Этот блогг создан для хранения и личного пользования музыкальными произведениями собственной оцифровки. Посетителям блогга предоставляется право на бесплатное скачивание и личное пользование моим архивом. Распространению и тиражированию записи не подлежат.

Возьмёмся за руки, друзья! 5CD – CD2 Татьяна и Сергей Никитины, Алексей Иващенко, 2005

Возьмёмся за руки, друзья! 5CD – CD2 Татьяна и Сергей Никитины, Алексей Иващенко, 2005
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БАРДОВСКОЙ ПЕСНИ (продолжение)
Они легко слушаются, потому что их авторы пользуются тем же языком и теми же словами, которыми владеем и мы для своей повседневной речи. Единственное и непременное условие для слушателя – обладание живой фантазией. Однако чтобы включить фантазию, слушателю обязательно придётся выключиться из общего городского ритма, которому больше соответствуют ритм и драйв рока и джаза. Чтобы расслышать бардовскую песню, надо перейти в другое ритмическое измерение, замедлиться, может быть, даже не двигаться, замереть. Но если мы умудряемся читать в городском транспорте книги, написанные в другом ритме, что нам мешает слушать? Наградой будет ожившая фантазия (она же – воспоминания), которая рождает у нас чувства и мысли.
Включенная фантазия не нуждается ни в каких визуальных параллелях, поэтому бардовская песня трудно совместима, если вообще совместима, с клиповым видеорядом и с телеэкраном. Но в этом нет ни какой особенности бардовской песни. Точно так же трудно совместимы с телеэкраном и классическая музыка, и поэзия, и живопись, и театр. Может быть, телевидение лишает фантазию зрителя каких-то степеней свободы? Может быть, несвободная фантазия – не совсем фантазия или совсем не фантазия? Может быть, поэтому у многих людей возникают проблемы с воспитанием искусства? Кто-то в прошлом веке сказал, что «искусство не для развлечения, то, что развлекательно, - не искусство». Если не для развлечения, то для чего? Может быть, для того, чтобы будить, оживлять и помогать нашей фантазии, которая в свою очередь рождает в нас чувства и мысли?
А вот чем действительно отличается бардовская песня от других искусств – доступностью. Практически любой человек может не только петь и подпевать, но разучивать в течение одного-двух месяцев пять – семь аккордов и исполнять любые (или почти любые) бардовские песни для себя и для своих друзей. Более того, многие из этих песен можно петь всей компанией. Совместное пение вызывает у поющих удивительное чувство единения, чувство дружеской любви. И сразу возникает вопрос: почему у нас нет гимна страны, народного гимна, а есть только государственный? Или может быть, он всё-таки есть? Может быть, он давно написан, но мы не можем расслышать, спеть его всем миром и принять? Может быть, это «Возьмёмся за руки, друзья!» Булата Окуджавы?
 (Продолжение следует)
Татьяна и Сергей НИКИТИНЫ
Творчество дуэта Никитиных – пласт советской эстрады, на котором выросло не одно поколение слушателе. Песни в исполнении этих бардов дороги миллионам как Советского Союза, так и России, от них веет теплом и нежностью.
Татьяна Хашимовна НИКИТИНА (САДЫКОВА)
Родилась 31 декабря 1945 года в столице Таджикской ССР в Душанбе. После окончания школы, в 1964 году, поступила в МГУ на физфак. Стала участницей агитбригады факультета. Окончив университет, поступила в аспирантуру Института биологической физики АН СССР. С 1973 года по 1990 год Татьяна Никитина работала сотрудником нескольких НИИ Академии наук СССР.
Учась в университете, Татьяна Садыкова начала свою творческую биографию – вступила в певческий кружок, организованный для младшекурсников студентом-физиком Сергеем Никитиным. Позже кружок приобрёл формат квинтета. В состав квинтета также входили Кармен Сантакреу, Владимир Улин и Николай Туркин. С первых дней создания квинтет пользовался успехом у публики. Особый интерес песни квинтета вызывали у студенческой аудитории. В 1968 года Татьяна и Сергей Никитины – поженились.
Сергей Яковлевич НИКИТИН
Советский и Российский композитор, автор-исполнитель, родился 8 марта 1944 года в Москве.
В 1962 году окончил среднюю школу. В 1968 году – физический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Физик, кандидат физико-математических наук. Работал научным сотрудником в Институте органической химии АН СССР и в Институте биологической физики АН СССР. С 1962 года Сергей пишет песни на стихи Д. Сухарева, Э. Багрицкого, Б. Пастернака, Ю. Мориц, Ю. Левитанского, Г. Шпаликова, Д. Самойлова, А Воскресенского, Е. Евтушенко и других.
Сергей Никитин активно участвовал в работе агитбригады физического факультета МГУ как музыкант, композитор, руководитель квартета физфака МГУ. Важной частью репертуара квартета и агитбригады были песни С. Никитина на стихи выпускников физфака Сергея Крылова, Валерия Миляева и Геннадия Иванова. Первую песню «В дороге» («Ночь, и снег, и путь далёк…») на стихи И. Уткина Сергей сочинил в декабре 1962 года.
