Ария – Лучшие песни 1985-1999, 1999 2CD
Носитель: Audio 2CD
Год выпуска: 1999
Лэйбл: MOROZ RECORDS
Порядковый номер: MR 99265 CD2
Жанр: Heavy Metal, Rock
Формат: MP3 320 kbps
Аудиокодек:
FLAC (*.flac)
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 44000 Hz lossless
Размер файла: CD1 MP3 –
187 Мб, FLAC – 754 Мб
CD2 MP3 – 175 Мб, FLAC
– 728 Мб
Продолжительность: CD1 - 01:00:00, CD2 – 00:58:05
Треклист:
CD 1
01. Что вы сделали с
вашей мечтой (5.19)
02. Герой асфальта
(4.59)
03. Раскачаем этот
мир (5.58)
04. Воля и разум (4.34)
05. Бивни чёрных скал
(4.50)
06. Улица роз (5.55)
07. Баллада о
древнерусском воине (8.31)
08. Это рок (5.54)
09. Встань, страх
преодолей (4.14)
10. Игра с огнём
(9.01)
MP3 - Ария – Лучшие песни 1985-1999, 1999 CD1. rar
FLAC - Ария – Лучшие песни 1985-1999, 1999 CD1. rar
CD 2
01. Прощай, Норфолк!
(5.18)
02. Грязь (4.43)
03. Возьми моё сердце
(4.05)
04. Отшельник (5.36)
05. Кровь за кровь (7.41)
06. Дух войны (4.56)
07. Ангельская пыль
(6.00)
08. Дезертир (6.29)
09. Обман (5.17)
10. Ночь короче дня
(7.14)
© Ария, 1999
(R) MOROZ RECORDS, 1999
MP3 - Ария – Лучшие песни 1985-1999, 1999 CD2. rar
FLAC - Ария – Лучшие песни 1985-1999, 1999 CD2. rar
АРИЯ –
советская и российская хеви-металл группа. Одна из самых успешных российских
рок-групп, достигших серьёзного коммерческого и творческого успехов. Лауреат
премии Fuzz 2007 года
как лучшая live-группа.
Её бывшими участниками были образованы многие другие известные группы
(«Мастер», «Кипелов», «Маврин», «Артерия», «Артур Беркут», «Воля и разум»),
которые вместе составляют плеяду, называемую «Семейкой Арии». Лидеры группы и
основные композиторы – басист Виталий Дубинин и гитарист Владимир Холстинин (он
же один из основателей «Арии» и единственный бессменный участник). Большая
часть текстов группы написана поэтессой Маргаритой Пушкиной.
Предыстория группы
Будущие участники-музыканты
«Арии» Виталий Дубинин и Владимир Холстинин познакомились, когда учились в МЭИ,
где создали любительскую группу «Волшебные сумерки». Дубинин поначалу был
поющим басистом, затем на роль вокалиста был приглашён Артур Беркут. В 1982
году Дубинин покинул группу. Вскоре Беркут получил приглашение на место
вокалиста в арт-рок группу «Автограф», и «Волшебные сумерки» перестали
существовать. Холстинин вместе с бас-гитаристом Аликом Грановским стали
музыкантами группы «Альфа», исполняющей хард-рок, но коллектив просуществовал
всего несколько лет. В период борьбы с самодеятельными коллективами (1982 – 1984)
музыканты вынуждены были искать работу в официальных ВИА, и начали выступать в
ВИА «Поющие сердца».
Ранняя история
В 1982 – 1983 годах директор
«Поющих сердец» Виктор Векштейн вынашивал идею новой группы, которая бы играла
в более современном стиле. Не имея собственных чётких предпочтений относительно
музыкальной стилистики будущей группы, Векштейн предпочёл приглашать в «Поющие
сердца» молодых музыкантов, предоставляя им возможность свободного творческого
поиска с опорой на технические возможности коллектива. Так в 1983 году в
«Поющие сердца» был приглашён Виталий Дубинин, который спустя несколько месяцев
поступил учиться в Музыкальное училище им. Гнесиных на вокальный факультет и покинул
группу. В 1985 году, после его ухода, в ВИА «Поющие сердца» пришли Грановский и
Холстинин, а из распавшегося ВИА «Лейся, песня» перешёл Валерий Кипелов. Играя
в качестве аккомпанирующих музыкантов в «Поющих сердцах», Холстинин и
Грановский создали сайд-проект: группу, которая должна была исполнять
хеви-металл. Менеджером и художественным руководителем нового коллектива
остался Векштейн, предоставивший музыкантам свою студию.
Название группы придумал Владимир
Холстинин. В одном из интервью по этому вопросу он сказал: «Никакого смысла не было… слово мне понравилось на первой странице
словаря иностранных слов. Когда выбирал название, я взял такую толстую книжку и
начал её листать. Три дня я её читал с карандашом в руках, выписывая всё, что
мне понравится. Вот. И через три дня я вернулся на первую страницу. Мне
показалось, что название идеальное: оно легко пишется латинскими и русскими
буквами. Ведь у каждого музыканта есть мечта. Ведь нет пророка в своём
отечестве. Я думал: «Вдруг мы станем популярными там. И как они будут писать
название какое-нибудь заковыристое на русском языке?». «Ночные снайперы»,
например, это невозможно. Или даже там «Машина времени». Поэтому нужно такое
название, чтобы оно легко скандировалось и писалось русскими и латинскими буквами.
