольшой приволжский город Рыбинск, куда в самый канун революции переехала из Риги семья Райкиных, ничем не выделялся среди многих провинциальных городов царской России. Размеренная тусклая жизнь так называемого «интеллигентского» круга отличалась удивительным постоянством интересов. Театру среди них принадлежало отнюдь не первое место. Постоянной труппы в городе не было, и любители сценического искусства целиком зависели от вкусов заезжих антрепренёров.
В шесть лет Аркадий Райкин впервые самостоятельно попал на спектакль, в котором местные любители разыгрывали пьесу Ростана «Шантеклер». С тех пор он не пропускал ни одного спектакля заезжих актёров. Меленький безбилетник был самым благодарным зрителем, и скоро его приметили в театре. Случалось, что труппа переезжала на другую площадку, Аркадий следовал за ней. Он знал многих артистов, знал почти наизусть спектакли, которые мог смотреть по многу раз. Так было и несколькими годами позже, когда он жил уже в Ленинграде.
В школе, где учился Аркадий Райкин, было несколько таких же энтузиастов театра. Он пробовал играть, и многое, с чем выступал на школьной сцене, давалось ему обыкновенно легко. Аркадий читал стихи и рассказы, преимущественно смешные. Читал удивительно весело, с живостью воссоздавал образы людей и события. Рассказы, в большинстве случаев знакомые, звучали всегда по-новому. Райкину было приятно, что он может не только прочитать стихотворение, но и спеть, протанцевать, исполнить каскадный номер. Спеть без голоса – смелая попытка. Это можно было восполнить артистизмом, жестом, мимикой. Отсутствие голоса лишь усиливало комический эффект.
Театр и эстрада поглощали его в ту пору в равной степени, и он не знал, чему отдать предпочтение. Однажды школьные педагоги предложили Райкину сыграть с ними вместе в спектакле. Коллектив учителей-любителей собирался ставить пьесу Горького «На дне». Райкин должен был играть в этом спектакле роль Актёра. Здесь у него произошла интересная встреча. Ставил спектакль тогда ещё молодой режиссёр Юрий Юрский. Он руководил школьным драматическим коллективом, и от него Райкин услышал первые профессиональные советы. Юрский, впоследствии работавший в драматическом театре, на эстраде и даже в цирке, разглядел в юноше черты синтетического дарования, столь драгоценные для эстрадного искусства.
Когда Райкин учился в последнем классе, артист Пётр Щербаков пригласил его в свой передвижной (полупрофессиональный) коллектив, где Райкин сразу получил несколько небольших ролей. Тогда же Аркадию предложили заменить заболевшего актёра в спектакле театра «Станок». Это был памятный день. Первый выход на профессиональную сцену.
Вскоре Аркадий Райкин попадает к одному из замечательных театральных педагогов. Он становится учеником Владимира Соловьева в Институте сценических искусств (ныне Театральный институт имени А. Н. Островского), куда его приняли после школы. «Каждый спектакль – творчество. И всегда новое. И всегда труд», - говорил В. Соловьев. Большой знаток и ценитель мольеровского театра, он привил молодому актёру столь необходимые для сценического творчества понимание жанра и чувство формы.
На сцене студенческого театра Аркадий Райкин играл роль маркиза де Маскариля в спектакле Мольера «Смехотворные жеманницы», играл на сцене историко-музыкального театра «Эрмитаж» в опере-буфф Перголези «Служанка-госпожа» роль слуги Веспоне и другие.
Весной 1935 года Аркадий Райкин вышел из Театрального института с дипломом драматического актёра. Первые шаги на профессиональной сцене он делал под руководством своего учителя Владимира Соловьева. В одном из театральных залов студия Соловьева давала спектакли. Это была профессиональная труппа, в которой объединились молодые актёры, воспитанники института. Репертуар студии был довольно разнообразен. Райкина занимали в комедийных спектаклях. В студии Райкин пробыл около года, пока она не слилась с Трамом – Театром рабочей молодёжи.
Начало работы Райкина на профессиональной сцене не было столь блистательным, как это пророчили в институте. В Траме он был введён в спектакль «Дружная горка» на роль Воробушкина и сравнительно долгое время играл только эту роль.
