Этот блогг создан для хранения и личного пользования музыкальными произведениями собственной оцифровки. Посетителям блогга предоставляется право на бесплатное скачивание и личное пользование моим архивом. Распространению и тиражированию записи не подлежат.
Отдельный Показательный оркестр
Министерства Обороны СССР – Старинные русские марши и вальсы, 1975 LP
Отдельный Показательный оркестр
Министерства Обороны СССР, ведущий штатный музыкальный коллектив Вооружённых
Сил СССР. Создан в 1935 году как Отдельный образцово-показательный оркестр
Наркомата Обороны СССР. В состав оркестра входят группа струнных смычковых
инструментов и группа певцов. Оркестр обеспечивает ритуалы,
общественно-политические и культурно-массовые мероприятия, с 1936 года
участвует в парадах на Красной площади в Москве. В годы Великой Отечественной
войны выступал на фронтах и госпиталях перед бойцами. В репертуаре оркестра не
только военная, но и симфоническая и эстрадно-танцевальная музыка. С оркестром
выступали: И.С. Козловский, Д.Ф. Ойстрах, Э.Г. Гилельс, А.И. Хачатурян, Е.Ф.
Светланов, И.К. Архипова и другие. Оркестром руководили: генерал-майор
Чернецкий Семён Александрович (1924 – 1949), генерал-майор Петров Иван
Васильевич (1950 – 1958), генерал-майор Назаров Николай Михайлович (1958 –
1976), генерал-майор Михайлов Николай Михайлович (1976 – 1993), в Российской
Армии: генерал-лейтенант Афанасьев Виктор Васильевич (1993 – 2002),
генерал-лейтенант Халилов Валерий Михайлович (с 2002).
Носитель: Audio LP
Страна: СССР
Год выпуска: 1975
Лэйбл: Всесоюзная фирма грампластинок «МЕЛОДИЯ»
Порядковый номер: С10-06093 - 94
Жанр: марши, вальсы
Формат: MP3 320 kbps – очищено от шумов и тресков
Аудиокодек:
FLAC
(*.flac) – копия записи с пластинки
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hzlossless
Сканы конверта взяты из сети интернет
Размер файла: MP3 – 77,5 Мб, FLAC
– 428,4 Мб
Продолжительность: 44:32
Треклист:
Сторона 1
Старинные марши
01. Марш 16-го Ладожского полка (2.03)
02. Суворов (В. Гуревич) (3.45)
03. Богдан Хмельницкий (2.44)
04. Марш 108-го Саратовского полка (3.06)
05. Марш суворовцев (В. Фурман) (2.41)
06. Герой (3.31)
07. Скорый марш (А. Соколов) (3.39)
Сторона 2
Старинные вальсы
08. Царица бала (В. Беккер) (4.04)
09. Над волнами (Ю. Розас) (6.58)
10. Голубая даль (И. Чернецкий) (3.48)
11. Герольд (Давингоф)
(5.20)
12. Грусть (Н. Бакалейников) (2.53)
Отдельный Показательный оркестр Министерства Обороны СССР
Художественный руководитель Н. Назаров, дирижёр Н. Сергеев
(1 – 7)
Художественный руководитель и дирижёр Н. Назаров (8 – 12)
Ташкентский завод им. М.Т. Ташмухамедова
Гр. 2 1 руб. 20 коп.
Альбом для оцифровки предоставлен Ралдугиным Василием
Николаевичем из личной коллекции.
Первый Отдельный Показательный
оркестр Министерства Обороны СССР – Сигналы и марши русской армии XIX века, 1981 LP
Военная музыка в нашей стране
имеет давние традиции. Духовые и ударные инструменты имелись в княжеских
дружинах ещё со времён Киевской Руси. О трубах, как о неотъемлемой
принадлежности войска, упоминается в «Слове о полку Игореве». Музыка не только
воодушевляла воинов, но и служила важным средством управления войсками.
Выдающиеся полководцы: Пётр I, Румянцев, Суворов,
Кутузов, Скобелев – придавали большое значение военным оркестрам. Пётр I, например, не только
унифицировал штаты и составы полковых оркестров русской армии и организовал
обучение военных музыкантов, но и сам охотно играл на барабане.