В 1972 году артисты отправились на Фестиваль политической песни в Берлин. Тандем музыкантов просуществовал до 1977 года. Параллельно с выступлениями в квинтете в 1974 году Татьяна начала петь дуэтом с Сергеем Никитиным. Образовался творческий и семейный союз. Никитины исполняли песни, написанные как Сергеем, так и другими авторами. Широкая публика узнала о дуэте благодаря кинофильмам и мультфильмам, в которых прозвучали песни в исполнении этих артистов. Впервые в кино песни в исполнении дуэта Никитиных прозвучали в картине «Золотая речка», продолжении фильма «пропавшая экспедиция» режиссёра Вениамина Дормана. В «Золотой речке» прозвучали песни композитора Микаэла Таривердиева. В 1977 году на экраны вышла комедия Петра Фоменко «Почти смешная история». Музыку к фильму Сергей Никитин написал совместно с композитором Виктором Берковским. В картине прозвучали песни, исполненные Сергеем и Татьяной Никитиными – «Под музыку Вивальди», «Я леплю из пластилина», «Любовь придёт как привидение». В 1978 году молодые барды познакомились с французским музыкантом Полем Мориа. Через некоторое время Мориа выпустил диск «Dans les yeux d`Émilie», в который вошла инструментальная версия одной из самых популярных песен дуэта Никитиных «Под музыку Вивальди». 11 февраля 1980 года на экраны СССР вышел фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», получивший гран-при Каннского фестиваля «Оскар». Простодушная песня Сергея Никитина «Александра, Александра», исполненная дуэтом в картине, стала жизнеутверждающим гимном картины и Москвы времён 1950-х годов. Музыка фильма погружает зрителей в ностальгию о давно ушедшем времени, когда жизнь была проще и размеренней. В 1985 году Петр Фоменко вновь пригласил Никитиных поработать в мелодраме «поездки на старом автомобиле». В фильме прозвучали авторские песни Сергея Никитина, традиционно исполненные им в дуэте с женой. Кинематографическим событием 1987 года стал выход на экраны трагикомедии Эльдара Рязанова «Забытая мелодия для флейты». «Песня чиновников», сочинённая Э. Рязановым и исполненная за кадром Никитиными, стала одним из самых комичных моментов в картине. Герои фильма, чиновники от культуры, ходят в лохмотьях по электричке с баяном и поют о своей жизни. В комедии «Привет, дуралеи!» (1996) дуэт исполнил произведения Андрея Петрова. Мультфильмы, в которых звучали песни Никитиных, любила вся страна. Песенку из мультфильма «Большой секрет для маленькой кампании», в котором подружились лошадь, собака и кошка, пели и взрослые и дети. В мультике «Ёжик плюс черепаха», снятом по мотивам сказки Редьярда Киплинга «Откуда взялись броненосцы», Сергей и Татьяна исполнили песню Виктора Берковского. В 1982 году на экраны вышел таджикский мультфильм «Волчья шкура» с песнями Никитиных.
Творческий и семейный дуэт Татьяны и Сергея Никитиных пронёс сквозь десятилетия популярность у зрителей. Они часто участвовали в фестивалях авторской песни, являются неизменными членами жюри Грушинского фестиваля на Волге. В 1997 году артисты удостоены престижной поэтической Царскосельской художественной премии «За многолетнюю преданность русской поэзии». Татьяна Хашимовна одновременно с работой в дуэте Никитиных занималась административной деятельностью. В 1990 году была назначена заведующей отделом культуры Октябрьского райисполкома г. Москвы, с 1992 года по 1994 год работала заместителем министра культуры России. Татьяна Никитина участвовала в документальных фильмах «Ты и я», «Я помню чудное мгновенье», «Времена не выбирают», «Живая история». Снималась она и в художественных кинофильмах «Старый Новый год», «Али-Баба и сорок разбойников», «Поездки на старом автомобиле».
На сегодняшний день Татьяна Никитина является главой итало-швейцарской арт-фирмы «Kartina». Дуэт Сергея и Татьяны продолжает выступать. В 2016 году артисты совершили тур по Украине. На концертах Никитины сразу предупреждали: «Мы поём все – все песни, всю поэзию, которую мы всегда пели». Барды собирали полные залы. После концертов зрители долго не отпускали артистов со сцены, брали автографы, делали фото, говорили много тёплых слов.
Музыка Сергея Никитина и в настоящее время используется в театре, кино, на телевидении и радио. С 1987 года по 1995 год артист работал заведующим музыкальной частью Московского театра «Табакерка» под руководством Олега Табакова.
В настоящее время Сергей Никитин – заслуженный деятель искусств России, лауреат Царскосельской художественной премии (1997).
Супругами записано более полутора десятков пластинок и компакт-дисков с песнями Сергея Никитина.
Алексей Игоревич ИВАЩЕНКО
Алексей Игоревич ИВАЩЕНКО – географ, актёр, автор-исполнитель, певец, родился 12 мая 1958 года в Москве.
С детства имел тягу к музыке, учился в музыкальной школе. После школы поступил в Московский государственный университет им. М. Ломоносова на географический факультет. Получив диплом, в 1980 году поступает во ВГИК С. Бондарчука на актёрский факультет. После окончания этого учебного заведения, в 1985 году, учится в аспирантуре у А. Баталова.
Ещё учась в МГУ, Алексей Иващенко увлёкся музыкальным театром. Вместе с учившимся на курс старше Георгием Васильевым в Студенческом театре МГУ он создал пару музыкальных спектаклей. С 1973 года самостоятельно пишет песни. Как автор-исполнитель и актёр Алексей Иващенко обрёл популярность в начале 1980-х годов в составе бардовского дуэта «Иваси» с Георгием Васильевым. На состоявшемся в Кубышеве в 1986 году первом фестивале авторской песни дуэт взял Гран-при за композиции «Вечный думатель» и «Музыкальный автомат». В последующие годы артисты записали шесть альбомов, успешно гастролировали в России и за её пределами.
В это же время он был уже известен как актёр театра и кино. С 1980-х годов начал сниматься в фильмах. Параллельно работал на киностудии «Мосфильм» и в театре-студии киноактёра. Позже стал играть в спектакле Алексея Рыбникова «Литургия оглашенных» в Театре «Современная опера».
С 1986 года занимался озвучиванием на телевидении и в кино, а также телерекламой.
В 1990-х годах Алексей Иващенко и Георгий Васильев увлеклись мюзиклами и решили создать собственный проект. В итоге был поставлен спектакль, получивший название «Норд-Ост». А. Иващенко стал арт-директором проекта.
С 1999 года по 2001 год дуэт участвовал в бардовском проекте «Песни нашего века».
В настоящее время Алексей Иващенко занимается продюсерской работой, выступает как сольный исполнитель и поёт в дуэтах с такими музыкантами, как Ирина Богушевская, Тимур Ведерников.
Артист выпустил три сольных альбома.