К тому же нам приходилось учитывать цензуру. Мы не могли назваться, допустим,
как-то жёстко… Мы были юны, категоричны, и хотели, чтобы название отражало вот
ту энергию, которую мы собираемся принести. Ну, и мы решили, то есть я решил,
пойти от противного. Вот такое название настолько будет не соответствовать
нашей музыке, нашей группе, нашему духу, что будет запоминаться и бросаться в
глаза. И вот, на этом контрасте, мне показалось, что будет сыграть. Буквально
после первых концертов я прочитал в газетах, что поклонники называют себя
«арийцами», пишут на майках «Ария» и насмерть бьются с поклонниками других
групп. Это было для нас большой неожиданностью, но идея нам понравилась. Вот
чувствовать себя некой избранной такой «музыкальной расой» - это забавно. Вот…
А больше подтекста никакого не было…».
Гитарист Владимир Холстинин, один из основателей группы и единственный
постоянный её участник, придумавший название – «Ария»
Векштейн, Грановский и Холстинин
начали подбирать состав группы. В этот период в неё пробовались гитарист Сергей
Потёмкин (экс-«Альфа»), вокалист Николай Носков (экс-«Москва»), затем – в
«Парке Горького»), клавишник «Александр Мясников (экс-«Акцент»). В феврале 1985
года постоянным вокалистом «Арии» был утверждён Валерий Кипелов (экс-«Лейся,
песня»). Ударником стал звукоинженер «Поющих сердец» Александр Львов,
клавишником и бэк-вокалистом – Кирилл Покровский.
Клавишник и бэк-вокалист Кирилл Покровский
Ария, 1985, с Кипеловым
Днём рождения группы сами
музыканты называют 31 октября 1985 года, когда была закончена работа над первым
студийным альбомом – «Мания величия». Материал, выпущенный в магнитоальбомном
формате, представлял собой традиционный хеви-металл в духе модных в то время
английских и американских групп типа «Iron Maiden» и «Black Sabbath».
Альбом был записан с одним гитаристом, Холстининым, для живых выступлений
требовался второй гитарист – поэтому к концу записи альбома в коллектив
приходит Андрей Большаков (экс-«Зигзаг», экс-«Коктейль»).
Андрей Большаков
Кроме того, Игорь Молчанов (экс-«Альфа»)
заменил за ударными Львова, оставшегося звукооператором группы.
Барабанщик Арии Игорь Молчанов
Первый концерт «Арии» прошёл в ДК МАИ 5
февраля 1986 года, на разогреве у самих себя в качестве «Поющих сердец». В том
же 1986 году группа, уже сольно, приняла участие в фестивалях: в мае – на
«Литуанике-86», а 7 – 8 июня – на «Рок-панораме-86». Группа была встречена
одобрительно и завоевала несколько премий: на первом приз за «профессионализм»,
на втором – сразу два («за техническое обеспечение» и «за лучшие антивоенные
композиции»). Фрагмент выступления на «Рок-панораме-86» с песней «Тореро» был
включён в очередной, «музыкальный» выпуск телепрограммы «Весёлые ребята». Это
стало первым появлением «Арии» на советском телевидении. Около полугода
выступления происходили в полуподпольном режиме: на афишах значилась группа
«Поющие сердца». В одном отделении концерта игралась программа «Арии», а в
другом, те же самые музыканты аккомпанировали Антонине Жмаковой в программе
«Поющих сердец», утверждённой Москонцертом. Естественно, проделывать это можно
было только во время гастролей в провинции, где идеологический контроль был
слабее, чем в Москве, и долго это продолжаться не могло. Векштейн использовал
всё своё влияние, чтобы обеспечить сдачу худсовету «металлической» программы и
получение официального разрешения на выступление группы под названием «Ария».
Для оправдания названия группы и в качестве запланированного объекта для
критики, в программу специально были вставлены оперные арии на итальянском
языке в исполнении педагога по вокалу Виталия Усова, которые по требованию
комиссии были удалены как несоответствующие стилистики репертуара. Авторство
песен «Арии» было приписано членам Союза композиторов и классикам, в частности,
автором «Волонтёра» значился Давид Тухманов, а текста песни «Тореро» - Федерико
Гарсия Лорка. 12 сентября 1986 года, после прослушивания во Дворце культура
АЗЛК, комиссия Министерства культуры утвердила программу сольного концерта
«металлической» группы.
Придя в группу, Андрей Большаков
сразу же начал активно предлагать свои песни, сочинённые в стиле Judas Priest. Грановский,
занимавшийся аранжировками, по музыкальным пристрастиям был ближе к Большакову,
чем к Холстинину. В результате этого Большаков и Грановский составили слаженный
и продуктивный авторский тандем, а Холстинин оказался фактически отстранён от
процесса создания песен. Хотя произошло это само собой, отношения Холстинина и
Большакова были испорчены, что во многом предопределило дальнейшие события.
Второй альбом «Арии» - «С кем ты?», записанный в 1986 году, почти целиком
состоял из композиций Большакова. Предложенная Холстининым песня «1100» была,
по его словам, отвергнута Большаковым и Грановским, так что его участие в
альбоме свелось к записи двух соло-фрагментов. Автором текстов к большинству
песен (кроме «Без тебя» - Маргариты Пушкиной – и инструментальной «Память о…»)
был Александр Елин, с чем связана остро социальная и антивоенная тематика альбома
(«Воля и разум», «Встань, страх преодолей», «С кем ты?», «Игры не для нас»).
Бывший барабанщик Александр Львов снова выступил в роли звукоинженера.