Важное место отводил военным
оркестрам великий русский полководец А.В. Суворов. Известны его слова: «Бей,
барабан, музыка, греми!», «Музыка удваивает, утраивает армию».
Недаром музыкальные инструменты,
наряду с орденами и знамёнами – «штандартами», служили в русской армии символом
боевой славы. В 1737 году один из батальонов Измайловского полка за отличие при
взятии крепости Очаков был награждён серебряными трубами.
Среди жанров военной ритуальной
музыки центральное место по праву принадлежит маршу. Этот жанр, окончательно
сформировавшийся на рубеже XVII
и XVIII веков,
достигает расцвета в XIX
веке.
Маршевая музыка исполнялась не
только на учениях и парадах. По свидетельству многих очевидцев, она звучала и
на полях сражений. В боях под Финляндией (1807 г.), на Бородинском поле (1812
г.), под Кюрюк-Даром (1854 г.), под Плевной (1877 г.) и Тюренгеном (1904 г.)
маршевая музыка воодушевляла солдат и содействовала успеху боевых действий.
Марш, как никакой другой жанр
инструментальной музыки, способен мобилизовать и объединить солдат. Вот почему
в XIX веке установилась
традиция «закреплять» за каждой войсковой частью тот или иной марш, чаще всего
связанный с её боевой историей.
Так, «Парижский марш 1814 года»,
под звуки которого русские войска входили в столицу Франции, превратился в марш
30-го пехотного Полтавского полка; музыка, исполнявшаяся в 1835 году под
Калишем, становится маршем егерского Эриванского полка.
История, к сожалению, не
сохранила нам имён авторов большинства полковых маршей. Как правило, это были
капельмейстеры военных оркестров. Вместе с тем участие в создании военных
маршей принимали и выдающиеся русские композиторы, среди них Д.С. Бортнянский, А.А.
Алябьев, М.И. Глинка, П.И. Чайковский.
Интересно, однако, что русская
военная музыка связана именами не только музыкантов, но и выдающихся русских
литераторов. Это и понятно: являясь неотъемлемой составной частью русского
музыкального быта, военная музыка не могла пройти мимо внимания поэтов и
писателей, особенно тех, кто был связан со службой в армии.
А.С. Пушкин, ещё будучи
лицеистом, часто слышал оркестр во время разводов караулов, а также при
отправке войск в 1812 году в действующую армию.
Л.Н. Толстой был офицером и
участвовал в Крымской войне. Широко известен его замечательный рассказ «После
бала», в котором с потрясающей достоверностью передана отвратительная картина
экзекуции, происходящей под звуки флейты и барабана. Однако великий писатель сохранил
в памяти не только отрицательные воспоминания о ритуальной музыке. Очевидцы
рассказывают, что он, находясь в хорошем настроении, нередко подходил к роялю и
наигрывал Встречный марш.
Старинные марши и военные
сигналы, записанные на предлагаемой пластинке, связаны с именами двух
замечательных русских поэтов – Дениса Ивановича Давыдова и Михаила Юрьевича
Лермонтова. О Д.И. Давыдове известно, что он служил в Кавалергардском,
Белорусском гусарском и Ахтырском гусарском полках. М.Ю. Лермонтов служил в Нижегородском
драгунском, Лейб-гвардии Гродненском гусарском и Тенгинском пехотном полках
(Полковой марш последнего, к сожалению, не сохранился). Кроме того, оба поэта в
разное время служили в Лейб-гвардии гусарском полку.
Музыку маршей этих полков, а
также военные сигналы, принятые в русской армии в первой половине XIX века, мы и предлагаем
вниманию слушателей.