Страна: Россия
Носитель: Audio 5CD
Год выпуска: 2005
Лэйбл:  Readers Digest
Порядковый номер: RM-CD14-B
Жанр: авторская песня, барды
Формат: MP3 320 kbps
Аудиокодек:
FLAC (*.flac)
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hz  lossless
Размер файла: MP3 – 314 Мб, FLAC – 732 Мб
Продолжительность: 01:02:50
Треклист:
01. Татьяна и Сергей Никитины – Брич-Мулла (С. Никитин – Д. Сухарев) (4.47)
02. Татьяна и Сергей Никитины – Большой секрет для маленькой компании (С. Никитин – Ю. Мориц)  (3.08)
03. Татьяна и Сергей Никитины – Диалог у новогодней ёлки (С. Никитин – Ю. Величанский) (2.44)
04. Татьяна и Сергей Никитины – Благодарю Вас навсегда (С. Никитин – Е. Евтушенко) (3.47)
05. Татьяна и Сергей Никитины – Аиои (С. Никитин – Д. Сухарев) (3.31)
06. Татьяна и Сергей Никитины – Снег идёт (С. Никитин – Б. Пастернак) (2.57)
07. Татьяна и Сергей Никитины – Когда мы были молодые (С. Никитин – Ю. Мориц) (5.02)
08. Татьяна и Сергей Никитины – Резиновый ёжик (С. Никитин – Ю. Мориц) (2.37)
09. Татьяна и Сергей Никитины – Нет лет (С. Никитин – Е. Евтушенко) (4.26)
10. Татьяна и Сергей Никитины – Александра (С. Никитин – Ю. Визбор, Д. Сухарев) (3.41)
11. Алексей Иващенко – Мне ничего не жаль (музыка и слова А. Иващенко) (2.32)
12. Алексей Иващенко – Родословная (музыка и слова А. Иващенко) (3.39)
13. Алексей Иващенко – Ещё стрелу из колчана… (музыка и слова А. Иващенко) (2.02)
14. Алексей Иващенко – Маленький экипаж (музыка и слова А. Иващенко) (2.01)
15. Алексей Иващенко – Земляничная поляна (музыка и слова А. Иващенко) (3.25)
16. Алексей Иващенко – Две капли на стакан воды (музыка и слова А. Иващенко) (2.24)
17. Алексей Иващенко – У магазина «Электроника» (музыка и слова А. Иващенко) (2.04)
18. Алексей Иващенко – Вальс возвращения (музыка и слова А. Иващенко) (2.32)
19. Алексей Иващенко – Мы жжем сердца охотой… (музыка и слова А. Иващенко) (2.56)
20. Алексей Иващенко – Я милую узнаю по походке (музыка и слова А. Иващенко) (2.35)
© Ридерз Дайджест 2005

Возьмёмся за руки, друзья! 5CD – CD3 Вероника Долина, Юрий Кукин, 2005

Возьмёмся за руки, друзья! 5CD – CD3 Вероника Долина, Юрий Кукин, 2005
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БАРДОВСКОЙ ПЕСНИ (продолжение)
Как эти песни входили в нашу жизнь? Тексты записывались под диктовку в тетрадки, аккорды подбирались на слух. Появление магнитофонов поспособствовало тому, что эти песни достигли ушей практически всех, кто был способен их расслышать. Власти, ревниво следившие за использование типографских станков, не учли, что Слово может распространяться и устно. То есть возник неподцензурный, неконтролируемый тоталитарным государством магнитофонный самиздат. Люди, которых бардовская песня брала за душу, стали объединяться в клубы – клубы самодеятельной, как они решили её назвать, песни – КСП. Так возникла, как минимум, информационная сеть, по которой песни с лёгкостью перемещались «от Москвы до самых до окраин» и в обратном направлении. Но КСП – не только информационная сеть. Поскольку авторы были современниками, а не людьми из прошлого, то их встреча с любителями бардовской песни, объединёнными в клубы, была неизбежна. В этом бардовская песня тоже отличается от других искусств. Её и по сей день трудно рассматривать отдельно, как явление искусства и только, без социально-культурного контекста движения КСП. Конечно, контакты авторов с клубами были различными: от очень тесных (Юрий Визбор) до отдалённых, даже отстранённых (Владимир Высоцкий). Но в любом случае это была совместная деятельность. Клубы не только обменивались аудиозаписями, но и проводили концерты, конкурсы, фестивали, семинары, собирали архивы. То есть возникла некая общая социальная среда, которая находилась не только под влияние авторов и их песен, но при этом имевшая и обратное влияние. Если Булат Окуджава, Александр Галич, Юрий Визбор, Александр Городницкий, Владимир Высоцкий состоялись как авторы до появления этой среды, а формировавшийся в 1960-е годы Сергей Никитин очень быстро оказался внутри неё, то Вероника Долина и Алексей Иващенко появились или проявились (не важно) уже в самой этой среде, чему весьма способствовали конкурсы и фестивали. И всё это движение, будучи по форме социально-культурным, было по сути, осознанно или нет, движением за свободу слова. Авторы и слушатели вольно или невольно отстаивали право говорить и слушать то, что находили нужным для себя, а не то, что им предлагала идеологизированная государственная машина. То есть право говорить и слушать без какой-либо цензуры. И когда власти пытались не пускать бардовскую песню в концертные залы Домов культуры, то вся эта среда просто-напросто перемещалась на природу. Так появились на рубеже 60 – 70-х знаменитые подмосковные слёты (ныне не проводятся) и Грушинский фестиваль под Самарой на Волге. Московский КСП всегда ограничивал количество участников – не более пяти тысяч. Грушинский не ограничивал и вырос в наше время до 200 тысяч. А кроме них в те годы особенно популярны были фестивали под Харьковом (Эсхар), под Ташкентом в Чимганских горах, «Приморские струны» под Владивостоком, БАМовский (Тында). Все они, кроме ташкентского, проводятся и ныне. В 90-е годы появился большой фестиваль в районе города Юрга, равноудалённого от Новосибирска, Кемерово и Томска. Но самое интересное, что среда КСП вместе с нашими эмигрантами распространилась в другие страны. Там тоже проходят фестивали бардовской песни на природе. В США в Калифорнии (до 3 тысяч участников), в штате Нью-Йорк (до 5 тысяч), в Германии в районе города Вупперталь (до 3 тысяч) и в Израиле на Галилейском море (до 7 тысяч). Разумеется, что пишущие и поющие составляют около десятой доли от всех участников, а 90% - слушатели, любители бардовской песни. На подмосковных слётах и на Грушинском фестивале побывали практически все известные ныне барды, за исключением, пожалуй, Владимира Высоцкого. Но и он высказывал желание приехать и на подмосковный слёт, и на Грушинский. Булат Окуджава был на подмосковном слёте в 1974 году. Не понравилась ему только холодная погода.
