Этот блогг создан для хранения и личного пользования музыкальными произведениями собственной оцифровки. Посетителям блогга предоставляется право на бесплатное скачивание и личное пользование моим архивом. Распространению и тиражированию записи не подлежат.

Песни Великой Отечественной войны, 1965 5LP (Пластинка I)

Песни Великой Отечественной войны, 1965 5LP

Памятные военные годы вызвали в нашей стране невиданную по масштабам волну всенародного песенного движения. Были созданы тысячи песен – профессиональных и народных. Они слагались стихийно – в любом полку, в любом партизанском соединении. Их исполняли по радио и с экранов кино, их пропагандировали фронтовые ансамбли и самодеятельные «окопные бригады». Тексты любимых песен бережно передавались из уст в уста, переписывались при свете коптилок, пересылались в письмах из тыла на фронт.
Многие поэты и композиторы в те годы находились в частях Действующей Армии и Военно-морского флота, прочно связав свою творческую судьбу с жизнью и борьбой советских воинов.
Во фронтовой печати работали поэты А. Сурков, А. Твардовский, К. Симонов, Е. Долматовский; в армейских ансамблях и Домах офицера служили А. Александров, Б. Мокроусов, В. Макаров, М. Фрадкин и другие композиторы. Дружба с солдатами и краснофлотцами плодотворно сказалась на их песенном творчестве. Сама жизнь подсказывала авторам слова и образы, мысли и интонации, находившие безошибочный путь к сердцам миллионов.
В те годы наше песенное искусство переживало небывалый расцвет. Никогда ещё поэтам и композиторам не удавалось достичь такого органического слияния проникновенного лиризма и высокой патриотической гражданственности. Самые сокровенные личные высказывания солдата, выраженные в песне, были неотделимы от больших помыслов о судьбах Родины, о ходе войны, которая во что бы то ни стало должна быть выиграна.
Лучшие песни тех лет полюбились воинам за их суровую и честную правду. Неслучайно так широко распространилась лирическая песня «В землянке», с её горькими и драматическими словами:
«До тебя далеко, далеко…
А до смерти четыре шага…»
Даже в сугубо лирических произведениях, раскрывавших внутренний мир воина, его мечты о близких, его воспоминания о родном доме, звучали мотивы патриотического долга, преданности воинской присяге.
Но пусть и смерть в огне, в дыму
Бойца не устрашит,
И что положено кому,
Пусть каждый совершит, -
так пелось в популярной песне-вальсе «В лесу прифронтовом».
В годы войны заметно обогатился музыкальный строй советской песни, расширился её образно-эмоциональный диапазон. Усилилось стремление композиторов к ярко национальному стилю, прочно связанному с музыкальными традициями и в то же время глубоко современному.
Так, по-новому складывался русский песенный стиль со всеми его многочисленными разновидностями – от героико-эпических песен и походной солдатской припевки до лирического вальса, шуточной деревенской частушки-перепляса.
Замечательные песенные мелодии тех лет, созданные Александром Александровым, Василием Соловьевым-Седым, Владимиром Захаровым, Матвеем Блантером, Борисом Мокроусовым, Анатолием Новиковым, принадлежат к не проходящим ценностям советского искусства, обращённого к широчайшим массам.
*    *    *
Песни Великой Отечественной войны, собранные в настоящем альбоме, представляют значительное разнообразие жанров и авторских индивидуальностей. Здесь встречаются имена почти всех наиболее известных композиторов и поэтов, активно работавших в годы войны: среди них и мастера старшего поколения, всенародно прославившиеся ещё в 30-е годы, и представители тогдашней молодёжи, чьи голоса широко зазвучали именно в годы войны. Песни-гимны величально-патриотического склада соседствуют здесь с призывным военным плакатом, с задушевной лирической миниатюрой или остроумной песней-шуткой.
По этим произведениям можно было бы составлять своеобразную песенную летопись Великой Отечественной войны. Вот первые непосредственные отклики на трагические события 22 июня 1941 года: «Священная война», «До свиданья, города и хаты» (слова этих песен были опубликованы в центральных газетах уже в двадцатых числах июня).
Вот произведение, выражающее горечь временных поражений и думы о покинутых родных местах («Песня о Днепре»). Вот лирические пес ни о солдатском быте, о душевных порывах бойца («В землянке», «Огонёк»). Вот повествования о тяжёлой борьбе партизан – народных мстителей («Ой, туманы мои», «Шумел сурово Брянский лес»). И вот, наконец, песни, повествующие о последних днях войны, когда перед мысленным взором солдат уже возникла светлая заря мирной жизни («Соловьи», «Под звёздами балканскими»).
Антологию завершают песни первых послевоенных лет, посвящённые счастливому возвращению к мирному труду («Вернулся я на Родину») и дорогим воспоминаниям о пережитых годах («Дороги», «Где же вы теперь, друзья-однополчане»). В виде исключения дано несколько довоенных песен, сыгравших особую роль в быту воинов и партизан («Катюша», «В чистом поле»); эти старые песни, в частности популярнейшая «Катюша», служили музыкально-поэтической основой для создания десятков новых народных вариантов, «переделок» и подражаний.
Альбом открывается знаменитой песней «Священная война», которая вошла в историю как своего рода «музыкальная эмблема» военного четырёхлетия. Впервые эта песня зазвучала в июне 1941 года на московских вокзалах, где артисты Краснознамённого ансамбля провожали воинские эшелоны, уходящие на фронт. Бойцы были сразу захвачены грозной силой стихов В. И. Лебедева-Кумача, пробуждавших в сердцах жажду подвига и ненависть к агрессорам:
Пусть ярость благородная
Вскипает как волна.
Идёт война народная,
Священная война.
В музыке А. В. Александрова продолжены лучшие традиции русского революционного фольклора: простота и скульптурность мелодии сочетаются в ней с непривычным движением трёхдольного марша и взрывчатой декламационной мощью. Песня «Священная война» исполнялась повсюду – и в концертах армейских ансамблей, и в мчащихся воинских эшелонах, и в походном строю пехоты…
Композитор Александр Васильевич Александров (1883 – 1946) – организатор и руководитель Краснознамённого ансамбля, и автор Государственного гимна СССР – представлен здесь ещё двумя песнями гимнического характера, прославляющими непобедимость нашей Армии и бессмертие ленинских идей («Песня о Советской Армии» и «Святое ленинское знамя»).
Эпос партизанской войны вдохновенно воплощён в песне «Ой, туманы, мои, растуманы», созданной композитором Владимиром Захаровым (1901 – 1956) для возглавлявшегося им Русского народного хора имени Пятницкого. В стихах поэта М. В. Исаковского просто и трогательно, в народной манере сказа обрисованы подвиги смоленских партизан, жестоко отплативших врагу –
За великие наши печали,
За горючую нашу слезу.
В музыке Захарова самобытно претворены черты русской подголосочно-крестьянской песни, словно активизированные и осовремененные рукой большого мастера.
Другая песня Захарова и Исаковского – «В чистом поле», написанная ещё в 30-е годы, очень широко распространилась в период войны – особенно в партизанских районах, как бы слившись с современным фольклором. (Участники боевых рейдов партизанского генерала Ковпака тепло вспоминают о ней как о любимой песне комиссара Руднева).
Скорбные переживания военных лет ярко отражены в таких замечательных песнях, как «Заветный камень» (слова А. А. Жарова) или «Песня о Днепре» (слова Е. А. Долматовского). Матросская баллада «Заветный камень», основанная на подлинном эпизоде из военной хроники, повествует о последнем моряке, покинувшем Севастополь, временно захваченный гитлеровцами. Композитор Борис Мокроусов (1909 - 1968), развивая традицию русских матросских песен, достигает в этой мелодии подлинного драматизма.
В тяжёлые дни, когда украинская земля стонала под пятой оккупантов, тысячи воинов с болью и гневом пели величавую «Песню о Днепре». В ней была запечатлена и печаль расставания с родной Украиной, и твёрдая вера в её скорое освобождение. Автору песни, композитору Марку Фрадкину (1914 - 1990) хорошо удался её плавный распев, исполненный мужества и эпического величия.
Один из самых интересных композиторов, выдвинувшихся в годы Отечественной войны, - Василий Павлович Соловьев-Седой (1907 - 1979). В альбоме он представлен десятью разнообразными песнями, включая такие широко популярные и любимые, как «Вечер на рейде» (слова А. Чуркина), «На солнечной поляночке» и «Соловьи» (слова А. Фатьянова), «О чём ты тоскуешь, товарищ моряк» (слова В. Лебедева-Кумача) и др.
Произведения Соловьева-Седого рождались как непосредственные отклики музыканта-лирика на переживания военных лет. Так, в конце лета 1941 года им была сочинена известная песня «Вечер на рейде» («Прощай, любимый город»), ставшая одним из лучших образцов новой военной лирики. В тот день композитор вместе с группой товарищей работал в Ленинградском порту на разгрузке дров. «Вечер был тихий и ясный, - рассказывает он, - На рейде стоял минный заградитель «Марти». Мелодичные звуки баянов доносились с его палубы. Я думал о моряках, которые отдают свою жизнь, защищая морские подступы к родному городу, и меня охватило горячее желание выразить в музыке их настроения и чувства». Тема «Вечера на рейде» - тема расставания с родным домом – была в то время близка миллионам людей с фронта и тыла, покидавшим насиженные места. Композитор задумал свою песню в характере русского бытового романса; её неторопливая свободная распевность и задумчивый светлый лиризм пришлись по вкусу воинам. Каждый из них вспоминал добрым словом свой «любимый город», что бы завтра с новыми силами идти сражаться с врагом.
В другой своей песне 1941 года – «Играй, мой баян» - Соловьев-Седой воскресил плавные ритмы  и сердечную напевность русского лирического вальса.
В песнях Седого с большой чуткостью воплощена поэзия солдатской дружбы, нерушимого воинского товарищества, скреплённого в годы войны. Герой этих песен – простой воин, весёлый парень «с фабричной заставы», прошедший через тяжкие военные испытания, но сохранивший сердечное тепло и хороший народный юмор. Этот герой во многом напоминает солдата Василия Теркина из знаменитой поэмы А. Твардовского. Он так же чист душой и так же заражающе весел и остроумен, но смелость его далека от лубочной примитивности и казённого шапкозакидательства. От русской фабричной частушки, от народных гармошечных «переборов» заимствовал композитор свежие обороты своих задорных, шуточно-бытовых песен («Как за Камой, за рекой», «На солнечной поляночке». Некоторые из его лирических песен, с их поэтическими обращениями «от сердца к сердцу», приближаются к жанру советского романса («Где же вы теперь, друзья-однополчане»).