В. И. Тутунов,
Заслуженный деятель
искусств РСФСР
Носитель: Audio LP
Страна: СССР
Год выпуска: 1981
Лэйбл: Всесоюзная фирма грампластинок «МЕЛОДИЯ»
Порядковый номер: С10 - 14389 - 90
Жанр: марши
Формат: MP3 320 kbps – очищено от шумов и тресков
Аудиокодек:
FLAC
(*.flac) – копия записи с пластинки
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hzlossless
Сканы конверта взяты из сети интернет
Размер файла: MP3 – 89 Мб, FLAC
– 342,5 Мб
Продолжительность: 32:48
Треклист:
Сторона 1
01. Марш лейб-гвардии Гродненского гусарского полка (4.07)
02. Гвардейский поход (2.19)
03. Под штандарты (0.26)
04. Марш Нижегородского драгунского полка (3.30)
05. Шагом (0.29)
06. Рысью
(0.17)
07. Марш Кавалергардского полка (4.31)
08. Предварительный сигнал для атаки (0.25)
09. Армейский поход (0.41)
Сторона 2
10. Марш Лейб-гвардии Гродненского гусарского полка (3.06)
11. Сбор (0.28)
12. Тревога (0.22)
13. Марш Ахтырского гусарского полка (3.29)
14. Слушай (0.20)
15. Парсель до зари (1.22)
16. Повестка (0.51)
17. Русская вечерняя зоря (2.08)
18. Парсель перед парадом (0.30)
19. Марш для нового караула (0.41)
20. Генерал-марш (0.35)
21. Марш Белорусского гусарского полка (2.31)
Первый Отдельный показательный оркестр Министерства Обороны
СССР
Художественный руководитель и дирижёр Николай Михайлов (4,
11, 22)
Первый Отдельный Показательный
оркестр Министерства Обороны СССР – Н.Мясковский, А.Глазунов, А.Блох,
Г.Свиридов, 1983 LP
Знакомство слушателя с
достижениями советского композиторского творчества и исполнительства на духовых
инструментах часто начинается с пластинок Первого Отдельного показательного
оркестра Министерства Обороны СССР.
Этим высокопрофессиональным
коллективом записаны лучшие концертные произведения советских композиторов,
марши и вальсы, широко бытовавшие в русской армии на рубеже XIXи XXстолетий.
XIX симфония Н. Мясковского является
этапным сочинением в советской духовой музыке. Сочинение написано в предвоенные
годы и посвящено XXI
годовщине Красной Армии. Музыка четырёх частей симфонии убедительно раскрывает
величие социалистической Родины. Сохранив основные черты сонатно-симфонического
цикла, композитор насытил темы ритмо-интонации русских народных и советских
массовых песен, героического марша, по-новому использовал выразительные
свойства звучания духового оркестра.
Творческая удача Н. Мясковского
доказала принципиальную возможность применения симфонизма, как метода
оркестрового мышления в произведениях для духового оркестра. После Н.
Мясковского многие композиторы обратились к крупным музыкальным формам и
написали, симфонии, увертюры, поэмы, раскрывающие величие подвига советского
народа в годы Великой Отечественной войны и героику мирного труда.
Наряду с исполнением произведений
специально написанных для духового оркестра, в программу творческих коллективов
часто включаются произведения композиторов классиков.
К числу удачных переложений для
духового оркестра относятся и такие популярные произведения, как «Марш на
русскую тему» А. Глазунова и «Вальс» из «Музыкальных иллюстраций к повести А.
С. Пушкина «Метель» Г. Свиридова.
В «Марше» А. Глазунова палитра
духового оркестра подчёркивает торжественный характер музыки, оттеняет жанровую
трансформацию песенной темы, масштабность в развитии музыкальных образов и
значительность композиторского замысла.
В «Вальсе» Г. Свиридова духовой
оркестр приобретает неожиданно мягкие, пастельные тона, обнаруживает
многокрасочность оркестрового колорита и гибкость динамических оттенков. Эти
качества звучания позволяют глубже раскрыть образы литературных героев А. С.
Пушкина, передать сквозь призму лирики их патриотические чувства.
Глубокое проникновение в
авторский замысел и высокое техническое совершенство стали характерной чертой
не только оркестрового, но и социального исполнительства советских музыкантов.