(Продолжение следует)
Вероника ДОЛИНА – родилась 2 января 1956 года в Москве
Вероника Аркадьевна ДОЛИНА – советская и российская певица, поэтесса, бард, автор исполнитель.  Её называют поэтической наследницей Анны Ахматовой и Марины Цветаевой. Окончила музыкальную школу. В 1979 году окончила Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина. Некоторое время работала в библиотеке, затем – в редакции специализированного журнала. С 1971 года начала писать песни и исполнять их, аккомпанируя себе на шестиструнной гитаре. К большинству своих песен В. Долина сама написала стихи и музыку, в её репертуаре есть песни на стихи Ю. Мориц и песни, написанные в соавторстве с А. Сухановым. Всплеск творческой активности Вероники Долиной пришёлся на 1970-е годы, песни и романсы в её исполнении распространялись на кассетах. Будучи студенткой, она влилась в ряды неформального движения КСП (Клубы самодеятельной песни), участвовала в Грушинских фестивалях, хотя не считает себя каэспэшницей с сидением с гитарой у костра под звёздным небом. В 1978 году появилась на телевидении, что помогло ей расширить круг слушателей. Регулярные публикации произведений В. Долиной, начались в эпоху перестройки. В 1986 году выходит её первый виниловый диск, вскоре второй, тиражом более 1 миллиона экземпляров. В 1987 году она становится членом Комитета московских драматургов. В том же году в Париже выходит её первый сборник стихов. В 1988 году даёт первый концерт в Польше, в Варшавском клубе «Гибриды». В 1989 году на фирме «МЕЛОДИЯ» выпускается компакт-диск В. Долиной «Элитарные штучки». На начало 2014 года выпущено 19 сборников стихов, 9 виниловых дисков и 24 компакт-диска.
В 2005 году Вероники Долиной присуждена литературная премия «Венец». В настоящее время её творчество продолжает привлекать внимание поклонников. В отличие коллег бардов она не затерялась в лавине поп-направлений. Долинские произведения с удовольствием используют кинематографисты. Вероника продолжает гастролировать по Европе, США и Канаде. В Москве Долину можно услышать в Театре Елены Камбуровой, на сцене «Школы современной пьесы», она любит выступать в бард-клубе «Гнездо глухаря».
Юрий КУКИН (17 июля 1932 года Сясьстрой, Ленинградская область – 7 июля 2011 года г. Санкт-Петербург)
Юрий Алексеевич КУКИН – советский и российский поэт, музыкант, бард. Родился в пос. Сясьстрой, Ленинградской области. Окончил Ленинградский государственный институт физической культуры им. П. Ф. Лесгафта. Работал тренером по фигурному катанию в детских спортивных школах. В 1960-х годах участвовал в геологических экспедициях в Горную Шорию, на Камчатку, Дальний Восток, Памир.
С юных лет Ю. Кукин увлёкся музыкальной самодеятельностью, играл в джазовом ансамбле Петродворецкого часового завода на барабанах. С 1948 года начал писать и исполнять песни, аккомпанируя себе на семиструнной гитаре. Многие его песни получили популярность среди туристов, геологов. Юрий Кукин являлся лауреатом различных конкурсов, фестивалей – таких как Конкурсы туристской песни в Москве (1966, 1967), в Ленинграде (1965, 1968), Зелена-Гуре (Польша, 1973). В июне 1964 года в Ленинграде прошёл фестиваль «Белые ночи». После этого возникла идея организовать конкурс «самодеятельной» песни в рамках планируемого на 1965 год пятого ленинградского фестиваля молодёжи. На нём прозвучали две песни Юрий Кукина – «За туманом», написанная на музыку итальянского композитора Вирджилио Пандзутти, которая стала неофициальным гимном геологов и «Париж».
С 1968 года Ю.Кукин выступал как артист Ленконцерта. С 1971 года работал в Ленинградской областной филармонии, с 1979 года – в Ленконцерте, а с 1988 года – в Ленинградском театре-студии «Бенефис». На фирме «МЕЛОДИЯ» выпущены две виниловых пластинки (1988, 1990); выпускались аудиокассеты, компакт-диски и книги песен.
Страна: Россия
Носитель: Audio 5CD
Год выпуска: 2005
Лэйбл:  Readers Digest
Порядковый номер: RM-CD14-B
Жанр: авторская песня, барды
Формат: MP3 320 kbps
Аудиокодек:
FLAC (*.flac)
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hz  lossless
Размер файла: MP3 – 262 Мб, FLAC – 464 Мб
Продолжительность: 40:54
Треклист:
01. Вероника Долина – Няня (музыка и слова В. Долиной) (2.27)
02. Вероника Долина – А хочешь, я выучусь шить? (музыка и слова В. Долиной) (1.18)
03. Вероника Долина – Гололёд (музыка и слова В. Долиной) (2.01)
04. Вероника Долина – Разговор (музыка и слова В. Долиной) (1.44)
05. Вероника Долина – Старики (музыка и слова В. Долиной) (1.39)
06. Вероника Долина – Последняя песня (музыка и слова В. Долиной) (1.52)
07. Вероника Долина – Пастораль (музыка и слова В. Долиной) (2.48)
08. Вероника Долина – Лесничиха (музыка и слова В. Долиной) (2.55)
09. Вероника Долина – Средневековый диалог (музыка и слова В. Долиной) (2.39)
10. Вероника Долина – Легенда о сфинксе (музыка и слова В. Долиной) (1.48)
11. Юрий Кукин – За туманом (музыка и слова Ю. Кукина) (1.23)
12. Юрий Кукин – Париж (Ну что, мой друг, свистишь…) (музыка и слова Ю. Кукина) (2.18)
13. Юрий Кукин – Говоришь, чтоб остался я… (музыка и слова Ю. Кукина) (1.45)
14. Юрий Кукин – Гостиница (Ах, гостиница моя, ты гостиница...) (музыка и слова Ю. Кукина) (2.10)
15. Юрий Кукин – Женская песня (И сама не понимаю почему) (музыка и слова Ю. Кукина) (2.58)
16. Юрий Кукин – Всё-таки жаль, что кончилось лето (музыка и слова Ю. Кукина) (2.37)
17. Юрий Кукин – Маленький гном (музыка и слова Ю. Кукина) (2.35)
18. Юрий Кукин – Солдат Киплинга (музыка и слова Ю. Кукина) (1.15)
19. Юрий Кукин – Я губами солнце снял со щеки (музыка и слова Ю. Кукина) (1.25)
20. Юрий Кукин – Темиртау (музыка и слова Ю. Кукина) (1.17)
© Ридерз Дайджест 2005

Возьмёмся за руки, друзья! 5CD – CD4 Александр Городницкий, Александр Галич, 2005

Возьмёмся за руки, друзья! 5CD – CD4 Александр Городницкий, Александр Галич, 2005
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БАРДОВСКОЙ ПЕСНИ (продолжение)
Само собой разумеется, что в те годы (до конца 80-х) среда КСП была очень мощным магнитом как для думающих слушателей, так и для талантливых авторов, которым было что сказать и которые говорить не боялись. Разумеется, эта среда несла также функцию самозащиты. А защищалась она не только от Власти, но и от взглядов и мнений представителей других искусств. В результате – два противоречащих друг другу процесса. С одной стороны, в среде воспитывался вкус к поэзии (в первую очередь) и к музыке, а с другой – она самоизолировалась от других искусств.