Весь 1986 год «Ария» с успехом
гастролирует по стране. Однако у Большакова и Грановского возрастает недовольство
руководящей деятельностью Векштейна, низкими заработками, необходимостью
продолжать работать на аккомпанементе у Жмаковой, плотной опекой менеджера,
запрещавшего музыкантам давать интервью журналистам, вмешательством в процесс
музыкального творчества. Конфликт Холстинина и Большакова приводит к
внутреннему расколу в группе. После концерта в Ставрополе музыканты, за
исключением Холстинина и Кипелова, заявляют Векштейну о своём уходе (Холстинин
отказывается уходить вместе с Большаковым, а Кипелов предварительно давший
согласие поддержать уход всей группы, остаётся, узнав о позиции Холстинина).
Векштейн просит музыкантов не торопиться с решением и обещает в Москве решить
все назревшие проблемы. По возвращении с гастролей, в декабре 1986 года, он
организует серию концертов в столице, которые проходят с аншлагом и ещё больше
поднимают популярность «Арии». Музыкантам обещают самые высокие ставки, новую
аппаратуру. К группе впервые допускают иностранных журналистов. Несмотря ни на
что, Большаков, Молчанов, Грановский и Покровский после последнего концерта в
спорткомплексе «Дружба» уходят и создают группу «Мастер», которая в 1987 году
выпускает одноимённый альбом, содержащий несколько песен, написанных для
«Арии». Одновременно Александр Львов переходит в группу «Парк Горького».
Раскол в группе
Валерий Кипелов и Владимир
Холстинин остаются в «Арии». В группу приглашается Виталий Дубинин, игравший в
«Волшебных сумерках» и в «Альфе» вместе с Холстининым и Артуром Беркутом ещё в
начале 1980-х годах, а также гитарист Сергей Маврин и барабанщик Максим Удалов
(оба экс-«Чёрный кофе» и «Металлаккорд»). От клавишных решили отказаться.
Сергей Маврин
Ещё одной проблемой становится
репертуар. Векштейн, по требованию Большакова, исключает из концертного
репертуара «Арии» все песни Большакова, в результате чего группа лишается
возможности исполнять на концертах наиболее популярные на этот момент хиты.
Складывающаяся ситуация дополнительно стимулирует музыкантов к записи нового
альбома, который выходит на лейбле «МЕЛОДИЯ» в 1987 году. Исходно его
предполагается назвать «На службе силы зла», но при выпуске его переименовывают
в «Герой асфальта», обложка, соответственно, изменяется, а некоторые тексты
подвергаются цензуре. В следствие технических ограничений объёма пластинки, в
альбом не входит композиция «Дай руку мне». «Герой асфальта» на виниле
расходится» тиражом более 1 000 000 экземпляров. Диск считается одним
из лучших в истории группы, его часто включают в число «классических» для
«Арии». На песню «Улица роз» снят видеоклип. Первой песней для альбома
готовилась композиция «Каменный город», но, в итоге, от неё не осталось записи.
В течение 1987 – 1988 годов
«Ария» совершает гастрольный тур по СССР и первую поездку за рубеж, в Германию,
где выступает на фестивале «Дни Стены» в Берлине. Газеты называют «Арию»
«русским «Iron Maiden»
и «казаками с гитарами».
28 января 1988 года в эфире
телепрограммы «Взгляд» показан видеоклип на песню «Позади Америка».
Осенью 1988 года с песней «Улица
роз» группа участвует в отборочном туре телевизионного фестиваля «Песня-88», с
которой в финал не проходит. 20 октября 1988 года «Ария» выступает в концерте в
рамках программы выставки «Италия-2000», где участвуют Джанни Моранди, Риккардо
Фольи и другие итальянские исполнители.
Тем временем происходит очередной
конфликт, отчасти из-за финансовых вопросов (группа, включая техперсонал,
получала лишь четверть от концертных доходов, три четверти забирал себе
Векштейн), отчасти из-за того, что делать дальше. Кипелова и Маврина устраивает
существующее положение. Удалов говорит, что стилистика «Арии» устарела и группа
занимается «выкачиванием денег», когда требуются кардинальные перемены;
Холстинин и Дубинин, накопившие авторский материал, настаивают на записи нового
альбома. Векштейн же организует непрерывные гастроли; заметив снижения интереса
публики к металлу, он говорит, что новый альбом в том же духе, что и
предыдущие, делать смысла нет – нужно менять музыку на более коммерчески
востребованную. После гастролей в Болгарии, прошедших летом 1988 года, группа
предъявляет менеджеру претензии и заявляет, что собирается уйти. Векштейн
соглашается пойти на уступки, и вопрос о смене менеджера на некоторое время
повисает в воздухе».
В октябре 1988 года Удалов покидает «Арию», вместо него приглашают
Александра Манякина
Холстинин и Дубинин, настроенные
на уход от Векштейна, демонстрируют Кипелову и Маврину свои наработки для
нового альбома, и, по сути, ставят коллег перед выбором: либо все вместе уходят
от Векштейна и делают новую программу, либо они уйдут вдвоём и унесут с собой
новый материал. Кипелов, по собственным словам, решает не разваливать группу, в
результате музыканты в полном составе уходят к новому менеджеру Юрию Фишкину, который
параллельно продолжает работать с группой «Автограф». Поскольку на две группы у
Фишкина был только один комплект аппаратуры, музыканты выступали в концертах сначала
из двух отделений, по отделению каждая, затем стали играть полные концерты, по
очереди. В 1989 году «Ария» выпускает альбом «Игра с огнём», тираж которого на
грампластинках составил 850 000 экземпляров. Так как Виктор Векштейн
сохранил формальные права на название «Ария», группа выступала как «Ария-89».
Однако, Виктор так и не предъявил претензий на название, а через год погиб.