Талантливый
исполнитель-инструменталист, прочитывая нотный текст, непременно находит
индивидуальную манеру интонирования. Этим важным качеством отличается
исполнительный стиль И. Оленчика, лауреата Всесоюзного и Международного
конкурсов, концертмейстера-солиста оркестра. Выразительность кантилены и филигранность
технических пассажей, осознание архитектонической стройности отдельных фраз и
композиционной структуры всего произведения помогли одарённому музыканту
раскрыть мир художественных образов «Деннерианы» А. Блоха.
Оркестр под управлением лауреата
премии Ленинского комсомола, залуженного деятеля искусств РСФСР, генерал-майора
Н. Михайлова и заслуженного артиста РСФСР, полковника А. Мальцева демонстрирует
высокую культуру звучания. Зрелость дирижёрской интерпретации многообразно
проявляется в произведениях крупной и малой формы, в убедительном раскрытии
художественной концепции сочинений отечественных и зарубежных композиторов.
Активная концертно-исполнительская деятельность Первого Отдельного
показательного оркестра Министерства обороны, пропагандирующего лучшие образцы
музыкального искусства, свидетельствует об успехах советской духовной музыки,
её популярности среди широких трудящихся масс, об огромном внимании КПСС и
Советского правительства к развитию подлинно демократических видов искусства.
Е. АКСЕНОВ
Носитель: Audio LP
Страна: СССР
Год выпуска: 1983
Лэйбл: Всесоюзная фирма грампластинок «МЕЛОДИЯ»
Порядковый номер: С10 – 20129 – 30 003 СТЕРЕО
Жанр: классика
Формат: MP3 320 kbps – очищено от шумов и тресков
Аудиокодек:
FLAC
(*.flac)
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hzlossless
Размер файла: MP3 – 68,6 Мб, FLAC
– 338,9 Мб
Продолжительность: 37:26
Треклист:
Сторона 1
Н. Мясковский. Симфония № 19:
01. Maestoso
(5.36)
02. Moderato
(5.16)
03. Andante (6.53)
Сторона 2
04. Pocomaestoso(4.54)
05. А. Глазунов. Марш на русскую тему (4.29)
06. А.Блох. Деннериана (6.21)
Солист Иван Оленчик, кларнет
07. Г. Свиридов. Вальс из музыкальных иллюстраций к повести
А. Пушкина «Метель» (4.00)
Художественный руководитель Николай Михайлов
Дирижёры: Николай Михайлов (1, 4), Анатолий Мальцев (2, 3)
Редактор Б. Тихомиров
Художник В. Александров. Фото Б. Палатника и А. Куренкова
Первый Отдельный Показательный
оркестр Министерства Обороны СССР – Прощание Cлавянки, марши, 1987 LP
В репертуаре русских военных
оркестров одно их центральных мест занимал марш. Сложилась традиция, согласно
которой каждый полк имел свой именной марш. Широкую популярность, например,
получили марши лейб-гвардии Преображенского полка, 92-го Печерского полка,
Егерский, 27-го Киевского драгунского полка, Саратовского пехотного полка,
марши «Герой», «Гренадер», «Морской король» и другие. Многие из них звучали не
только в мирное, но и в военное время на полях сражений. Одержав победу в
Отечественной войне 1812 года, русская армия вступила в столицу Франции под
звуки «Парижского марша». На фронтах русско-японской войны 1904 – 1905 годов
исполнялся марш «Бой под Ляояном». В марше «Прощание славянки», созданном
накануне Первой мировой войны, нашли отражения события на Балканах, когда
славянские народы начали священную борьбу за своё освобождение от турецкого
ига. Эти и другие факты свидетельствуют о том, что в переломные моменты истории
социальные функции военного марша как музыкального жанра заметно возрастали.
После победы Великого Октября приоритет марша в репертуаре военных оркестров
сохранился. Продолжая прогрессивные традиции в области военной музыки прошлого
времени, советские композиторы значительно обогатили его идейно-художественное
содержание. Огромную роль при этом сыграла песня – революционная, народная,
массовая, расширив его интонационную, ритмическую и гармоническую основы,
способствовав совершенствованию динамических и тембровых средств
выразительности. О преемственной связи русских и советских военных маршей
убедительно свидетельствуют сочинения, составляющие программу предлагаемой
грампластинки. Все они получили широкую известность, заняв достойное место в
репертуарной практике военных оркестров.