Но в 90-е годы прежние, может быть, основные функции утратили свой смысл. К этому времени накопилось несколько десятков тысяч песен, созданных сотнями более или менее талантливых людей. И на первый план вышли иные проблемы и вопросы. Например, какие из этих десятков тысяч песен являются произведениями искусства, а какие нет? А если бардовская песня – искусство, представляет ли она самостоятельный вид? Или все эти произведения можно распределить, рассортировать по другим «ведомствам»? Эти отнесём к поэзии, эти – к музыкальному жанру песни, а эти отправим в шоу-бизнес, отнесём к индустрии досуга и развлечений. И здесь ни чего не поделаешь. Однако бардовская песня продолжает жить. Множество произведений этого «вида» признаны явлениями искусства, а ряд авторов – его классическими представителями, причём признаны, что особенно важно, не только средой КСП, но и культурной частью общества, и не только российского. Поэтому ответ на вопрос, является ли бардовская песня искусством, пожалуй, уже дан.
Но это ещё не всё. У каждого Автора есть хотя бы одна творческая «изюминка» - находка, открытие, принадлежащие лично ему. Например, мы привыкли к тому, что поэтическая речь это всегда в разной степени, более высокий стиль, нежели речь бытовая, разговорная. Но Юрий Визбор стал сочинять свои стихи-песни, пользуясь простым разговорным стилем, причем от первого лица. То есть от лица, как это принято говорить, «лирического героя». И поэзия ни куда не делась, но появился удивительный, небывалый доселе собеседник – друг слушателя, говорящий тем же языком, независимо от темы разговора. И это личное, гармонично воплощенное открытие Юрия Визбора. Или Жанна Бичевская, увидевшая родство между бардовской, русской народной песней и американской сельской музыкой – кантри. Но для того, чтобы увидеть это родство, его естественность, надо было почувствовать, что эти все явления находятся в ином ритмическом измерении, нежели наша обыденная суетливая городская жизнь. Это родство можно принимать или не принимать. Произведения искусства ни когда не ориентируются на то, что будут приняты абсолютно всеми. Но отрицать, что это личная находка Жанны Бичевской, невозможно. Или гитара Сергея Никитина. На самом деле – то не качество аккомпанемента, не уровень владения гитарой. Гитара Сергея – его партнёр, персонаж, находящийся в диалоге с автором и с залом. И это личное открытие С. Никитина.
(Продолжение следует)

Александр ГОРОДНИЦКИЙ – родился 20 марта 1933 года в Ленинграде
В 1947 году поступил в Студию литературного творчества Ленинградского дворца пионеров. В этом же году Александр Городницкий начал писать стихи, его первые поэтические публикации датируются 1948 годом. В 1951 году, после окончания средней школы, поступил на геологоразведочный факультет Ленинградского горного института им. Г. В. Плеханова. В институте в 1953 году вместе с друзьями организовал Литературное объединение (ЛИТО), в это же время пишет первые мелодии. В 1954 году им была написана первая песня «Геофизический вальс».
После окончания ВУЗа он работал в Заполярье, изучая геологию Арктики, бывал на Памире, в Антарктиде и на Северном Полюсе. Городницкий плодотворно работал и в науке и в поэзии. Совмещение поэтического труда с научным, пошло на пользу текстам Александра. Барду, в отличие от многих коллег по песенному цеху, для пробуждения вдохновения не требовалось специально выбираться в поход и умиляться посиделками у костра. Основными темами стихов поэта являются: нравственный выбор, любовь к родному городу, верность и предательство, любовь к природе.
Написанные А. Городницким песни долгое время распространялись в магнитофонных записях и зачастую – в чужом исполнении.
В 1967 году, в издательстве «Советский писатель» вышел первый сборник поэта – «Атланты». В 1970 году впервые и на многие годы стал председателем жюри Грушинского фестиваля авторской песни. В 1972 году принят в члены Союза писателей СССР. В 1999 году стал первым лауреатом Государственной премии имени Булата Окуджавы.
По мнению литературоведов: «Творчество А. Городницкого несомненно стало одним из ярчайших явлений как авторской песни, так и поэтической культуры минувшего столетия в целом. Прошедшее почти полувековую эволюцию, на рубеже веков оно явило органичный синтез песенно-поэтического слова и глубинных философских, исторических, естественнонаучных интуиций, воплотив в своей многожанровой художественной системе сущностные качества современного мироощущения».
