Песни Великой Отечественной войны, 1965 5LP
Памятные военные годы вызвали в
нашей стране невиданную по масштабам волну всенародного песенного движения.
Были созданы тысячи песен – профессиональных и народных. Они слагались стихийно
– в любом полку, в любом партизанском соединении. Их исполняли по радио и с
экранов кино, их пропагандировали фронтовые ансамбли и самодеятельные «окопные
бригады». Тексты любимых песен бережно передавались из уст в уста,
переписывались при свете коптилок, пересылались в письмах из тыла на фронт.
Многие поэты и композиторы в те
годы находились в частях Действующей Армии и Военно-морского флота, прочно
связав свою творческую судьбу с жизнью и борьбой советских воинов.
Во фронтовой печати работали
поэты А. Сурков, А. Твардовский, К. Симонов, Е. Долматовский; в армейских
ансамблях и Домах офицера служили А. Александров, Б. Мокроусов, В. Макаров, М.
Фрадкин и другие композиторы. Дружба с солдатами и краснофлотцами плодотворно
сказалась на их песенном творчестве. Сама жизнь подсказывала авторам слова и
образы, мысли и интонации, находившие безошибочный путь к сердцам миллионов.
В те годы наше песенное искусство
переживало небывалый расцвет. Никогда ещё поэтам и композиторам не удавалось
достичь такого органического слияния проникновенного лиризма и высокой
патриотической гражданственности. Самые сокровенные личные высказывания
солдата, выраженные в песне, были неотделимы от больших помыслов о судьбах
Родины, о ходе войны, которая во что бы то ни стало должна быть выиграна.
Лучшие песни тех лет полюбились
воинам за их суровую и честную правду. Неслучайно так широко распространилась
лирическая песня «В землянке», с её горькими и драматическими словами:
«До тебя далеко,
далеко…
А до смерти четыре
шага…»
Даже в сугубо лирических произведениях,
раскрывавших внутренний мир воина, его мечты о близких, его воспоминания о
родном доме, звучали мотивы патриотического долга, преданности воинской
присяге.
Но пусть и смерть в
огне, в дыму
Бойца не устрашит,
И что положено кому,
Пусть каждый совершит,
-
так пелось в популярной
песне-вальсе «В лесу прифронтовом».
В годы войны заметно обогатился
музыкальный строй советской песни, расширился её образно-эмоциональный
диапазон. Усилилось стремление композиторов к ярко национальному стилю, прочно
связанному с музыкальными традициями и в то же время глубоко современному.
Так, по-новому складывался
русский песенный стиль со всеми его многочисленными разновидностями – от
героико-эпических песен и походной солдатской припевки до лирического вальса,
шуточной деревенской частушки-перепляса.
Замечательные песенные мелодии
тех лет, созданные Александром Александровым, Василием Соловьевым-Седым,
Владимиром Захаровым, Матвеем Блантером, Борисом Мокроусовым, Анатолием
Новиковым, принадлежат к не проходящим ценностям советского искусства,
обращённого к широчайшим массам.
* *
*
Песни Великой Отечественной
войны, собранные в настоящем альбоме, представляют значительное разнообразие
жанров и авторских индивидуальностей. Здесь встречаются имена почти всех
наиболее известных композиторов и поэтов, активно работавших в годы войны:
среди них и мастера старшего поколения, всенародно прославившиеся ещё в 30-е
годы, и представители тогдашней молодёжи, чьи голоса широко зазвучали именно в
годы войны. Песни-гимны величально-патриотического склада соседствуют здесь с
призывным военным плакатом, с задушевной лирической миниатюрой или остроумной
песней-шуткой.
По этим произведениям можно было
бы составлять своеобразную песенную летопись Великой Отечественной войны. Вот
первые непосредственные отклики на трагические события 22 июня 1941 года:
«Священная война», «До свиданья, города и хаты» (слова этих песен были
опубликованы в центральных газетах уже в двадцатых числах июня).