В начале 1990-х годов, из-за
экономического кризиса группа испытала спад в своей деятельности, резко снизив
количество концертов. Музыканты вынуждены были искать дополнительные источники
заработка. Кипелов в этот период подрабатывал сторожем, Холстинин – частным
извозом. В 1990 году Дубинин и Маврин подписывают контракт с группой «Lion Heart», на время, уезжают в
Мюнхен (в составе группы их заменили сессионные Горбатиков и Булкин), но в
августе возвращаются в «Арию». После празднования пятилетнего юбилея и
нескольких живых концертов группа начинает работать над своим пятым альбомом
«Кровь за кровь», который был выпущен в 1991 году.
В 1994 году была основана
собственная студия «ARIA Records»
и подписан пятилетний контракт с компанией «Moroz Records». На этом лейбле летом 1994 года были переизданы первые
пять альбомов группы, включая ранние, неизданные «Мания величия» и «С кем ты?».
Оформление альбомов выполнил художник Василий Гаврилов.
«Смутное время»: второй раскол (1994 – 1995)
В сентябре 1994 года был совершён
двухнедельный тур по Германии в семи городах, включая выступление в берлинском Hard Rock Cafe. По вине организаторов
тур прошёл в ужасных условиях и не принёс «арийцам» ни копейки. Скандал с
организаторами вылился и во внутренний конфликт. После окончания тура Валерий
Кипелов, по предложению Грановского, начал выступать в клубах с группой
«Мастер». Дубинин и Холстинин пригласили для записи нового альбома вокалиста
Алексея Нелидова, но тот, через некоторое время отказался от предложения. В
декабре на замену Кипелову пробовался вокалист и лидер «Легиона» Алексей
Булгаков. По версии Холстинина, Кипелов фактически покинул группу, перестал
появляться на репетиции в студии и на записи альбома, что вынудило искать ему замену.
Сам Кипелов позже говорил, что занялся подработкой с «Мастером» исключительно
из-за финансовых проблем, из группы уходить не собирался, о чём и заявил
коллегам, когда впервые услышал о попытках найти ему замену. Лишь позже, узнав,
что без его ведома Холстинин и Дубинин продолжают работать с Булгаковым,
которого уже представляют, как нового вокалиста «Арии», Кипелов перестал с ними
общаться.
В январе 1995 года Сергей Маврин
покинул коллектив, заявив, что отказывается продолжать выступления без Кипелова.
На место Маврина был приглашён Сергей Терентьев.
Кипелов и Маврин несколько
месяцев выступали вдвоём с программой «Назад в Будущее» с кавер-версиями песен
групп Slade, Black Sabbath и других, а также с
песнями «Арии».
Отношения «Арии» с Булгаковым не сложились,
и к лету 1995 года в группе снова встал вопрос о вокалисте. Кроме того, в Moroz Records посчитали, что после
длительного перерыва очередной альбом «Арии» будет коммерчески успешным только
при условии, что петь на нём будет Кипелов. По официальной версии владелец
компании Александр Морозов пригрозил музыкантам финансовыми санкциями за срыв
контракта, после чего, летом 1995 года, Кипелов записал вокальные партии для
нового альбома «Арии» - «Ночь короче дня», вышедшего в сентябре 1995 года.
Запись прошла без эксцессов, отношения между музыкантами стали
восстанавливаться, Кипелов получил от Холстинина предложение о воссоединении с
группой. Вопрос о возвращении Маврина не ставился – его место было занято
Терентьевым. Кипелов согласился вернуться в «Арию».
Осенью группа провела серию
концертов в московском регионе с Сергеем Задорой в качестве нового менеджера,
записав концертный альбом «Сделано в России», который стал лидером чартов.
В 1997 году Кипелов и Маврин
вновь объединили усилия, записав в дуэте альбом «Смутное время», в котором
принял участие Алик Грановский. Дубинин и Холстинин тогда же записали
собственный альбом «АвАрия», содержащий две новые песни и кардинально
переаранжированные старые хиты, где Виталий принял участие также и в качестве
вокалиста. Любопытно, что оба альбома писались одновременно в одной студии.
Новый состав группы и продолжение деятельности 1995 – 2002
В основном составе группы на
постоянной основе закрепился Сергей Терентьев, который активно начал писать
песни. В 1998 году «Ария» выпускает альбом «Генератор зла», где впервые
присутствовали песни Терентьева и впервые были указаны продюсеры Дубинин и
Холстинин. Тур в поддержку альбома едва не был сорван из-за аварии, в которую
попал ударник Манякин, сломавший руку, поэтому в течение полугода его заменял
Максим Удалов. Тогда же на группу обратил внимание главный режиссёр-постановщик
Московского молодёжного театра Вячеслав Спесивцев, предложивший музыкантам в
качестве музыкального приложения использовать композиции «Арии» к спектаклю
«Чайка по имени Джонатан» по повести-притче Ричарда Баха «Чайка по имени
Джонатан Ливингстон», обозначив тем самым совершенно новый подход к раскрытию
этого произведения. 24 октября 1998 года состоялась премьера спектакля.
Вот, что сказал о группе Вячеслав
Спесивцев: «Они стали частью драматургии.
Что не доказал Ричард Бах, досказала «Ария», и наоборот, что в «Арии» хочется
продолжать, - это Ричард Бах. Они друг друга дополнили и стали единой
драматургией спектакля».
На эту тему Владимир Холстинин выразился
так: «Мы готовы были к тому, что музыка
группы может звучать на концертах, или как заставка в компьютерной игре, или в
фильме, но, вот, что театр поставит спектакль полностью из наших песен, - это
для нас было очень удивительно и приятно».
