Этот блогг создан для хранения и личного пользования музыкальными произведениями собственной оцифровки. Посетителям блогга предоставляется право на бесплатное скачивание и личное пользование моим архивом. Распространению и тиражированию записи не подлежат.
Русская военная музыка и музыка, посвящённая
Отечественной войне 1812 года, 1987 5LP (Пластинка IV)
Четвёртая пластинка из альбома «К 175-летию Отечественной
войны 1812 года».
Страна: СССР
Носитель: AudioLP
Год выпуска: 1987
Лэйбл: МЕЛОДИЯ
Порядковый номер: С10 25703-704 002
Жанр: марши
Формат: MP3 320 kbps – очищено от шумов и тресков
Аудиокодек:
FLAC
(*.flac – копия записи
с пластинки
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hzlossless
Размер файла: MP3 – 113,4 Мб, FLAC
– 426,63 Мб
Продолжительность: 40:13
Треклист:
Сторона 1
01. Отдельный показательный оркестр Министерства Обороны
СССР. Дирижёр Николай Назаров – Марш лейб-гвардии Преображенского полка. Запись
1969 г. (2.07)
02. Первый отдельный показательный оркестр Министерства Обороны
СССР. Дирижёр Анатолий Мальцев – Гвардейский поход, сигнал. Запись 1979 г.
(0.41)
03. Отдельный показательный оркестр Министерства Обороны
СССР. Дирижёр Николай Сергеев – Марш лейб-гвардии Измайловского полка. Запись 1971
г. (2.26)
04. Первый отдельный показательный оркестр Министерства
Обороны СССР. Дирижёр Анатолий Мальцев – Марш для нового караула, сигнал.
Запись 1979 г. (0.41)
05. Образцовый оркестр Почётного караула СССР. Дирижёр
Георгий Назаров – Старый егерский марш (моно). Запись 1961 г. (1.50)
06. Первый отдельный показательный оркестр Министерства
Обороны СССР. Дирижёр Анатолий Мальцев – Армейский поход, сигнал. Запись 1979
г. (0.41)
07. Отдельный показательный оркестр Министерства Обороны
СССР. Дирижёр Николай Сергеев – Старинный марш «Гренадер». Запись 1971 г. (3.33)
08. Первый отдельный показательный оркестр Министерства
Обороны СССР. Дирижёр Анатолий Мальцев – Генерал-марш, сигнал. Запись 1979 г. (0.35)
09. Отдельный показательный оркестр Министерства Обороны
СССР. Дирижёр Николай Сергеев – Марш Ладожского пехотного полка. Запись 1974 г.
(2.00)
10. Первый отдельный показательный оркестр Министерства
Обороны СССР. Дирижёр Анатолий Мальцев – Русская вечерняя зóря, сигнал. Запись
1979 г. (2.05)
2 сторона
11. Первый отдельный показательный оркестр Министерства
Обороны СССР. Дирижёр Анатолий Мальцев – Под штандарты, сигнал. Запись 1979 г.
(0.26)
12. Первый отдельный показательный оркестр Министерства
Обороны СССР. Дирижёр Анатолий Мальцев – Марш Кавалергардского полка. Запись 1979
г. (4.31)
13. Первый отдельный показательный оркестр Министерства
Обороны СССР. Дирижёр Анатолий Мальцев – Парсель перед парадом, сигнал. Запись
1979 г. (0.30)
14. Первый отдельный показательный оркестр Министерства
Обороны СССР. Дирижёр Анатолий Мальцев – Марш лейб-гвардии Гусарского полка.
Запись 1979 г. (4.07)
15. Первый отдельный показательный оркестр Министерства
Обороны СССР. Дирижёр Анатолий Мальцев – Шагом, сигнал. Запись 1979 г. (0.29)
16. Первый отдельный показательный оркестр Министерства Обороны
СССР. Дирижёр Анатолий Мальцев – Рысью, сигнал. Запись 1979 г. (0.17)
17. Первый отдельный показательный оркестр Министерства
Обороны СССР. Дирижёр Анатолий Мальцев – В галоп, сигнал. Запись 1979 г. (0.18)
18. Первый отдельный показательный оркестр Министерства
Обороны СССР. Дирижёр Николай Михайлов – Марш Гродненского гусарского полка.