Вот произведение, выражающее
горечь временных поражений и думы о покинутых родных местах («Песня о Днепре»).
Вот лирические пес ни о солдатском быте, о душевных порывах бойца («В
землянке», «Огонёк»). Вот повествования о тяжёлой борьбе партизан – народных
мстителей («Ой, туманы мои», «Шумел сурово Брянский лес»). И вот, наконец,
песни, повествующие о последних днях войны, когда перед мысленным взором солдат
уже возникла светлая заря мирной жизни («Соловьи», «Под звёздами балканскими»).
Антологию завершают песни первых
послевоенных лет, посвящённые счастливому возвращению к мирному труду
(«Вернулся я на Родину») и дорогим воспоминаниям о пережитых годах («Дороги»,
«Где же вы теперь, друзья-однополчане»). В виде исключения дано несколько
довоенных песен, сыгравших особую роль в быту воинов и партизан («Катюша», «В
чистом поле»); эти старые песни, в частности популярнейшая «Катюша», служили
музыкально-поэтической основой для создания десятков новых народных вариантов,
«переделок» и подражаний.
Альбом открывается знаменитой
песней «Священная война», которая вошла в историю как своего рода «музыкальная
эмблема» военного четырёхлетия. Впервые эта песня зазвучала в июне 1941 года на
московских вокзалах, где артисты Краснознамённого ансамбля провожали воинские
эшелоны, уходящие на фронт. Бойцы были сразу захвачены грозной силой стихов В.
И. Лебедева-Кумача, пробуждавших в сердцах жажду подвига и ненависть к
агрессорам:
Пусть ярость
благородная
Вскипает как волна.
Идёт война народная,
Священная война.
В музыке А. В. Александрова
продолжены лучшие традиции русского революционного фольклора: простота и
скульптурность мелодии сочетаются в ней с непривычным движением трёхдольного
марша и взрывчатой декламационной мощью. Песня «Священная война» исполнялась повсюду
– и в концертах армейских ансамблей, и в мчащихся воинских эшелонах, и в
походном строю пехоты…
Композитор Александр Васильевич
Александров (1883 – 1946) – организатор и руководитель Краснознамённого
ансамбля, и автор Государственного гимна СССР – представлен здесь ещё двумя
песнями гимнического характера, прославляющими непобедимость нашей Армии и
бессмертие ленинских идей («Песня о Советской Армии» и «Святое ленинское
знамя»).
Эпос партизанской войны
вдохновенно воплощён в песне «Ой, туманы, мои, растуманы», созданной
композитором Владимиром Захаровым (1901 – 1956) для возглавлявшегося им
Русского народного хора имени Пятницкого. В стихах поэта М. В. Исаковского
просто и трогательно, в народной манере сказа обрисованы подвиги смоленских
партизан, жестоко отплативших врагу –
За великие наши
печали,
За горючую нашу
слезу.
В музыке Захарова самобытно
претворены черты русской подголосочно-крестьянской песни, словно
активизированные и осовремененные рукой большого мастера.
Другая песня Захарова и Исаковского
– «В чистом поле», написанная ещё в 30-е годы, очень широко распространилась в
период войны – особенно в партизанских районах, как бы слившись с современным
фольклором. (Участники боевых рейдов партизанского генерала Ковпака тепло
вспоминают о ней как о любимой песне комиссара Руднева).
Скорбные переживания военных лет
ярко отражены в таких замечательных песнях, как «Заветный камень» (слова А. А.
Жарова) или «Песня о Днепре» (слова Е. А. Долматовского). Матросская баллада
«Заветный камень», основанная на подлинном эпизоде из военной хроники,
повествует о последнем моряке, покинувшем Севастополь, временно захваченный
гитлеровцами. Композитор Борис Мокроусов (1909 - 1968), развивая традицию
русских матросских песен, достигает в этой мелодии подлинного драматизма.