А Виталий Дубинин сказал так: «Мне казалось, что это будет не очень
органично, но, придя на спектакль и посмотрев, как это всё здорово получилось,
своё мнение я поменял в корне, и в общем, с интересом и удовольствием смотрел
это зрелище».
В 1999 году вышла книга «Ария.
Легенда о Динозавре», её авторы – Дилан Трой, Маргарита Пушкина и Виктор
Троегубов – попытались написать «реалистичную» биографию группы; в которой
повышенное внимание уделялось конфликтам между музыкантами и разнообразным
курьёзам в «Арии». В 2002 году в книге «Ария Маргариты» Маргарита Пушкина
описала своё видение истории группы и поделилась подробностями создания текстов
«арийских» песен.
До конца 1990-х годов песни
«Арии» редко транслировались по центральным радиостанциям и телеканалам. Прорыв
произошёл весной 1998 года, когда после выхода альбома «Генератор зла», в
поддержку которого был выпущен клип «Отшельник». Этот видеоклип попал в ротацию
на телеканал «Муз-ТВ» и возглавлял хит-парад данного телеканала несколько
месяцев. В 1999 году с песней «Беспечный ангел» началась регулярная трансляция
«Арии» на радиостанции «Наше радио».
В 1999 году лейбл MOROZ Records выпускает первый
сборник лучших песен «Арии» из 2-х CD, в который вошли самые популярные композиции группы за период
её существования с 1985 по 1999 годы. В него вошёл материал 4-х альбомов:
«Мания величия», «С кем ты?», «Герой асфальта» и «Игра с огнём».
В 2000 году сингл «Потерянный
рай», также принёс успех в чарте «Нашего радио», а клип на эту песню впервые
вывел группу на канал MTV
Россия. Общий формат как «Нашего радио», так и MTV Россия был ориентирован на широкий
круг слушателей и в целом был весьма далёк от рок-музыки 80-х, в стиле которой
группа продолжала играть. Тем не менее, ротация на этих медиаресурсах позволила
группе снова добиться популярности и приобрести поклонников среди нового
поколения слушателей. В это время «лицом» группы стал Валерий Кипелов, давший
интервью от имени всего коллектива. В 2001 году «Ария» выпустила альбом
«Химера», на обложке которого впервые появляется талисман группы – Жорик,
придуманный художником Лео Хао. Песни «Штиль», «Небо тебя найдёт» и «Осколок
льда», сразу же попадавшие в ротацию радиостанций, повторили успех «Потерянного
рая». В поддержку альбома «Ария» провела тур с участием Удо Диркшнайдера (Udo) в качестве гостя. Группа
стала хедлайнером фестиваля «Нашествие-2001», где выступала вместе с
симфоническим оркестром «Глобали» Константина Кримца. В 2002 году музыканты
совершили тур с «Глобалисом», который получил название «Классическая Ария».
«Судный день» (2002)
По словам Валерия Кипелова,
нездоровая атмосфера в группе была уже во время записи альбома «Химера», где
каждый автор записывал и сводил свои песни по отдельности. К концу 2001 года
напряжение во взаимоотношениях между музыкантами группы вылилось в открытый
конфликт. Весной 2002 года Кипелов предложил Дубинину, на время, приостановить
деятельность группы и заняться сольным творчеством. Те отказались, так как
материал для нового альбома был уже готов. Тогда Кипелов отказался от участия в
записи альбома, а в интервью «Нашему радио» прозвучали слова: «Если на новом
альбоме «Арии» не будет петь Кипелов – там будет петь другой вокалист». Сергей
Терентьев, Александр Манякин и менеджер группы Рина Ли поддержали Кипелова,
выступив против двух лидеров группы и продюсеров Юрия Соколова и Сергея
Шуняева. Дубинин и Холстинин, в свою очередь, обвинили Кипелова в срыве записи
альбома и издания старых альбомов в Германии, а также менеджера группы Рину Ли
в том, что она подбила Терентьева и Манякина на разрыв с «Арией». В СМИ активно
обсуждался вопрос о правах на название «Арии», и о том, будет ли оно после
раскола использоваться одной из сторон, или и те, и другие будут выступать под
новыми названиями. Кипелов в интервью заявил о некоем «джентельменском
соглашении» о том, что никто не будет использовать «Арию» в дальнейшей карьере.
Он также приписывал коллегам планы выступать под названием «Химера», в честь
последнего альбома «Арии». Дубинин и Холстинин категорически отвергли такие
намерения и настаивали, что права на название принадлежат им, и, что этот
вопрос был урегулирован – по словам Дубинина «мы с ним решали какие-то вопросы,
касающиеся названия, Валера был в курсе всего». «На переговорах у Шуняева мы
предложили Валере стать совладельцем названия». Группа под названием «ХимерА»,
действительно, была основана в 2002 году при поддержке Александра Елина и
«арийцев», но никто из них никогда не выступал в её составе. В тоже время
вокалист «Химеры» Андрей Храмов выступил в одном концерте с Дубининым,
Холстининым и Удаловым, исполняя «арийские» песни.