Х. Хахаян, профессор
Носитель: Audio LP
Страна: СССР
Год выпуска: 1987
Лэйбл: Всесоюзная фирма грампластинок «МЕЛОДИЯ»
Порядковый номер: С60-26113 – 26114 004
Жанр: марши, вальсы
Формат: MP3 320 kbps – очищено от шумов и тресков
Аудиокодек:
FLAC
(*.flac) – копия записи с пластинки
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hzlossless
Размер файла: MP3 – 98,5 Мб, FLAC
– 451,7 Мб
Продолжительность: 40:08
Треклист:
Сторона 1
01. Герой (автор неизвестен) (3.57)
02. Свобода (В. Вишневецкий) (4.00)
03. Прощание гладиаторов (К. Суз) (3.13)
04. Гренадер (автор неизвестен) (3.33)
05. Столичный марш (В. Рунов) (3.27)
06. Триумф победителей (автор неизвестен) (3.00)
Сторона 2
07. Морской король (автор неизвестен) (2.57)
08. Пятый скорый (А. Соколов) (3.38)
09. Борцы за мир (В. Вишневецкий) (4.24)
10. Егерский (автор неизвестен) (2.10)
11. Марш Печерского полка (автор неизвестен) (3.15)
12. Прощение славянки (В. Агапкин) (2.34)
Первый отдельный Показательный оркестр Министерства Обороны
СССР
Бонус-диск от фирмы АРГО - На волне
удовольствия! 2005
Представляю сборник зарубежной
поп-музыки, записанный на CD
специально для Фирмы «АРГО», производящей в конце 90-х начале 2000-х годов в
Приморском крае фруктовые соки и вино-водочные изделия. Завод по разливу и
выпуску продукции находился в г. Спасске-Дальнем. CD диск впаивался в корпус избранных
коробок с фруктовыми соками как бонус и, таким образом, распространялся в
торговой сети. Конечно, этот диск доставался счастливым покупателям бесплатно.
Вот и я в 2005 году оказался таким счастливчиком, купив сок, в коробке которого
находился CD. Треклист и футляр в комплект диска
не входили, поэтому выкладываю композиции потреково, без наименования
исполнителя и названия песен. Если кто-то из гостей сайта скачает альбом и,
послушав его, сможет восстановить и заполнить треклист – буду безгранично
признателен. Информацию по треклисту прошу выкладывать в комментариях на сайте
в конце этой страницы.
Слушайте и наслаждайтесь красивой
музыкой от Фирмы «АРГО».
Песни
Л. Князева поют исполнители из Владивостока, 1997
Эти песни о России, о Приморье, о
Владивостоке, о любви и дружбе. Хотя треклиста на этот альбом не было, пришлось
исполнителей назвать как инкогнито – неизвестные исполнители. Но это придаёт
большую интригу и интерес к их творчеству.
Ансамбль
песни и пляски ПУ ФСБ по Приморскому краю - Служим мы на границе, 1997
Ансамбль песни и пляски
Пограничного Управления ФСБ по Приморскому краю хорошо известен в
Дальневосточном регионе. Его гастрольная деятельность не широка, но артисты
этого коллектива колесят по дальним уголкам пограничного округа: Чукотка,
Камчатка, Курилы, Магаданская область, Хабаровский край, Приморье, Амурская
область. Их знают как в больших городах, так и в маленьких посёлках, а на
пограничных заставах ансамбль выступает постоянно. Их репертуар не состоит из
хитовых композиций, но его могут слушать все от «мала, до велика».
