Дмитрий Шостакович - Симфония № 7 до
мажор, соч. 60 «Посвящается городу Ленинграду», 1968
Всесоюзная Фирма грампластинок
«МЕЛОДИЯ»
33С 01693-96
33С 01693-96
Седьмую («Ленинградскую»)
симфонию Дмитрий Дмитриевич Шостакович (12 (25) сентября 1906 Санкт-Петербург –
9 августа 1975 Москва) написал в годы Великой Отечественной войны и посвятил
Дню снятия фашистской блокады с героического Ленинграда. К этой дате я
оцифровал этот альбом и посвящаю его блокадникам города-героя Ленинграда.
«Поэма о нашей борьбе, о нашей
грядущей победе» - так определили содержание своей Седьмой («Ленинградской»)
симфонии сам автор. Работая над ней, композитор, по его собственным словам,
думал «о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества,
о прекрасных качествах человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о
красоте». «Во имя всего этого мы ведём жестокую борьбу», - писал Шостакович.
Замысел симфонии не отделим от её
биографии: три части произведения сочинены в первые месяцы Великой
Отечественной войны в осаждённом Ленинграде. Грандиозная по содержанию и
масштабам (произведение длится 75 минут), симфония вобрала в себя всю горечь,
всё клокотание чувств того времени: гнев, мужество, непоколебимую веру в
торжество гуманистических идей и готовность отстоять, защитить их от фашистских
варваров. Симфония получила беспримерный общественный резонанс; миллионы людей
на всём земном шаре услышали в ней призыв к борьбе за свободу и достоинство
человека. Об этом хорошо сказал писатель Алексей Толстой: « Седьмая симфония
посвящена торжеству человеческого в человеке… Написанная в Ленинграде, она
выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и
меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину
его бедствий…».
Два мира противопоставлены друг
другу в Седьмой симфонии: один – исполненный мысли и чувства, высоких,
благородных порывов и другой – бесчеловечный, неумолимо-жестокий. С наибольшей
силой столкновение этих двух начал воплощено в первой части (Allegretto).
Непреклонному звучанию мужественной первой темы , поэтической лирике второй
противостоит здесь зловещий «Эпизод нашествия» (эпизод, замедляющий собой
обычную разработку тем экспозиции). Его идейная сущность – раскрытие
внутреннего мира врага – выступает не сразу; маршевый мотив, на котором он
построен, кажется по началу безобидным, и лишь несмолкаемая барабанная дробь
заставляет слух насторожиться. Но постепенно картина проясняется: неуклонное
нарастание звучности, рёв и завывание меди превращают карикатурный
мотив-шансонетку в марш злой силы. Неумолимое движение механического чудовища
угрожает смести всё; оно готово
торжествовать победу. Но в этот момент на пути его вырастает мелодия,
воспринимаемая, как «тема отпора». Смертельная схватка… последние отзвуки
зловещих барабанов… в музыку вновь входит мужественная первая тема симфонии. Но теперь, в миноре, она приобрела
трагический облик. До неузнаваемости изменилась и лирическая вторая тема –
скорбный монолог фагота, звучащий как горестное повествование о происшедшей
трагедии. Просветление наступает лишь в заключительном разделе: широко, мажорно
звучит начальная тема симфонии, за ней – лирическая вторая. Но как грозное
предостережение вновь появляются барабаны, и откуда-то доносится зловещий мотив
трубы…
Вторая часть – лирическое скерцо. Изящество, грация, молодое,
радостное возбуждение сочетаются в его музыке с мечтательным и нежным чувством.
После грандиозной драмы первой части это – как бы воспоминание о минувших
мирных днях.
Третья часть – монументальное
Adagio,
написанное в форме рондо. Как и скерцо, оно обращено к мыслям о прекрасном;
война заставила людей с особой силой оценить всё то, над чем фашизм занёс свой
окровавленный меч. Но если музыка скерцо – вся в сфере лирических воспоминаний,
то Adagio – это глубокая
дума о происшедшем, вобравшая в себя тревоги и скорби времени; дума и
одновременно страстный призыв отстоять великие ценности жизни. Отсюда –
ораторская приподнятость музыки с её величественным начальным хоралом,
драматическими речитативами, возвышенной и гневной лирикой.
Adagio без перерыва переходит в финал (Allegretto Non Troppo). Его идею сам
композитор определил словом «Победа!». Но её торжественное звучание приходит не
сразу. Беспокойное начало (приглушенные литавры, засурдиненные альты, виолончели
и контрабасы и на их фоне неустойчивое, зыбкое движение мелодии у скрипок)
возвращает слушателя к настороженному звучанию заключительных тактов первой
части. Словно прорезая ночную мглу, из глубоких басов поднимаются волевые
интонации темы финала, затем в права входит сама тема. Как последнее
воспоминание о павших героях звучит траурный эпизод – скорбная сарабанда. Но
вот отзвучала траурная музыка, и возродившееся движение волевой темы неудержимо
устремляется к победоносному концу; сопровождаемая радостными возгласами всего
оркестра, появляется вдохновенная, героическая тема первой части и всей
симфонии. Это – музыка победы, желанная, достигнутая, завоёванная!