Последним релизом старого состава
был альбом «Штиль», состоящий из редких треков и каверов. В июле – августе
прошёл прощальный тур группы «Зелёная миля». После финального концерта, 31
августа 2002 года, в Лужниках, который получил название «Судный день» (что дало
имя произошедшему расколу), Кипелов, Терентьев и Манякин покинули «Арию». На
следующий день, включив в свой состав Сергея Маврина и Алексея Харькова, они
объявили о создании новой группы под названием - «Кипелов». В сентябре
Холстинин предпринял попытку вернуть Кипелова в группу. Валерий приходил в
студию на переговоры, но отказался от воссоединения без Терентьева и Манякина,
которых не пригласили на это рандеву. Валерий Кипелов в интервью журналу «Босс»
сказал: «Да, но я хотел бы сказать
несколько слов о последних переговорах. Пригласили одного меня – ни Терентьева,
ни Манякина не посчитали нужным позвать: они, мол, отрезанные ломти. Мне не
очень нравится такой подход. Я всегда считал, что надо собраться всей группой и
честно поговорить, выяснить наши отношения. Это первое. Второе. Между нами до
последнего времени было соглашение, что ни одна из групп не берёт название
«Ария». Их проект «Химера» не я же придумал, подобное прямо вытекало из наших
договорённостей… Теперь меня ставят перед фактом, что есть группа «Ария» и я
должен определиться, работаю в ней или нет. Но ведь наши поклонники прекрасно понимают,
что ни мы, ни они – не «Ария». Другая сторона, к сожалению, понять этого не
хочет».
2002 - 2011
Несмотря на слухи о прекращении
существования группы, 9 ноября 2002 года был оглашён новый состав «Арии».
Бывший музыкант «Мастера» Сергей Попов стал вторым гитаристом,
Гитарист Арии Сергей Попов
Артур Беркут (экс-«Автограф»,
экс-«Маврин») был приглашён в качестве нового вокалиста, в «Арию также снова,
но уже насовсем, пришёл барабанщик Максим Удалов.
Максим Удалов
5 декабря «Ария» выпустила сингл
«Колизей», предшествовавший альбому «Крещение огнём». Релиз стал успешным,
песни «Колизей», «Там высоко», «Крещение огнём» достигли первых мест в
рок-чартах. На песню «Колизей» был снят клип, транслировавшийся по MTV Россия и дошедший до
первого места в хит-парадах канала. Однако часть фанатов не приняла смену
вокалиста, считая, что голос Беркута не соответствует музыке «Арии».
Артур Беркут
В 2004 году Беркут и Холстинин
приняли участие в «Эльфийской рукописи», металл-опере группы «Эпидемия». Артур
сыграл роль Ирдиса, в то время как Владимир сыграл на мандолине и выступил в
роли продюсера оперы. В 2007 году Артур снова исполнил партию Ирдиса в
продолжении оперы «Эльфийская рукопись: Сказание на все времена», а также спел
дуэтом с Кипеловым в проекте Маргариты Пушкиной «Династия посвящённых».
В 2005 – 2006 годах «Ария» отметила свой
25-летний юбилей новым концертным туром, совместно с группой «Маврин». Бывшие
участники «Арии» были приглашены для участия в праздничном концерте в Лужниках.
«Мастер» и Сергей Маврин откликнулись на приглашение, Кипелов же отказался
из-за плотного графика собственного тура. За этот концертный «вояж» в 2007 году
«Ария» была удостоена премии журнала Fuzz в номинации «Лучшая Live-группа года». «Юбилейная» версия песни «Воля и разум»,
записанная с участием Константина Кинчева, Вадима и Глеба Самойловых, Юрия
Шевчука, Вячеслава Бутусова, а также Маврина и автора песни Большакова
добралась до первых строчек в «Чартовой дюжине». В это же время музыканты
подписали долгосрочный контракт с лейблом CD-Maximum,
предоставивший, по их словам, более выгодные условия, чем Moroz Records, с которым они
сотрудничали последние 10 лет.
Следующий альбом «Арии» -
«Армагеддон», вышел в сентябре 2006 года. Для его создания группа пригласила
двух новых авторов текстов – Нину Кокореву и Игоря «КЭШ» Лобанова (вокалиста
альтернативной группы «Слот»). Беркут дебютировал как композитор. Песни из
альбома «Чужой» и «Свет былой любви» возглавили «Чартову дюжину».
В 2006 – 2007 годах «Ария»
провела концертный тур «Пляска ада», посвящённый альбому «Армагеддон». Во время
исполнения песни «Кровь королей» состоялось шоу с участием каскадёров и Артура
Беркута.
В 2007 – 2008 годах группа провела
концертный тур, посвящённый 20-летию альбома «Герой асфальта». В заключительном
концерте тура в Москве и Санкт-Петербурге, в качестве гостей, приняли участие
Кипелов и Маврин. После тура этот концерт был выпущен на DVD и CD. В октябре 2008 года
стартовал тур «Дай жару», в котором прозвучали давно не исполнявшиеся и вообще
не звучавшие вживую песни.
В 2009 – 2010 годах музыканты
начали сочинять песни для нового альбома, в ожидании которого был выпущен сингл
«Поле битвы».
В честь 25-летия группы в 2010 году был
организован концерт «Ария Фест», на котором собрались все члены «семейки Арии».
27 июня 2007 года было заявлено
об увольнении из группы Артура Беркута. Ещё до этого заявления ходили слухи о
возможном возвращении Валерия Кипелова, которые не подтвердились. Валерий
Александрович заявил, что в «Арию» он не вернётся; также опроверг слухи о своём
приходе в «Арию» Максим Самосват, которого приглашали на прослушивание. Виталий
Дубинин позже сообщил, что вопрос о воссоединении обсуждался с Кипеловым два
года назад, но тот отказался покинуть свою группу. Дубинин также сказал, что
музыканты вынуждены были расстаться с Беркутом, поскольку для исполнения песен
для нового альбома им потребовался вокалист несколько иного плана. Сам Беркут в
интервью заявил, что для него самого сообщение об увольнении стало новостью,
что ни конфликтов с основателями группы, ни каких-то «дисциплинарных» поводов
для его увольнения не было. По его мнению, замена вокалиста готовилась давно, и
то, что его не поставили в известность: это было, «мягко говоря, не
по-дружески». Последний концерт с участие Беркута, «Бой продолжается»,
состоялся 31 августа в арт-клубе «Планетарий» в Рязани.