С 2002 года по 2008 год Александр Городницкий вёл музыкальную программу «Под гитару» на телеканале «Культура». С 2004 года, там же – программы «Атланты. В поисках истины» и «Вечера с Александром Городницким». В июне 2012 года на экран вышли новые выпуски передачи «Атланты. В поисках истины».
В 2004 году присвоено звание Заслуженный деятель науки РФ. В 2013 году – звание Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
В 2018 году А. Городницкий, совместно с постоянным соавтором Натальей Касперович принял участие в создании документальной ленты «Царскосельская тетрадь». Осенью 2018 года «Атланты» стала официальным гимном Эрмитажа. В апреле 2019 года Александр Городницкий дал петербургский концерт в зале у Финского вокзала. В настоящее время он является автором более 50 книг стихов, песен и мемуарной прозы.
 Всесоюзная фирма грампластинок «МЕЛОДИЯ» выпустила два сольных альбома поэта-барда с его песнями «Атланты» и «Берег». Поэт и сейчас продолжает плодотворно работать в сфере поэзии и музыки.
Александр ГАЛИЧ (ГИНЗБУРГ) (19 октября 1918 года – 15 декабря 1977 года)
Александр Аркадьевич ГИНЗБУРГ (ГАЛИЧ) родился в Г. Днепропетровске.
Первое стихотворение Галича было опубликовано в газете «Пионерская правда», когда ему исполнилось 13 лет. После окончания 9-го класса он в одно время поступает в Оперно-драматическую студию Станиславского и в Литературный институт, которые через некоторое время бросает. В 1939 году Александр поступает в Театр-студию Алексея Арбузова и Валентина Плучека. Дебют Галича как драматурга состоялся через год учёбы, в соавторстве с другими учениками он создал сценарий для спектакля «Город на заре», а также написал для пьесы песни и сыграл одну из ролей. В ранний период жизни драматург Галич создавал только театральные пьесы. В период с 1946 по 1959 годы написал 6 пьес, в числе которых «Улица мальчиков», «Пути, которые мы выбираем», «Много ли человеку надо» и другие. В 1958 году поэт создаёт пьесу «Матросская тишина». Премьеру планировалось провести в театре «Современник». Однако дебют не состоялся, и впервые, зрители увидели постановку только в 1988 году. В 1954 году А. Галич создаёт первые сценарии для фильмов. Наиболее запоминающимися для зрителей и кинокритиков стали картины «На семи ветрах», «Государственный преступник», «Третья молодость», «Бегущая  волнам» и другие. В 1964 году за фильм «Государственный преступник» наградили Грамотой КГБ СССР.
Музыка в биографии Александра Галича появляется в конце 1950-х годов. Он пишет песни и самостоятельно их исполняет, аккомпанируя на гитаре. При создании авторской песни бард отталкивался от романсовой традиции и вскоре стал одним из ярких представителей этого жанра.
С появлением первых магнитофонов, когда песни переписывались с плёнки на плёнку, прослушивались большим количеством любителей бардовской песни, а также происходящим обменом записями, А. Галич приобрёл ещё большую известность и популярность в Советском Союзе. Позднее, создавая сборники, мужчина не включал в них первые записанные песни. Многие произведения, выпущенные Александром в 1959 – 1962 годах были запрещены государственными органами СССР, поскольку, на их взгляд, не соответствовали советской этике. С чувством несправедливости по отношению к собственному творчеству Галич всё равно продолжает сочинять стихи для песен, которые с каждым разом становятся более гибкими и острыми в плане политического отношения. Конечно, всё это продолжалось до определённого времени и, в конце концов, привело к конфликту с властями. Ему было запрещено давать концерты, выпускать стихи собственного сочинения, записываться на радио, телевидении, на фирме грамзаписи. В молодости Галич стал единственным писателем, который выбрал свободу, отказавшись от комфортной и благополучной жизни. Наперекор запрету он тайком устраивал концерты в квартирах, его слушатели записывали песни на магнитофон и распространяли между собой. Однако работники КГБ чётко отслеживали эти моменты, кассеты часто изымали, а концерты требовали отменить. Но в те годы в стране широко распространились самостоятельные нелегальные радиостанции, так называемыми радиохулиганами, и они наполняли эфир песнями Александра Галича. Однако это не самое плохое, что ожидало Александра Аркадьевича. Весной 1968 года бард принимает решение выступить на публичном концерте, который состоялся в рамках фестиваля авторской песни в Новосибирске. В числе других своих произведений мужчина исполняет песню «Памяти Б. Л. Пастернака». После этого события в местной прессе появляется публикация, где А. Галича подвергают общественному порицанию. В его адрес поступают угрозы, запрет на исполнение песен и репрессии. Пытаясь игнорировать реакцию властей, через год поэт выпускает книгу «Песни». Печатью занимается зарубежное издательство «Посев». В 1971 году Галича исключают из Союза писателей СССР, а в следующем году он перестаёт быть членом Литературного фонда и Союза кинематографистов.
В 1974 году Александр Галич эмигрирует из СССР. Вскоре после этого все произведения Александра Аркадьевича – книги, песни, стихи и пьесы – запрещают в СССР и лишают его гражданства. Покинув Советский Союз, Галич поселяется в Норвегии, где выпускает свою первую виниловую пластинку «A Whispered Cry» («Крик шепотом») с 12 композициями. На обложке пластинки размещено фото автора с гитарой в руках. Позднее А. Галич переезжает в Мюнхен, а затем, для постоянного места жительства выбирает Париж.
15 декабря 1977 года поэт и музыкант скончался от удара током. Погребен в Париже, на русском кладбище.