В тяжёлые дни, когда украинская
земля стонала под пятой оккупантов, тысячи воинов с болью и гневом пели
величавую «Песню о Днепре». В ней была запечатлена и печаль расставания с
родной Украиной, и твёрдая вера в её скорое освобождение. Автору песни,
композитору Марку Фрадкину (1914 - 1990) хорошо удался её плавный распев,
исполненный мужества и эпического величия.
Один из самых интересных
композиторов, выдвинувшихся в годы Отечественной войны, - Василий Павлович
Соловьев-Седой (1907 - 1979). В альбоме он представлен десятью разнообразными
песнями, включая такие широко популярные и любимые, как «Вечер на рейде» (слова
А. Чуркина), «На солнечной поляночке» и «Соловьи» (слова А. Фатьянова), «О чём
ты тоскуешь, товарищ моряк» (слова В. Лебедева-Кумача) и др.
Произведения Соловьева-Седого
рождались как непосредственные отклики музыканта-лирика на переживания военных
лет. Так, в конце лета 1941 года им была сочинена известная песня «Вечер на
рейде» («Прощай, любимый город»), ставшая одним из лучших образцов новой
военной лирики. В тот день композитор вместе с группой товарищей работал в
Ленинградском порту на разгрузке дров. «Вечер был тихий и ясный, - рассказывает
он, - На рейде стоял минный заградитель «Марти». Мелодичные звуки баянов
доносились с его палубы. Я думал о моряках, которые отдают свою жизнь, защищая
морские подступы к родному городу, и меня охватило горячее желание выразить в
музыке их настроения и чувства». Тема «Вечера на рейде» - тема расставания с
родным домом – была в то время близка миллионам людей с фронта и тыла,
покидавшим насиженные места. Композитор задумал свою песню в характере русского
бытового романса; её неторопливая свободная распевность и задумчивый светлый
лиризм пришлись по вкусу воинам. Каждый из них вспоминал добрым словом свой «любимый
город», что бы завтра с новыми силами идти сражаться с врагом.
В другой своей песне 1941 года –
«Играй, мой баян» - Соловьев-Седой воскресил плавные ритмы и сердечную напевность русского лирического
вальса.
В песнях Седого с большой чуткостью
воплощена поэзия солдатской дружбы, нерушимого воинского товарищества,
скреплённого в годы войны. Герой этих песен – простой воин, весёлый парень «с
фабричной заставы», прошедший через тяжкие военные испытания, но сохранивший
сердечное тепло и хороший народный юмор. Этот герой во многом напоминает
солдата Василия Теркина из знаменитой поэмы А. Твардовского. Он так же чист
душой и так же заражающе весел и остроумен, но смелость его далека от лубочной
примитивности и казённого шапкозакидательства. От русской фабричной частушки,
от народных гармошечных «переборов» заимствовал композитор свежие обороты своих
задорных, шуточно-бытовых песен («Как за Камой, за рекой», «На солнечной
поляночке». Некоторые из его лирических песен, с их поэтическими обращениями
«от сердца к сердцу», приближаются к жанру советского романса («Где же вы
теперь, друзья-однополчане»).
Семь произведений представляют в
нашем альбоме творчество композитора Матвея Блантера (1903 - 1990), автора
популярнейшей «Катюши» и многих лирических песен военного периода. С первых лет
войны он успешно сотрудничал с выдающимся поэтом М. В. Исаковским, написавшим
слова к его песням «До свиданья, города и хаты», «В лесу прифронтовом», «Под
звёздами балканскими» и др. Эти песни привлекают своим искренним лиризмом,
неизменно сочетающимся с сильным и уверенным выражением советского патриотизма.
Композитор умело пользуется распространёнными жанрами бытующей в городах музыки
(вальс, марш, лирический романс), стремясь придать им современный
идейно-эмоциональный смысл. Подобно Соловьеву-Седому, Блантер выступает в своих
произведениях как летописец и бытописец фронтовой жизни: его бытовые
песни-вальсы («Моя любимая», «В лесу прифронтовом»), его звонкие и ритмически
упругие походные песни по праву
полюбились народу и не забыты до сих пор.