Носитель: Audio MС
Страна: Россия
Год выпуска: 1997
Лэйбл:
Порядковый номер:
Жанр: разное
Формат: MP3 320 kbps
Аудиокодек:
FLAC
(*.flac)
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hzlossless
Размер файла: MP3 – 43,9 Мб, FLAC
– 199,02 Мб
Продолжительность: 20:21
Трэклист:
01. На границе России (2.01)
02. Уходят служить
солдаты (2.32)
03. Боевым
награждается орденом (2.43)
04. Вечор поздно (2.04)
05. Я лежу под
Хасаном (5.08)
06. На границе тучи
ходят хмуро (2.21)
07. От героев былых
времён из к-ф «Офицеры» (2.32)
Поздравляю всех посетителей сайта с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне!
Участники Великой Отечественной войны всегда с нами, всегда живы!
Разведчики после боевого задания. Александр Васильевич МОКРУШИН командир роты с личным составом после боевого задания (сидит в первом ряду третий слева)
Александр Васильевич МОКРУШИН с боевыми товарищами (стоит во втором ряду первый слева)
Александр Васильевич Мокрушин на фронте (за рулём мотоцикла)
Говоря о щедрости духовной жизни
и широте интересов Владимира Ильича, о присущем, ему чувстве прекрасного,
верный спутник и соратник Ленина Н. К.
Крупская в своих воспоминаниях рассказывает о его глубокой, проходящей через
всю жизнь любви к музыке, к песне.
«Песни революции» - так был
озаглавлен первый в истории русского революционного движения нотный сборник
песен борьбы, изданный ленинской «искрой» по инициативе Владимира Ильича летом
1902 года. Пройдёт 10 лет, и в большевистской «Правде» будет напечатана его
статья о Э. Потье – «одном из самых великих пропагандистов посредством песни»,
как назовёт Ленин автора «Интернационала» - песни песней революции, ставшей
международным гимном пролетарского интернационализма, партийным гимном. РСДРП
(б) – КПСС, первым государственным гимном молодой Страны Советов.
«Интернационал» по праву должен
быть назван первым и среди любимейших песен Владимира Ильича, столько
сделавшего для его популяризации и десятки раз обращавшегося к песенным
лозунгам и образам «Интернационала» в своих статьях и выступлениях.
Горячо любил Ленин и другие песни
борьбы, мелодии которых были записаны в «искровском» сборнике с голоса самого
Владимира Ильича и его сподвижников. Память современников сохранила воодушевлённый
облик Ленина, поющего в кругу соратников песни революции. Для него, как и для
всех, кто пел с ним, песни были голосом сердца.
«…Ильича хлебом не корми, а
только подавай ему это самое: «Смело, товарищи, в ногу» или «Вихри враждебные».
При этом он сам – основной элемент хора и очень темпераментный дирижёр, -
вспоминает П. Н. Лепешинский о годах сибирской ссылки. – Его баритон с
хриповатыми нотками покрывает все остальные голоса, а руки, энергично зажатые в
кулаки, размашистыми движениями во все стороны играют роль дирижёрской палочки.
И сколько огня, сколько революционного огня он вкладывает каждый раз в те же
незатейливые слова: «… И водрузим над землёю красное знамя труда».
«В сибирской ссылке, где нам
приходилось встречаться с В. И. Лениным, мы частенько распевали обе песни:
«Варшавянку» и «Беснуйтесь, тираны». Они сделались одними из любимейших песен
Владимира Ильича. Он сам пел их с необычайным воодушевлением», - рассказывает
Г. М. Кржижановский, автор русского текста этих польских революционных песен.
Годы женевской эмиграции…
«Вспоминаются вечера, которые мы проводили у Ленина, - пишет Мария Эссен. –
Владимир Ильич обладал довольно приятным, несколько глуховатым голосом и очень
любил попеть в хоре и послушать пение. Репертуар наш был довольно разнообразен.
Начинали обычно с революционных песен – «Интернационала», «Марсельезы»,
«Варшавянки» и других. С большим чувством пели «Замучен тяжёлой неволей», «На
старом кургане в широкой степи». Нравились Ильичу песни Сибири. Утомившись и
перепев любимые революционные песни, приступали к слушанию сольных номеров…
Ленин слушал с огромным удовольствием и романсы Чайковского «Ночь», «Средь
шумного бала», «Мы сидели с тобой у заснувшей реки», и песнь Даргомыжского «Нас
венчали не в церкви», и арию тореадора из «Кармен». Каким отдыхом, каким
удовольствием для Владимира Ильича были наши песни!...»