2011 – 2020 годы
13 мая 2011 года умирает директор
группы в 1998 – 2002 годах Рина Ли.
26 июля 2011 года было объявлено,
что новый альбом будет называться «Феникс», а тур в его поддержку начнётся 15
октября. Песня «Поле битвы», выпущенная на сингле в 2009 году, в альбом не
войдёт. Многие название альбома ассоциировали с «беркутовскими» событиями в
группе. Сам же Холстинин отрицает эти домыслы: «Песни для нашего нового альбома были отрепетированы и даже большей
частью записаны ещё до перемен. Дело в том, что в юности мы с Виталием
Дубининым вместе фанатели от группы Grand Funk Railroad, у
которой в 1972 году вышел потрясающий диск «Phoenix». Мы
переиграли огромное количество песен Grand Funk и всегда мечтали приблизиться к своим кумирам. Поэтому,
когда Виталий с Маргаритой Пушкиной написали песню «Феникс», название альбома
было предрешено».
Интрига по поводу нового
вокалиста «Арии», участвующего в записи альбома разрешилась 16 сентября 2011 года.
Им стал Михаил Житняков (экс-вокалист группы «Гран-КуражЪ», о чём было
объявлено в студии «Нашего радио». Также в эфире прозвучала студийная версия
песни «Бои без правил», из грядущего альбома «Феникс» с вокалом Михаила. Также
была исполнена песня «Штиль» из альбома «Химера» 2001 года под аккомпанемент
двух акустических гитар.
1 марта 2012 года, на официальном
сайте группы, было объявлено о выходе альбома «Live in Studio» со старыми песнями,
заново исполненными новым вокалистом Михаилом Житняковым. 1 апреля 2012 года на
лейбле CD Land вышел альбом «Live in Studio».
Михаил Житняков
В апреле 2012 года группа
отправилась в турне по городам Германии, а поле возвращения на Родину, 14
апреля 2012 года выступила в обновлённом составе в клубе «Arena Moscow», а 21 апреля 2012
года в Санкт-Петербурге в клубе «ГлавКлуб».
В июне 2013 года «Ария» приняла
участие в рок-фестивале «Остров» в Архангельске. 23 августа 2013 года группа
приняла участие в XVIII
Международном байк-шоу «Севастополь – Сталинград» в Волгограде. 9 ноября
«арийцы» провели «Ария-фест» - метал-фестиваль, в котором участвовали как
русские группы («Чёрный обелиск», «Catharsis»), так и зарубежные («Rage», «Sirenia» и «Symfomania»). В ноябре и декабре 2013
года артисты впервые выступили в США и Канаде.
9 августа 2014 года группа снова
выступила на XIX
«Триумфальном» Байк-шоу в Севастополе.
В конце 2014 года «Ария»
выпустила очередной альбом «Через все времена», двенадцатый по счёту. В новом
альбоме Михаил Житняков дебютировал как композитор, написав в соавторстве с
Виталием Дубининым музыку к песне «Точка невозврата». Альбом был выпущен
лейблом М2БА 25 ноября 2014 года. 5 ноября 2014 года стало известно, что
Владимир Холстинин по состоянию здоровья вынужден временно приостановить своё
участие в группе. Его место, занял гитарист группы «Гран-КуражЪ» Михаил Бугаев.
Весной 2015 года состоялся тур
«Через все времена» в поддержку недавно вышедшего альбома. К этому времени
Владимир Холстинин подлечился и вернулся в группу. 18 мая вышел клип на песню
«Точка невозврата». 23 июля того же года состоялся концерт в варочном цехе
Московской пивоваренной компании. Летом 2015 года прошёл очередной фестиваль
АРИЯ ФЕСТ. 28 – 29 ноября группа отметила своё 30-летие шоу АРИЯ ФЕСТ 2015.
Выступление «Арии» с симфоническим оркестром в рамках АРИЯ ФЕСТа 2015 было
выпущено на DVD.
В 2016 году исполнилось 25 лет
альбому «Кровь за кровь», именно к этой дате был приурочен гастрольный тур
группы. В апреле 2016 года вышел DVD с «Классической Арией», запись аншлагового концерта группы при
участии симфонического оркестра «Глобалис» под управлением шведского дирижёра
Ульфа Ваденбрандта, записанный на видео 29 ноября 2015 года в Москве в
концертном зале «Stadium Live».
Летом 2016 года прошёл фестиваль АРИЯ ФЕСТ. На сцене Зелёного театра парка
Горького выступили группы «Арктида», «СЛОТ», «Hippy Chaos», королева немецкого
хэви-металла Доро Пеш (Doro Pesch),
а также легендарное трио KRUIZ,
музыканты которого вновь собрались вместе специально для этого выступления
спустя более чем 20 лет. 26 ноября 2016 года в столичном клубе «Stadium Live» прошёл традиционный
осенний АРИЯ ФЕСТ.
В феврале 2016 года «Ария»
отправилась в тур с симфоническим оркестром «Классическая Ария». 21 марта
группа отправилась в гастрольный тур «Для слабых места нет!». В декабре,
впервые с декабря 2010 года музыканты отыграли новогодние концерты в Москве и
Санкт-Петербурге.