Запись 1979 г. (3.06)
19. Первый отдельный показательный оркестр Министерства
Обороны СССР. Дирижёр Анатолий Мальцев – Слушай, сигнал. Запись 1979 г. (0.20)
20. Первый отдельный показательный оркестр Министерства
Обороны СССР. Дирижёр Анатолий Мальцев – Парсель до зóри, сигнал. Запись 1979
г. (1.22)
21. Первый отдельный показательный оркестр Министерства
Обороны СССР. Дирижёр Анатолий Мальцев – Повестка, сигнал. Запись 1979 г.
(0.51)
22. Первый отдельный показательный оркестр Министерства
Обороны СССР. Дирижёр Анатолий Мальцев – Марш Ахтырского гусарского полка.
Запись 1979 г. (3.29)
23. Первый отдельный показательный оркестр Министерства
Обороны СССР. Дирижёр Анатолий Мальцев – Сбор, сигнал. Запись 1979 г. (0.28)
24. Первый отдельный показательный оркестр Министерства
Обороны СССР. Дирижёр Анатолий Мальцев – Тревога, сигнал. Запись 1979 г. (0.22)
25. Первый отдельный показательный оркестр Министерства
Обороны СССР. Дирижёр Анатолий Мальцев – Предварительный сигнал для атаки.
Запись 1979 г. (0.25)
26. Первый отдельный показательный оркестр Министерства
Обороны СССР. Дирижёр Николай Михайлов – Марш Белорусского гусарского полка.
Запись 1979 г. (2.31)
Реставраторы: Г. Петров (пластинка IV)
Научные консультанты: Г. Вилинбахов, А. Горбунов
Редактор П. Грюнберг
При реставрации использованы
фономатериалы из Центрального государственного архива звукозаписей СССР, фонда
Гостелерадио СССР, собраний Ю. Б. Перепелкина и Г. В. Вилинбахова (Ленинград),
В. Л. Янина (Москва) и др.
Указана исходная нумерация (каталожная и матричная) старых
фонограмм.
Совместное издание Всесоюзной фирмы грампластинок «МЕЛОДИЯ»,
Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника и
Государственного Эрмитажа.
Русская военная музыка и музыка, посвящённая
Отечественной войне 1812 года, 1987 5LP (Пластинка V)
Пятая пластинка из альбома «К 175-летию Отечественной войны
1812 года».
Страна: СССР
Носитель: AudioLP
Год выпуска: 1987
Лэйбл: МЕЛОДИЯ
Порядковый номер: С10 25705-706 007
Жанр: марши
Формат: MP3 320 kbps – очищено от шумов и тресков
Аудиокодек:
FLAC
(*.flac) – копия записи
с пластинки
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hzlossless
Размер файла: MP3 – 86,3 Мб, FLAC
– 358,20 Мб
Продолжительность: 32:53
Треклист:
Сторона 1
01. Отдельный показательный оркестр Министерства Обороны
СССР. Дирижёр Николай Назаров – Бородинский марш (П. Апостолов). Запись 1962 г.
(3.36)
02. Мужская группа Воронежского русского народного хора и
Оркестр п/у Константина Массалитинова – Партизанская песня 1812 года (В.
Кочетов – слова народные) (моно). Запись 1950 г. (2.00)
03. Краснознамённый академический имени А. В. Александрова
ансамбль песни и пляски Советской Армии. Дирижёр Константин Виноградов – Бородино,
народная песня (сл. М. Ю. Лермонтова) (моно) Запись 1950 г. (3.10)
04. Отдельный показательный оркестр Министерства Обороны
СССР. Дирижёр Николай Сергеев – Орёл, старинный русский марш. Запись 1971 г. (3.05)
05. Краснознамённый академический имени А. В. Александрова
ансамбль песни и пляски Советской Армии. Дирижёр Борис Александров – Донцы-молодцы,
старинная песня Донского войска. Запись 1961 г. (3.20)
06. Отдельный показательный оркестр Министерства Обороны
СССР. Дирижёр Николай Сергеев – Марш на вступление в Париж в 1814 году. Запись
1971 г. (2.16)
2 сторона
07. Отдельный показательный оркестр Министерства Обороны
СССР п/у Николая Назарова и Государственный академический симфонический оркестр
СССР. Дирижёр Евгений Светланов – П. Чайковский (1840 – 1893) 1812 год,
торжественная увертюра, соч. 49. Запись 1974 г. (15.26)
Реставраторы: Г. Петров (пластинка V)
Научные консультанты: Г. Вилинбахов, А. Горбунов
Редактор П. Грюнберг
При реставрации использованы
фономатериалы из Центрального государственного архива звукозаписей СССР, фонда
Гостелерадио СССР, собраний Ю. Б. Перепелкина и Г. В. Вилинбахова (Ленинград),
В. Л. Янина (Москва) и др.