После одного из спектаклей Трама, где Райкину была поручена маленькая эпизодическая роль, в журнале «Рабочий и театр» появилась такая рецензия: «Райкин показал себя незаурядным актёром острого шаржа, гротеска, освоившим жанровые особенности комедийного спектакля». Рецензия называлась «Роль без слов». Эта роль принесла самому Райкину большое творческое удовлетворение. Перед ним возник вопрос: когда он ещё сможет получить такую роль, и придут ли эти роли в театр? Последняя эпизодическая роль подсказала актёру, что на эстраде он сможет сам создавать такие роли и такие образы. Райкин ушёл из театра, чтобы через эстраду прийти к своему театру. Театру живому, насквозь современному, боевому театру «коротких ударов».
Осенью 1939 года, вскоре после Всесоюзного конкурса артистов эстрады, в газете «Советское искусство» была напечатана статья «Новые имена». В этой статье были следующие строки: «Райкину 28 лет, свои юмористические пародии, песенки и танцы он исполняет очень мягко, культурно и просто. Райкин универсален, изобретателен, у него большие способности к перевоплощению».
Обычно рождение Райкина как эстрадного артиста связывается с днями Всесоюзного конкурса артистов эстрады в 1939 году. Но это неверно. Райкин начал выступать на эстраде, ещё, будучи артистом драматического театра. Начал он с выступлений перед детьми. Многое из этого он перенёс позднее на «взрослую эстраду».
За несколько месяцев до конкурса, весной 1939 года, в Ленинграде открылся Театр эстрады и миниатюр, в котором Райкин выступал как конферансье, художественным руководителем которого стал через некоторое время. Райкин пришёл на эстраду вполне сформировавшимся актёром, со своим амплуа и своими вкусами. В театре артисты различных жанров составляли концертную программу, которая объединялась конферансом, интермедией и элементами театрализации. С первых дней работы в театре Райкин стал искать сближения с той маленькой группой артистов, которая существовала здесь для постановки интермедий и миниатюр. С жанром конферанса он не порывал. Не отказался от конферанса он и впоследствии, когда работал в Театре миниатюр. Но образ конферансье видоизменился. Интермедии связывали действие воедино.
Первоначально Театр эстрады и миниатюр, в котором быстро определилось ведущее положение Райкина, оставался в значительной мере Театром эстрады. Миниатюры, фельетон, сценка, интермедия чередовались с эстрадными и номерами различных жанров. Как правило, это были выступления на высоком уровне мастерства. В разные годы с Райкиным работали известные артисты эстрады и цирка. Райкин органически связывает эстрадные номера в единый спектакль. Артисты эстрады и цирка становились участниками миниатюр. Они превращались в действующих лиц маленьких комедийных сценок.
Однако вскоре стало ясно: в театр эстрады и миниатюр зритель приходит совсем не для того, чтобы увидеть программу, которую ему покажут на любой эстрадной площадке. Главное, чего ждёт зритель в этом театре, - это острого слова, боевого разговора о современности.
Так постепенно Театр эстрады и миниатюр становится театром миниатюр. Не будет преувеличением сказать, что театр был рождён запросами времени. Современный нам Театр миниатюр – театр утверждения и борьбы, театр активного вторжения в жизнь. «Надо жить сегодняшним и даже завтрашним днём», - говорил Аркадий Райкин, определяя программу своего театра.
Работая в эстрадном театре, Райкин постепенно стал переходить от безобидного юмора к сатирическому обличению. Многому приходилось учиться, многое открывать заново в себе самом и в окружающей действительности. От спектакля к спектаклю театр обогащался новыми жанрами. Райкин обрастал труппой. Расширялись границы изображаемого. Раздвигались жанровые рамки спектакля. Райкин пробовал свои силы в куплете и фельетоне, прибегал к трансформации, сочетая её с перевоплощением. Конферанс ещё больше приобретал черты интермедии, органически связанной с общим замыслом действия. На авансцене действовали герои «блиц-миниатюр» - поразительных по своей остроте и меткости молниеносных актёрских зарисовок. Так постепенно складывался облик искусства, которое связывалось с именем Райкина и впоследствии получило название «театр Райкина». Теперь всё чаще у нас прибегают к понятию «театра Райкина». При этом иногда определяют этим понятием не только то, что связано со спектаклем Ленинградского театра миниатюр, но и жанр, созданный искусством Райкина-актёра.
В рецензии «Литературной газеты» на спектакль «Любовь и три апельсина» есть слова, с которыми невозможно не согласиться: «Никто не скажет: «Сегодня я иду на новый спектакль Ленинградского театра миниатюр». Каждый скажет: «Я иду на Райкина…» Лирическое общение зала с Райкиным всегда содержательно, ибо за этим стоит самораскрытие артиста, его тема, его игра… Как не может быть концерта Гилельса без Гилельса, так не может быть спектакля без Райкина.