В солдатской самодеятельности, в
армейских ансамблях часто звучали песни Анатолия Новикова (1896 - 1984). Этому
композитору, издавна близко связанному с воинской средой, отлично удавались
солдатские песни игрового, добродушно-юмористического склада («Вася-Василёк» на
стихи С. Я Алымова), а так же песни лирические, проникнутые искренней печалью
об ушедших друзьях («Дороги» на стихи Л. И. Ошанина).
В годы войны продолжалась
творческая деятельность популярнейшего композитора Исаака Дунаевского (1900 –
1955), в то время возглавлявшего Ансамбль песни Центрального дома культуры
железнодорожников. Именно в этом ансамбле, непрерывно выступавшим перед
тружениками тыла, родилась новая песня Дунаевского «Моя Москва» (слова М.
Лисянского и С. Аграняна), заслужившая повсеместное признание.
К песенному жанру тогда
обращались и виднейшие композиторы-симфонисты: С. Прокофьев, Д. Шостакович, А.
Хачатурян, Д. Кабалевский. Значительным успехом пользовались песни Дмитрия
Шостаковича, в частности его «Песня о фонарике» (слова М. А. Светлова),
написанная для одного из военных ансамблей.
Среди авторов, чьи мелодии
собраны в этом альбоме, встречаются и другие композиторы, много сделавшие в те
годы для развития военной песни: Константин Листов, Тихон Хренников, Сигизмунд
Кац, Никита Богословский, Леонид Бакалов, Евгений Жарковский, Борис Терентьев*.
Каждый из них оставил заметный след в песенном наследии военных лет. Пожалуй,
не было на фронте ни одного солдата, который не полюбил бы задушевной
«Землянки» К. Листова (с замечательными стихами Алексея Суркова); позднее
фольклористы записали десятки народных вариантов этой песни, в частности
многочисленные «ответы» на «Землянку», приходившие по почте из тыла на фронт.
Повсеместным успехом пользовались кинофильмы военных лет с песнями Н.
Богословского («Пархоменко», «Два бойца») или Т. Хренникова («Свинарка и
пастух»). С. Кац прославился своей партизанской песней «Шумел сурово Брянский
лес» (слова Анатолия Софронова), с благодарностью подхваченной отрядами народных
мстителей. Е. Жарковский, Б. Терентьев много сделали для развития матросской
песни, деля трудности военных лет с моряками Северного Флота.
Были, однако, и такие любимые
мелодии, которые широко бытовали без упоминания автора. Популярнейшее
стихотворение Михаила Исаковского «Огонёк» («На позицию девушка провожала
бойца») было распето в народе на мелодию довоенной эстрадной песенки мало
известного польского композитора; так стихийно родилась одна из самых
распространённых песен военного времени, взволновавшая солдат своим
бесхитростным лиризмом.
Почти все песни в этом альбоме
даны в исполнении тех коллективов и солистов, которые в своё время участвовали
в их первом «боевом крещении». Это придаёт собранным записям и своего рода
документальный, художественно-исторический интерес. Вы услышите такие
прославленные песенные коллективы, как Краснознамённый ансамбль песни и пляски,
Русский народный хор имени Пятницкого, Ансамбль песни Всесоюзного радио
(начавший свою жизнь в годы войны). Среди исполнителей-певцов, представленных в
этом альбоме, есть подлинные любимцы воинской аудитории, проведшие значительную
часть войны в Действующей армии в составе фронтовых бригад (например, Клавдия
Шульженко).
В числе первых исполнителей лучших
военных песен – и наши тогдашние оперные корифеи – Н. А. Обухова, М. О. Рейзен,
С. Я. Лемешев, и популярные артисты эстрады – Л. О. Утесов, К. И. Шульженко, и
широко известные певцы, выступавшие у микрофонов Всесоюзного радио (В. А.