Семь произведений представляют в нашем альбоме творчество композитора Матвея Блантера (1903 - 1990), автора популярнейшей «Катюши» и многих лирических песен военного периода. С первых лет войны он успешно сотрудничал с выдающимся поэтом М. В. Исаковским, написавшим слова к его песням «До свиданья, города и хаты», «В лесу прифронтовом», «Под звёздами балканскими» и др. Эти песни привлекают своим искренним лиризмом, неизменно сочетающимся с сильным и уверенным выражением советского патриотизма. Композитор умело пользуется распространёнными жанрами бытующей в городах музыки (вальс, марш, лирический романс), стремясь придать им современный идейно-эмоциональный смысл. Подобно Соловьеву-Седому, Блантер выступает в своих произведениях как летописец и бытописец фронтовой жизни: его бытовые песни-вальсы («Моя любимая», «В лесу прифронтовом»), его звонкие и ритмически упругие походные песни  по праву полюбились народу и не забыты до сих пор.
В солдатской самодеятельности, в армейских ансамблях часто звучали песни Анатолия Новикова (1896 - 1984). Этому композитору, издавна близко связанному с воинской средой, отлично удавались солдатские песни игрового, добродушно-юмористического склада («Вася-Василёк» на стихи С. Я Алымова), а так же песни лирические, проникнутые искренней печалью об ушедших друзьях («Дороги» на стихи Л. И. Ошанина).
В годы войны продолжалась творческая деятельность популярнейшего композитора Исаака Дунаевского (1900 – 1955), в то время возглавлявшего Ансамбль песни Центрального дома культуры железнодорожников. Именно в этом ансамбле, непрерывно выступавшим перед тружениками тыла, родилась новая песня Дунаевского «Моя Москва» (слова М. Лисянского и С. Аграняна), заслужившая повсеместное признание.
К песенному жанру тогда обращались и виднейшие композиторы-симфонисты: С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян, Д. Кабалевский. Значительным успехом пользовались песни Дмитрия Шостаковича, в частности его «Песня о фонарике» (слова М. А. Светлова), написанная для одного из военных ансамблей.
Среди авторов, чьи мелодии собраны в этом альбоме, встречаются и другие композиторы, много сделавшие в те годы для развития военной песни: Константин Листов, Тихон Хренников, Сигизмунд Кац, Никита Богословский, Леонид Бакалов, Евгений Жарковский, Борис Терентьев*. Каждый из них оставил заметный след в песенном наследии военных лет. Пожалуй, не было на фронте ни одного солдата, который не полюбил бы задушевной «Землянки» К. Листова (с замечательными стихами Алексея Суркова); позднее фольклористы записали десятки народных вариантов этой песни, в частности многочисленные «ответы» на «Землянку», приходившие по почте из тыла на фронт. Повсеместным успехом пользовались кинофильмы военных лет с песнями Н. Богословского («Пархоменко», «Два бойца») или Т. Хренникова («Свинарка и пастух»). С. Кац прославился своей партизанской песней «Шумел сурово Брянский лес» (слова Анатолия Софронова), с благодарностью подхваченной отрядами народных мстителей. Е. Жарковский, Б. Терентьев много сделали для развития матросской песни, деля трудности военных лет с моряками Северного Флота.
Были, однако, и такие любимые мелодии, которые широко бытовали без упоминания автора. Популярнейшее стихотворение Михаила Исаковского «Огонёк» («На позицию девушка провожала бойца») было распето в народе на мелодию довоенной эстрадной песенки мало известного польского композитора; так стихийно родилась одна из самых распространённых песен военного времени, взволновавшая солдат своим бесхитростным лиризмом.
Почти все песни в этом альбоме даны в исполнении тех коллективов и солистов, которые в своё время участвовали в их первом «боевом крещении». Это придаёт собранным записям и своего рода документальный, художественно-исторический интерес. Вы услышите такие прославленные песенные коллективы, как Краснознамённый ансамбль песни и пляски, Русский народный хор имени Пятницкого, Ансамбль песни Всесоюзного радио (начавший свою жизнь в годы войны). Среди исполнителей-певцов, представленных в этом альбоме, есть подлинные любимцы воинской аудитории, проведшие значительную часть войны в Действующей армии в составе фронтовых бригад (например, Клавдия Шульженко).
В числе первых исполнителей лучших военных песен – и наши тогдашние оперные корифеи – Н. А. Обухова, М. О. Рейзен, С. Я. Лемешев, и популярные артисты эстрады – Л. О. Утесов, К. И. Шульженко, и широко известные певцы, выступавшие у микрофонов Всесоюзного радио (В. А. Бунчиков, Г. Виноградов, Г. А. Абрамов, Н. А. Нечаев и другие).
Не все из названных мастеров продолжают выступать и ныне. Тем интереснее услышать голоса тех, кто более двух десятилетий назад содействовал своим искусством военному делу победы.
_________________________________
*К ним следовало бы добавить имена Виктора Белого, Юрия Милютина, Валентина Макарова, Вано Мурадели, Зиновия Компанейца, Валентина Кручинина, Георгия Носова и других.
И. Нестьев
P.S. По всей вероятности, авторы этого альбома, в период его составления, были ещё под мифом возврата к сталинским временам и из-за давления на них худсовета фирмы «МЕЛОДИЯ», который то же ещё находился в зеркале прошлого репрессивного периода, не набрались смелости включить в этот проект композиции в исполнении Лидии Руслановой, известной артистки, выступавшей с концертами на передовых позициях практически на всех фронтах Великой Отечественной войны.