Страна: Россия
Носитель: Audio 5CD
Год выпуска: 2005
Лэйбл:  Readers Digest
Порядковый номер: RM-CD14-B
Жанр: авторская песня, барды
Формат: MP3 320 kbps
Аудиокодек:
FLAC (*.flac)
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hz  lossless
Размер файла: MP3 – 300 Мб, FLAC – 665 Мб
Продолжительность: 54:45
Треклист:
01. Александр Городницкий – Снег (музыка и слова А. Городницкого) (2.52)
02. Александр Городницкий – Песня полярных лётчиков (музыка и слова А. Городницкого)  (2.03)
03. Александр Городницкий – Всё перекаты да перекаты (музыка и слова А. Городницкого) (1.57)
04. Александр Городницкий – На материк (музыка и слова А. Городницкого) (1.56)
05. Александр Городницкий – Моряк, покрепче (музыка и слова А. Городницкого) (2.04)
06. Александр Городницкий – Над Канадой небо синее (музыка и слова А. Городницкого) (2.25)
07. Александр Городницкий – Жена французского посла (музыка и слова А. Городницкого) (1.50)
08. Александр Городницкий – Донской монастырь (музыка и слова А. Городницкого) (2.38)
09. Александр Городницкий – Чистые пруды (музыка и слова А. Городницкого) (1.38)
10. Александр Городницкий – Атланты (музыка и слова А. Городницкого) (1.54)
11. Александр Галич – Красный треугольник («Ой, ну что ж тут говорить…») (музыка и слова А. Галича) (4.40)
12. Александр Галич – Закон природы («Ать-два, левой-правой…») (музыка и слова А. Галича) (2.34)
13. Александр Галич – Баллада о прибавочной стоимости («Я научность марксистскую пестовал…») (музыка и слова А. Галича) (6.46)
14. Александр Галич – Про маляров, истопника и теорию относительности («Чувствуем с напарником: ну и ну!...») (музыка и слова А. Галича) (2.50)
15. Александр Галич – Ночной дозор («Когда в городе гаснут праздники…») (музыка и слова А. Галича) (3.43)
16. Александр Галич – Облака («Облака плывут, облака…») (музыка и слова А. Галича) (3.14)
17. Александр Галич – Ошибка («Мы похоронены где-то под Нарвой…») (музыка и слова А. Галича) (4.39)
18. Александр Галич – Городской романс («Она вещи собрала, сказала тоненько…») (музыка и слова А. Галича) (3.39)
19. Александр Галич – Старательский вальсок («Мы давно называемся взрослыми…») (музыка и слова А. Галича) (2.42)
20. Александр Галич – Когда я вернусь («Когда я вернусь…») (музыка и слова А. Галича) (2.40)
© Ридерз Дайджест 2005

Возьмёмся за руки, друзья! 5CD – CD5 Жанна Бичевская, Владимир Высоцкий, 2005

Возьмёмся за руки, друзья! 5CD – CD5 Жанна Бичевская, Владимир Высоцкий, 2005
ИСТОРИЯ СТАНОЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БАРДОВСКОЙ ПЕСНИ (окончание)
Бардовская песня доступна, проста по форме. Но в любом искусстве нет ничего более сложного, чем найти простые формы для воплощения сложных и многообразных явлений и понятий. То есть бардовская песня как искусство весьма доступна в своём бытовании и невероятно сложна в созидании. Одно то, что необходимо найти простое и гармоничное сочетание трёх начал: поэтического, музыкального и актёрского – означает, что необходимо быть не просто мастером, а трижды мастером. Но бардовская песня как вид искусства родилась вовсе не пятьдесят лет назад. Раньше был Александр Вертинский. А ещё раньше Ап. Григорьев. А ещё М. Лермонтов пел свою «Казачью колыбельную». И А. Пушкин, говорят, напевал некоторые стихотворения. А откуда взялись народные и студенческие песни с их безымянными ныне авторами?
Были времена, когда не было книг. А ещё раньше были времена, когда не было письменности. Вы замечали, что стихи запоминаются лучше, чем проза, а спетые стихи лучше, чем прочитанные? Когда-то стихи без пения не существовали вовсе. Единственное существенное изменение, которое произошло в поэтической речи в течение нескольких тысячелетий, то, что она из коллективной превратилась в индивидуальную, личностную. В пении более, чем в поэзии, сохранилось коллективное начало. Вот и в бардовской песне отчётливо присутствуют эти два начала: песни для пения и песни для слушания. Поэты более склонны сочинять песни для слушания, чаще они просто поют стихи. У Владимира Высоцкого и Александра Галича стихов (песен) для коллективного пения нет вовсе. Несколько больше у Булата Окуджавы, ещё больше у Юрия Визбора и Сергея Никитина. И подобную тенденцию сочетания в одном явлении индивидуальных (можно сказать, исповедальных) и коллективных (можно сказать, «гимновых») произведений можно проследить на протяжении всех веков существования устной песенной поэзии. Так что бардовская песня на самом деле – один из самых древних видов творчества. Более того, она никогда не прекращала, не прерывала своего существования. Просто были периоды всплесков (трубадуры, жонглёры, ваганты) и периоды ухода на второй – третий план. Современниками и свидетелями подобного всплеска второй половины XX века и мы являемся. Есть основания считать, что всплеск этот пошёл на спад. Есть вероятность, что спад этот временный, накануне новой волны. В любом случае наступил очень удобный момент для анализа явления: исторического, социально-психологического, искусствоведческого, культурологического и т.д. А будет ли он проведён и в каких масштабах, как раз и укажет на окончание всплеска или на временность спада.
И так перед Вами коллекция бардовской песни, не претендующая на полноту, но дающая представление о явлении, масштабы которого трудно представить. В ней присутствуют авторы четырёх периодов бардовской песни. Стоявшие у истоков нынешнего всплеска, начинавшие его Булат Окуджава, Александр Галич, Юрий Визбор, Юрий Кукин и Александр Городницкий. Заметно прибавившие мощности этой волне в 60-е Владимир Высоцкий и Сергей Никитин. Проявившиеся на её гребне в 70-е Вероника Долина и Жанна Бичевская, и в самом начале спада в 80-е – Алексей Иващенко.
Тем, кто захочет поближе познакомиться с бардовской песней, можно порекомендовать выработать для себя какие-либо ориентиры, чтобы не утонуть в её гигантском море. Трудно посоветовать что-либо ещё. Так что отрешитесь от повседневного суетливого ритма, освободите фантазию и прислушайтесь.
Юрий ЛОРЕС,
литератор, режиссёр-педагог
Жанна БИЧЕВСКАЯ – родилась 17 июня 1944 года в Москве.