Весна 1906 года. Стокгольм.
Встречи ленинских соратников в часы, свободные от заседаний IV съезда РСДРП. Почти каждая беседа, по
рассказу Т. К. Свердловой, заканчивалась просьбой Ленина к делегату от
москвичей С. И. Гусеву, обладавшему чудесным голосом, спеть что-либо: «…Он
садился к роялю и запевал, а к нему присоединялись и другие, и широкая русская
песня лилась и звенела. Любил Ильич музыку, любил хорошую песню, и почти ни
одна наша беседа в далёком Стокгольме не проходила без песни…»
Весна 1911 года. Предместье
Парижа Лонжюмо, где проходили занятия рабочей партийной школы. После занятий
рабочие – слушатели школы нередко направлялись в кафе, где организовывали
самодеятельный хор, непременным участником, а порой и дирижёром которого был
Владимир Ильич. Толпа, собравшаяся у кафе, с интересом слушала русские песни:
«Дубинушку», «Стеньку Разина» и другие, неизменно входившие в программу этих
импровизированных концертов: «…Обыкновенно Владимир Ильич был и переводчиком,
делавшим нам и французам замечания насчёт нашего пения, - сообщает один из
слушателей школы. – Кроме того, он старался выучить нас петь «Интернационал».
Лето 1914 года. Брюссель.
Вспоминая в беседе с товарищем по эмиграции писателем И. Ф. Поповым годы
детства, Ленин говорит: «Вы на Волге бывали? Знаете Волгу? Плохо знаете?
Широка! Необъятная ширь. Так широка… Мы в детстве с Сашей, с братом, уезжали на
лодке далеко, очень далеко уезжали. И над рекой, бывало, стелется неизвестно
откуда песня… И песни же у нас в России!... А какой пролетариат! А какие имена
знает наша история, девятнадцатый век хотя бы».
Любовь Ленина к русской народной
песне, его раздумья об этой песне и высказывания о борьбе русского революционного
пролетариата сливались воедино, были одухотворены одной мыслью, одним
убеждением.
Осень 1918 года. Москва. Ленин
слушает в кремлёвском клубе выступление крестьянского хора под управлением М.
Е. Пятницкого. Такие песни, такое исполнение не могут оставаться достоянием
немногих! «Истинным спасителем русской песни» назовёт впоследствии Пятницкий
Ленина, вспоминая о беседе с ним, состоявшейся на утро после концерта, после
которой были в корне были изменены условия работы хора и открыты широчайшие
перспективы для пропаганды русской песни.
Среди любимых произведений
Ильича, наряду с песнями революции, русскими песнями борьбы, народной песней,
песнями и романсами Чайковского, Даргомыжского, Мусоргского, Шуберта, Н. К.
Крупская называет и зарубежные революционно-демократические песни, и песни
французских революционных шансонье: «…В Париже Ленин очень любил посещать кафе,
где пели свои песни на демократически-бытовые темы певцы, очень остро
критиковавшие буржуазную демократию и бытовые стороны жизни. Ильичу особенно
нравились песни Монтегюса… Ильич одно время очень любил напевать его песню “Salut à vous, soldatsde 17” («Привет вам солдаты 17-го полка»
- это было обращение к французским солдатам, отказавшимся стрелять в
стачечников)…». «…Горячий привет всем, друзья… Salut, salut à vous. Эх, послушал бы я теперь Montégus`a, - писал Ленин в конце июля 1912 года, вскоре после переезда из
Парижа в Краков.
Лето 1920 года. Революционная
Москва. В Кремле идут заседания Второго конгресса Коммунистического
Интернационала. А в перерывах делегаты конгресса хором поют русские,
французские, итальянские революционные песни. «…Наиболее популярны были “Bandierarossa” («Красное знамя») и
«Карманьола», - рассказывает писательница Елизавета Драбкина. – Полного текста
ни кто не знал, приходилось воссоздавать его по памяти. С помощью Владимира
Ильича была восстановлена строфа «Карманьолы», в которой ставится вопрос, что
нужно истинному республиканцу… В блокноте Джона Рида появились записи: «Поящая
Москва… Поющий Ленин».