Песни Великой Отечественной войны, 1965 5LP (Пластинка I)

Страна: СССР
Носитель: Audio LP
Год выпуска: 1965
Лэйбл:  МЕЛОДИЯ
Порядковый номер: 33Д - 15287-88
Матричный номер: 33Д - 15287-88
Жанр: военная песня
Формат: MP3 320 kbps – очищено от шумов и тресков
WAVE - копия записи с пластинки
Аудиокодек:
FLAC (*.flac) – очищено от шумов и тресков
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hz  lossless
Размер файла: MP3 – 92,9 Мб, FLAC – 241 Мб, WAVE – 229,8 Мб
Продолжительность:  32:32
Треклист:
1 сторона
01. Краснознамённый ансамбль – Священная война (А. В. Александров – В. Лебедев-Кумач) (3.07)
02. Краснознамённый ансамбль – До свиданья, города и хаты (М. Блантер – М. Исаковский) (3.04)
03. Краснознамённый ансамбль – Вечер на рейде (В. Соловьев-Седой – А. Чуркин) (5.25)
04. Петр Киричек – Прощайте, скалистые горы (Е. Жарковский – Н. Букин) (2.59)
05. Краснознамённый ансамбль – Есть на севере хороший городок (Т. Хренников – В. Гусев) (1.31)
2 сторона
06. Краснознамённый ансамбль – В лесу прифронтовом (М. Блантер – М. Исаковский)(3.21)
07. Краснознамённый ансамбль – На солнечной поляночке (В. Соловьев-Седой – А. Фатьянов) (3.46)
08. Николай Тимченко – В землянке (К. Листов – А. Сурков) (3.04)
09. Владимир Бунчиков – Песня о фонарике (Д. Шостакович – М. Светлов) (3.23)
10. Краснознамённый ансамбль – Вася-Василёк (Ф. Г. Новиков – С. Алымов) (2.52)
© Всесоюзная фирма грампластинок «МЕЛОДИЯ», 1965
Апрелевский завод, 10 августа 1969 г.
Апрелевский ордена Ленина завод, 1975
Цена пластинки 0 руб. 70 коп.
Цена комплекта из 5-и пластинок 3 руб. 85 коп. Арт. 47-2.
Оцифровка Геннадия Горбунова

Комментариев нет:

Отправить комментарий