Что же это – «театр Райкина»?
Можно искать его исключительные признаки в жанровом разнообразии. Возможности актёра здесь неограниченны. Райкин умеет не только отлично перевоплощаться из образа в образ, но и с такой же убедительностью переходить от жанра к жанру, то пародируя, то вполне серьёзно показывая владение техникой смежных жанров искусства. Пантомима требует иных приспособлений, нежели сатирическая комедия. Трансформация, которой превосходно владеет Райкин, - это уже особый род искусства, очень редкий у нас на эстраде. У Райкина она сочетает блестящую технику с комедийно-драматическим талантом.
Несомненно, жанровое разнообразие – одна из примечательных черт «театра Райкина». Но это только одна из черт. Другая особенность его заключается в том, что «театр Райкина», хотя и называется театром, насквозь эстраден.
У «театра Райкина» есть ещё одна особенность. Райкин пришёл к сатире от юмора. Это в известной степени наложило отпечаток на всё его творчество. Как ни беспощадны создаваемые им сатирические образы, творчество актёра оптимистично. Оно основано на любви к человеку, на вере в него. И не удивительно поэтому, что в палитре Райкина-сатирика – большое разнообразие красок. Он может быть добр, нежен и лиричен, а уничтожает он тем единственным оружием, которым владеет в совершенстве. Он может быть суров, но может быть и мягок. Он видит в человеке не только ту сторону, которой человек повернулся к нему сейчас. Актёр видит его таким, каким человек может стать завтра.
В каждом спектакле актёр играет много ролей. Они всегда различны. К разным героям у актёра разное отношение. Райкин легко и свободно прибегает к маскам, но маски не мешают ему находить в каждом герое черты характера. Маска у Райкина не заслоняет характера персонажа даже в таком искусстве молниеносного преображения, как трансформация. У Райкина есть средства лаконичной, но не теряющей от этого своей выразительности характеристики образа. Это – мимика, жест, разнообразная пластика движений и богатство интонаций.
Рядом с трансформацией живёт в «театре Райкина» совсем другое искусство, о древних представлениях которого кто-то сказал однажды: «На кончике каждого пальца они имеют по языку». Это искусство мимов. Искусство жеста, движения, мимического изменения лица, выражения глаз, искусство без слов, без голоса.
В райкинских пантомимах поведение человека подчёркнуто естественно. Райкин подмечает такое, чего другой не подметит. И очень смешно рассказывает об этом.
Сатирическое искусство Аркадия Райкина обладает жизнеутверждающей силой, высоким оптимизмом.
В. Ардов
Страна: СССР
Носитель: Audio LP
Год выпуска: 1963
Лэйбл:  МЕЛОДИЯ
Порядковый номер: Д - 12519-20
Матричный номер: 33 Д 12519-20 2-1
Жанр: юмор, спектакль
Формат: MP3 320 kbps – очищено от шумов и тресков
Аудиокодек:
FLAC (*.flac) – очищено от шумов и тресков
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hz  lossless
Размер файла: MP3 – 62,2 Мб, FLAC – 255 Мб
Продолжительность:  30:10
Треклист:
Сторона 1
1 действие
01. Увертюра (1.24)
02. Последний скандал (8.52)         
03. От 2-х до 50-ти (2.08)
04. Кубики (1.00)
Сторона 2
05. Говорящая кукла (14.05)
06. Руководитель и мыши (2.41)
Текст: М. Гнидина, Г. Рябкина, К. Рыжова, А. Райкина, М. Айзенштадта, В. Тихвинского
Композитор – Г. Портнов
Аркадий Райкин
Артисты театра: Р. Рома, О. Малоземова, В. Горшенина, Т. Кушелевская, И. Петрущенко, В. Ляховицкий, М. Максимов, Г. Новиков, В. Меркушев, Р. Карцев, И. Минкович, В. Харитонов.
Эстрадный оркестр театра. Дирижёр – А. Семенов.
℗ Всесоюзная фирма грампластинок «МЕЛОДИЯ», 1963
Переиздание, 1968
©Ленинградский завод грампластинок
Комплект из 4 пластинок
Цена комплекта 6 руб. 10 коп. Цена пластинки 1 руб. 30 коп.  Арт. 17-6
Зак. 61. Тир. 10000. Подп. В печать 11/3-74 г.
Тип. з-да грампластинок. Ленинград. Цветочная ул. 7.
Т-10 з. 6618
Оцифровка Геннадия Горбунова