От большинства современных эстрадных исполнителей её отличает репертуар. Певица для исполнения выбрала русские народные песни, романсы, патриотические композиции. Круг её поклонников не так широк, но преданные слушатели считают эту артистку лучшей исполнительницей стиля «кантри-фанк». В раннем детстве Ж. Бичевская хотела стать балериной, но окончив музыкальную школу по классу гитары, увлеклась пением туристических и лирических баллад. С 1966 по 1971 год училась в Государственном училище циркового и эстрадного искусства у преподавателей Ирмы Яунзем и Елены Петкер. Ещё студенткой она собирала забытые народные песни в подмосковных деревнях, записывала их, аранжировала. Профессиональная карьера Жанны Бичевской началась в качестве солистки-вокалистки в Эстрадном оркестре Эдди Рознера. В 1971 году была приглашена в ВИА «Добры молодцы», где пела до 1973 года. Затем устраивается в Москонцерт. Ж. Бичевская побывала с концертами в 60 странах мира. В 70-е годы её пластинки разлетались огромными тиражами, как в Советском Союзе, так и за рубежом. Жанна получила престижную премию «Тенко» на фестивале в Сан-Ремо. Также она становится лауреатом музыкального конкурса в польском городе Познани. После распада СССР Жанна Бичевская сменила репертуар: фольклор отошёл на второй план, пропустил вперёд белогвардейские мотивы, а позже больше стала петь песни на религиозную тематику. В 2000-х годах, помимо авторских песен, она исполняет композиции Андрея Макаревича, Александра Вертинского, Булата Окуджавы. Её альбомы тех времён переполнены патриотизмом и неприязнью ко всему западному. Жанна никогда не была модной артисткой, но всегда была духовно востребованной.
Владимир ВЫСОЦКИЙ (25 января 1938 года – 25 июля 1980 года)
В 1960 году окончил факультет Школы-студии МХАТ. В 1959 году дебютировал на театральной сцене в учебном спектакле «Преступление и наказание». После окончания Школы-студии МХАТ был принят в труппу Московского драматического театра им. А. С. Пушкина, где работал до 1964 года. В 1964 году несколько месяцев играл в Московском театре миниатюр (ныне – «Театр Эрмитаж»). В 1964 – 1980 годах – актёр Московского театра драмы и комедии на Таганке (ныне Московский театр на Таганке). Песни Высоцкого звучали в десяти постановках. Он участвовал в записи 11 радиоспектаклей.  В. Высоцкий снялся в тридцати фильмах. Им было записано около 30 песен для кинолент. В 1961 году написал первую песню «Татуировка». В 1963 году начал записывать песни в студии. С середины 60-х годов вёл концертную деятельность. Первое публичное выступление состоялось 18 января 1967 года в ленинградском клубе самодеятельной песни «Восток». Творчество В. Высоцкого отличалось разнообразием песенной тематики. В его репертуаре были песни: городской романс, «дворовые» и «блатные» темы, военные, про спорт, в ряде песен использованы сказочные мотивы. В общей сложности Владимир Высоцкий написал более 600 песен. Артист давал концерты во многих городах Советского Союза, в 1970-х годах состоялись несколько зарубежных выступлений. 22 января 1980 года прошла его единственная прижизненная съёмка на Центральном телевидении Гостелерадио СССР – для передачи «Кинопанорама». Однако запись была показана в эфире под названием «Владимир Высоцкий. Монолог» только в 1987 году.
В 1974 году на Фестивале наций в Таормине (Италия) В. Высоцкому был присуждён приз «Харибда» за лучшее исполнение мужской роли в фильме «Плохой хороший человек».
В 1981 году за роль Глеба Жеглова Высоцкий был посмертно отмечен призом жюри XIV Всесоюзного кинофестиваля (Вильнюс), в 1998 году – премией Министерства внутренних дел РФ.
Владимир Высоцкий скончался 25 июля 1980 года в Москве в возрасте 42 лет.
Страна: Россия
Носитель: Audio 5CD
Год выпуска: 2005
Лэйбл:  Readers Digest
Порядковый номер: RM-CD14-B
Жанр: авторская песня, барды
Формат: MP3 320 kbps
Аудиокодек:
FLAC (*.flac)
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hz  lossless
Размер файла: MP3 – 342 Мб, FLAC – 902 Мб
Продолжительность: 01:16:09
Треклист:
01. Жанна Бичевская – Степь да степь кругом (музыка и слова народные) (3.07)
02. Жанна Бичевская – Поручик Голицын (музыка и слова М. Звездинского)  (3.50)
03. Жанна Бичевская – Бродяга (музыка и слова народные) (3.48)
04. Жанна Бичевская – Барьер (музыка и слова народные) (6.34)
05. Жанна Бичевская – Окрасился месяц багрянцем (музыка и слова народные) (2.51)
06. Жанна Бичевская – Миленький ты мой (музыка и слова народные) (2.57)
07. Жанна Бичевская – Казачья притча (музыка и слова народные) (4.18)
08. Жанна Бичевская – У церкви стояла карета (музыка и слова народные) (4.16)
09. Жанна Бичевская – Чёрный ворон (музыка и слова народные) (4.46)
10. Жанна Бичевская – Среди долины ровныя (музыка и слова народные) (4.08)
11. Владимир Высоцкий – Банька (музыка и слова В. Высоцкого) (7.38)
12. Владимир Высоцкий – Он не вернулся из боя (музыка и слова В. Высоцкого) (3.20)
13. Владимир Высоцкий – «Дорогая передача…» (музыка и слова В. Высоцкого) (4.36)
14. Владимир Высоцкий – Песня о вещей Кассандре (музыка и слова В. Высоцкого) (2.39)
15. Владимир Высоцкий – Москва – Одесса (музыка и слова В. Высоцкого) (2.41)
16. Владимир Высоцкий – Я не люблю (музыка и слова В. Высоцкого) (2.13)
17. Владимир Высоцкий – Кони привередливые (музыка и слова В. Высоцкого) (5.23)
18. Владимир Высоцкий – Тот, кто раньше с нею был (музыка и слова В. Высоцкого) (2.59)
19. Владимир Высоцкий – Дом хрустальный (музыка и слова В. Высоцкого) (2.18)
20. Владимир Высоцкий – Она была в Париже (музыка и слова В. Высоцкого) (1.47)
© Ридерз Дайджест 2005