Любовь к песне не оставляла
Владимира Ильича до последних дней жизни. «…С июля шло выздоровление, и в связи
с этим совершенно изменилось настроение. Владимир Ильич много шутил, смеялся,
даже напевал иногда «Интернационал», «Червонный штандарт», «В долине
Дагестана», - пишет Надежда Константиновна о жизни Лени на в Горках в 1923
году. А в горестные, ледяные дни января 1924 года, вместе с
торжественно-траурными мелодиями Бетховена, Чайковского, Шопена, провожали
Ленина в последний путь и мелодии его любимых песен.
Сим. Дрейден
Носитель: Audio LP
Страна: СССР
Год выпуска: 1976
Лэйбл: Всесоюзная фирма грампластинок «МЕЛОДИЯ»
Порядковый номер: С20 - 08065-68
Матричный номер: С20
- 08065-68
Жанр: патриотические
Формат: MP3 320 kbps – очищено от шумов и тресков
Аудиокодек:
FLAC
(*.flac) – копия записи с пластинки
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hzlossless
Размер файла: MP3 – 146,6 Мб, FLAC
– 761,8 Мб
Продолжительность: 01:24:51
Треклист:
Пластинка 1
Сторона 1
01. Хор и оркестр Большого театра СССР – Интернационал (П.
Дегейтер – Э. Потье, русский текст А. Коца) (4.16)
02. Государственная республиканская академическая русская
хоровая капелла – Рабочая Марсельеза (Слова П. Лаврова) (5.15)
03. Большой хор Всесоюзного радио – Смело, товарищи, в ногу
(Слова Л. Радина) (2.57)
04. Краснознамённый ансамбль – Варшавянка (Русский текст Г.
Кржижановского) (3.36)
05. Большой хор Всесоюзного радио – Вы жертвою пали
(Похоронный марш) (4.13)
Сторона 2
06. Большой хор Всесоюзного радио – Замучен тяжёлой неволей
(Слова Г. Мачтета) (5.40)
07. Государственная республиканская академическая русская
хоровая капелла – Слушай (Слова И. Гольц-Миллера) (8.15)
08. Большой хор Всесоюзного радио – Беснуйтесь, тираны
(Русский текст Г. Кржижановского) (1.43)
09. Государственная республиканская академическая русская
хоровая капелла – Узник (Обработка А. Давиденко, слова А.Пушкина) (2.27)
10. Кристиан Борель – Слава семнадцатому полку (Г. Монтегюс
– Р. Шантегреле и П. Дуби) (на французском языке) (3.55)
Пластинка 2
Сторона 1
01. Государственный русский народный хор им. Пятницкого.
Солист Г. Иванов – Ревела буря, гром гремел («Ермак») (Слова К. Рылеева) (4.18)
02. Иван Петров – Славное море – священный Байкал (5.45)
03. Краснознамённый ансамбль. Солист Л. Харитонов – Есть на Волге утёс (6.29)
04. Александр Ведерников и Государственная республиканская
академическая русская хоровая капелла – Дубинушка (5.14)
Сторона 2
05. Иван Козловский и Марк Рейзен – Моряки (К. Вильбоа – Н.
Языков) (4.13)
06. Хор Ленинградского радио – На старом кургане (В.
Калинников – И. Никитин) (2.11)
07. Александр Пирогов – Колыбельная Ерёмушки (М. Мусоргский
– Н. Некрасов) (3.53)
08. Марк Рейзен – Ночь (П. Чайковский – Д. Ретгауз) (3.38)
09. Валентина Левко – Средь шумного бала (П. Чайковский – А.
К. Толстой) (2.19)
10. Евгений Нестеренко – Свадьба (А. Даргомыжский – А.
Тимрфеев) (4.34)
На лицевой стороне альбома: А. Михайловский. В. И. Ленин.
Сентябрь 1918 г., фрагмент. Центральный музей В. И. Ленина