Бунчиков, Г. Виноградов, Г. А. Абрамов, Н. А. Нечаев и другие).
Не все из названных мастеров
продолжают выступать и ныне. Тем интереснее услышать голоса тех, кто более двух
десятилетий назад содействовал своим искусством военному делу победы.
_________________________________
*К ним следовало бы добавить
имена Виктора Белого, Юрия Милютина, Валентина Макарова, Вано Мурадели, Зиновия
Компанейца, Валентина Кручинина, Георгия Носова и других.
И. Нестьев
P.S. По всей вероятности, авторы этого альбома, в период его
составления, были ещё под мифом возврата к сталинским временам и из-за давления
на них худсовета фирмы «МЕЛОДИЯ», который то же ещё находился в зеркале
прошлого репрессивного периода, не набрались смелости включить в этот проект
композиции в исполнении Лидии Руслановой, известной артистки, выступавшей с
концертами на передовых позициях практически на всех фронтах Великой
Отечественной войны.
Песни Великой Отечественной войны, 1965 5LP (Пластинка I)
Страна: СССР
Носитель: Audio LP
Год выпуска: 1965
Лэйбл: МЕЛОДИЯ
Порядковый номер: 33Д - 15287-88
Матричный номер: 33Д - 15287-88
Жанр: военная песня
Формат: MP3 320 kbps – очищено от шумов и тресков
WAVE
- копия записи с пластинки
Аудиокодек:
FLAC
(*.flac) – очищено от
шумов и тресков
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hz lossless
Размер файла: MP3 – 92,9 Мб, FLAC
– 241 Мб, WAVE – 229,8 Мб
Продолжительность: 32:32
Треклист:
1 сторона
01. Краснознамённый ансамбль – Священная война (А. В.
Александров – В. Лебедев-Кумач) (3.07)
02. Краснознамённый ансамбль – До свиданья, города и хаты
(М. Блантер – М. Исаковский) (3.04)
03. Краснознамённый ансамбль – Вечер на рейде (В.
Соловьев-Седой – А. Чуркин) (5.25)
04. Петр Киричек – Прощайте, скалистые горы (Е. Жарковский –
Н. Букин) (2.59)
05. Краснознамённый ансамбль – Есть на севере хороший
городок (Т. Хренников – В. Гусев) (1.31)
2 сторона
06. Краснознамённый ансамбль – В лесу прифронтовом (М.
Блантер – М. Исаковский)(3.21)
07. Краснознамённый ансамбль – На солнечной поляночке (В.
Соловьев-Седой – А. Фатьянов) (3.46)
08. Николай Тимченко – В землянке (К. Листов – А. Сурков) (3.04)
09. Владимир Бунчиков – Песня о фонарике (Д. Шостакович – М.
Светлов) (3.23)
10. Краснознамённый ансамбль – Вася-Василёк (Ф. Г. Новиков –
С. Алымов) (2.52)
© Всесоюзная фирма грампластинок «МЕЛОДИЯ», 1965
Апрелевский завод, 10 августа 1969 г.
Апрелевский ордена Ленина завод, 1975
Цена пластинки 0 руб. 70 коп.
Цена комплекта из 5-и пластинок 3 руб. 85 коп. Арт. 47-2.
Оцифровка Геннадия Горбунова
MP3 - https://yadi.sk/d/wpgVP_yYrWvzw - Песни Великой Отечественной войны, 1965 5LP (Пластинка I). rar
FLAC - https://yadi.sk/d/b1hFJTDbrX3zL - Песни Великой Отечественной войны, 1965 5LP (Пластинка I). rar
FLAC - https://yadi.sk/d/b1hFJTDbrX3zL - Песни Великой Отечественной войны, 1965 5LP (Пластинка I). rar
Комментариев нет:
Отправить комментарий