С февраля по апрель 2018 года
группа продолжила свой гастрольный тур «Классическая Ария» с симфоническим
оркестром.
13 июля 2018 года Виталий Дубинин
сообщил об окончании записи альбома «Проклятье морей». 12 сентября был
представлен первый сингл из грядущего альбома «Гонка за славой». 13 октября
группа представила второй сингл «Варяг». Концерт-презентация в поддержку
альбома прошёл 30 апреля 2019 года. Сам альбом «Проклятье морей» вышел 27
сентября 2019 года на лейбле М2БА.
2020-е годы
В 2020 – 2021 годах, из-за
пандемии гастрольная деятельность группы была приостановлена, концерты
осуществлялись в онлайн формате.
В сентябре 2021 года группа,
совместно с лейблом М2БА, выпустила концертный альбом «XX лет!».
В 2022 году группа проводит тур
«Гость из Царства теней» по городам России и ближнего зарубежья. В июне 2022
года Виталий Дубинин выпускает сольный альбом «Бал-Маскарад». В феврале 2023
года вышел мини-альбом (дополнение) «Бал-Маскарад. Постскриптум», а 28 апреля
вышла концертная версия альбома «Live-Маскарад» из 7 композиций.
23 декабря 2022 года «Ария» и
лейбл М2БА представили сборник Ballads
из 15 баллад, который охватывает всю историю коллектива, в исполнении трёх
вокалистов группы. В феврале 2023 года «Ария», на частном выступлении, сыграла
со своим бывшим барабанщиком Александром Манякиным.
11 июня 2023 года на 60-ом году
жизни умирает организатор многих проектов Сергей Шуняев, с которым «Ария»
сотрудничала 25 лет.
23 июня 2023 года вышла
анимационная сказка «Пока горит большая свечка» из цикла «Сказки Лисьего
острова» Татьяны Бадаловой. В этом проекте каждый музыкант группы озвучил один
из пяти отрывков сказки.
С марта по декабрь 2023 года
коллектив выступал в туре «Гость из царства теней», а деятельности коллектива
летом играл на различных фестивалях, таких как: «Улетай», «Форт НовоРок»,
«Ветер Сибири» и других. 23 октября музыканты сообщили о коллаборации с одной
из самых масштабных видеоигр про морские сражения «Мир кораблей». В рамках
сотрудничества, в игру будут добавлены образы музыкантов, эксклюзивный дизайн
корабля в стиле «Арии», а также коллекция уникальных предметов и видео группы.
В конце 2023 года бывший гитарист
«Арии» Андрей Большаков вернулся в музыку и объявил о создании супергруппы
«Воля и разум», в репертуар которой войдут песни «Арии», написанные им. 31
декабря группа выступила в новогодней программе «Новогодний квартирник НТВ у
Маргулиса», где исполнила песню «Улица роз».
В январе 2024 года, спустя 36 лет
после выхода альбома «Герой асфальта», в рамках коллаборации с компьютерной
игрой «Мир танков», группа представила клип на заглавную песню. Весной этого же
года музыканты отправились в тур с программой «Это Рок», в которую вошли редко
исполняемые и незаслуженно забытые песни всех периодов. Все выступления
проходили на клубных площадках, без сидячих мест.
13 июня 2024 года лейбл М2БА
выпускает первый бокс-сет группы на компакт-дисках. Антология включает все 13
номерных альбома «Арии», существующих на момент выпуска. Бонусом в релизе
представлены альбомы-перезаписи «Крещение огнём, Перезагрузка» и «Армагеддон».
Перезагрузка», ранее не выходившая на CD. Звук альбомов «Мания величия» (1985) и «Феникс» (2011)
ремастирован специально для CD-издания.
В этот же день группа выпускает новый концертный альбом «Гость из царства
теней. Наследие». В альбом вошли все знаменитые хиты «Арии», а в исполнении
ряда композиций приняли участие специальные гости и Симфонический оркестр
«Глобалис».
Новый 2025 год группа встретила
своими традиционными концертами с программой из необычных для группы песен. В
этот раз «Ария» играла не только в столице, но и в других городах России.
20 февраля 2025 года в аудио- и
видеоверсиях был представлен очередной концертный альбом коллектива «Это рок»,
записанный 17 и 18 октября 2024 года в Петербургском клубе Jagger.
Весной 2025 года группа, в честь
своего 40-летия, совершила международный тур, сыграв концерты в: Анталье,
Белграде, Лимасоле, Ереване, Дубае, Ташкенте, Бишкеке, Алма-Ате, Астане,
Караганде.
1 мая коллектив ансамбля высказал
соболезнование связи со смертью в Бельгии своего ударника Игоря Молчанова,
отметив его вклад в создание альбома «С кем ты?».
30 мая «Ария» представила новую
песню «Гордиев узел» из готовящегося студийного альбома. Выход альбома
запланирован на День 40-летия группы - 31 октября 2025 года. 27 июня песня
«Гордиев узел» достигла 1-го места в хит-параде «Наше радио» - «Чартова
дюжина».
С 23 августа по 22 октября «Ария»
продолжает юбилейный тур по городам России; начав с Калининграда, концерты
прошли в городах Дальнего Востока и Сибири.
5 сентября, в преддверии выхода
альбома «Когда настанет завтра», группа выпускает сингл на заглавную
композицию, а 12 сентября – клип.
31 октября 2025 года выходит
студийный альбом «Арии» «Когда настанет завтра», состоящий из 11 композиций.