С.Шлифштейн
Носитель: 2 LP
Страна: СССР
Год выпуска: 1968
Жанр: классика
Формат: MP3 320 kbps - очищен от щелчков и шумов
Аудиокодек:
FLAC
(*.flac) - копия винила
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hz lossless
Размер файла: MP3 - 140 Мб, FLAC – 375 Мб
Продолжительность:
01:15:00
Симфония № 7 до мажор, соч. 60
«Посвящается городу Ленинграду»
1. Allegretto
2. Moderato
(Poco Allegretto)
3. Adagio
4. Adagio (окончание), Allegretto Non Troppo
Государственный симфонический оркестр СССР. Дирижёр Евгений
Светланов
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок
(комплект из 2 пластинок)
Арт. 61-8 Цена 2 руб.
70 коп.
Альбом из коллекции Радченко Николая Власовича
Оцифровка Геннадия Горбунова
Государственный симфонический оркестр СССР
Государственный симфонический оркестр СССР
Первый раз симфония была
исполнена 5 марта 1942 года в Куйбышеве. Вскоре она прозвучала в Москве, а
затем во многих других городах Советского Союза. В осаждённом Ленинграде первое
исполнение симфонии состоялось в августе 1942 года.
5 октября 1936 года исполнением
Первой и Третьей симфоний Бетховена началась концертная деятельность
Государственного симфонического оркестра СССР.
Концерт прошёл с исключительным
успехом и был принят как событие огромного значения в культурной жизни страны.
Оркестр, в состав которого вошли
первоклассные музыканты, быстро осваивал большой и разнообразный репертуар.
Были исполнены циклы из фундаментальных произведений Бетховена (все десять
симфоний) и Чайковского (симфонии, сюиты, концерты, увертюры, фантазии),
произведения русских классиков – Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова,
Скрябина и Рахманинова, советских композиторов – Прокофьева, Мясковского,
Шостаковича и зарубежных композиторов – Баха, Моцарта, Берлиоза, Брамса,
Вагнера, Дворжака, Дебюсси, Равеля.
Оркестр развивался в постоянном
творческом общении с крупнейшими советскими дирижёрами – Е. Мравинским, С.
Самосудом, Н. Головановым, А. Гауком, К. Ивановым, Н. Рахлиным, А.
Мелик-Пашаевым, К.Кондрашиным, К. Симеоновым, Е. Светлановым, Г.
Рождественским, К. Элиасбергом, Н. Аносовым, Б. Хайкиным и др.
Первым художественным
руководителем Государственного оркестра был Александр Гаук, дирижёр большой
музыкальной культуры и опыта, оказавший большое влияние на творческое
формирование оркестра и его репертуар.
Преемников Гаука в 1941 году стал
Натан Рахлин.
С 1946 по 1965 год художественное
руководство оркестром осуществлял Константин Иванов.
С 1965 года художественным
руководителем оркестра является Евгений Светланов – разносторонне одарённый
музыкант, талантливый дирижёр, композитор, пианист.
Значительными страницами в жизни
оркестра явились его встречи с выдающимися зарубежными музыкантами:
композитором И. Стравинским, дирижёрами О. Клемперером, Э. Клейбером, О.
Фридом, Г. Абендротом, Ш. Мюншем, Д. Джорджеску, В. Ферреро, К. Цекки, К.
Анчерлом, пианистами, А. Рубинштейном, В. Клиберном, Г. Черны-Стефаньской,
скрипачами И. Менухиным, Г. Шерингом, И. Стерном, виолончелистом Г. Кассадо и
многими другими.
«Я в восторге от оркестра, -
писал замечательный французский дирижёр Шарль Мюнш. – Это первый русский
коллектив, которым мне пришлось дирижировать… оркестранты привели в восторг
своим профессиональным мастерством и увлечённостью работой. Признаться, в душе
я и не ждал другого: знал, что еду в страну великой музыки и настоящих
музыкантов».
Выступления Государственного
оркестра за рубежом явились триумфом советской симфонической культуры и
укрепили наши дружеские связи с народами многих стран.
Характеризуя искусство
Госоркестра, Дмитрий Шостакович писал: «Блестящее мастерство, великолепная
оркестровая дисциплина, рельефность и, вместе с тем, артистичность выполнения
замыслов, а также высокая культура звучания – вот отличительные черты
коллектива, выдвинувшие его в число лучших симфонических оркестров мира».
MP3 - http://yadi.sk/d/2xQPVxc0HYx4F - Дмитрий Шостакович - Симфония № 7 до мажор, соч. 60 Посвящается г.Ленинграду, 1968. rarFLAC - http://yadi.sk/d/RlyqQYFRHZJar - Дмитрий Шостакович - Симфония № 7 до мажор, соч. 60 Посвящается г.Ленинграду, 1968. rar
Комментариев нет:
Отправить комментарий