Совместное издание Всесоюзной фирмы грампластинок «МЕЛОДИЯ»,
Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника и
Государственного Эрмитажа.
Лучшие песни Первой Мировой войны (1909 – 1915), 2005
Первая мировая война 1914 – 1918
гг. стала одним из наиболее кровопролитных и масштабных конфликтов в
человеческой истории. Она началась 28 июля 1914 года и завершилась 11 ноября
1918 года. В этом конфликте участвовало 38 государств. Если говорить о причинах
Первой мировой войны кратко, то, с уверенностью можно утверждать, что
спровоцировали этот конфликт серьёзные экономические противоречия сложившихся в
начале века союзов мировых держав. Так же, стоит отметить, что, вероятно,
существовала возможность мирного урегулирования этих противоречий. Однако
чувствуя возросшую мощь, Германия и Австро-Венгрия перешли к более решительным
действиям. Участниками Первой мировой войны стали: с одной стороны Четверной
союз, в который входили Германия, Австро-Венгрия, Болгария, Турция (Османская
империя); с другой блок Антанта, который составляли Россия, Франция, Англия и
союзные страны (Италия, Румыния и многие другие). Начало Первой мировой войны
было спровоцировано убийством наследника австрийского престола Эрцгерцога
Франца-Фердинанда и его жены членом сербской националистической
террористической организации. Убийство, совершённое Гаврилой Принципом,
спровоцировало конфликт Австрии с Сербией. Германия поддержала Австро-Венгрию и
вступила в войну. Ход Первой мировой войны историки разделяют на пять отдельных
военных кампаний. Начало военной кампании 1914 года датируется 28 июля. 1
августа вступившая в войну Германия объявляет войну России, а 3 августа
Франции. Немецкие войска вторгаются в Люксембург, а позже, в Бельгию. В 1914
году важнейшие события Первой мировой войны развернулись на территории Франции
и сегодня известны под названием «Бег к морю». Стремясь окружить войска противника,
обе армии двигались к побережью, где в итоге и замкнулась линия фронта. Франция
сохранила контроль над портовыми городами. Постепенно линия фронта
стабилизировалась. Расчёт немецкого командования на быстрый захват Франции не
оправдался. Поскольку силы обеих сторон были истощены, война приняла
позиционный характер. Таковы события на Западном фронте. Военные действия на
Восточном фронте начались 17 августа. Русская армия начала наступление на
восточную часть Пруссии и первоначально оно оказалось вполне успешным. Победа в
Галицийской битве (18 августа) была принята большей частью общества с радостью.
После этого сражения весь 1914 год войска Австро-Венгрии уже не вступали в
серьёзные бои с Россией. Не слишком удачно развивались события и на Балканах.
Захваченный ранее Австрией Белград был отбит сербами. Активных боёв в этом году
в Сербии не было. В том же 1914 году против Германии выступила и Япония, что
позволило России обезопасить азиатские границы. Япония приступила к действиям
по захвату островных колоний Германии. Однако, Османская империя вступила в
войну на стороне Германии, открыв Кавказский фронт и лишив Россию удобного
сообщения с союзными странами. В итоге в конце 1914 года ни одна из стран
участниц конфликта не смогла добиться поставленных целей. Вторая кампания в
хронологии Первой мировой войны датируется 1915 годом. И Франция и Германия
предпринимали отчаянные попытки переломить ситуацию в свою пользу. Однако,
огромные потери, понесённые обеими сторонами, так и не привели к серьёзным
результатам. Фактически к концу 1915 года вся линия фронта так и не изменилась.
Ни весеннее наступление французов в Артуа, ни операции, проводимые в Шампани и
Артуа осенью, ситуации не изменили. На русском фронте ситуация изменилась в
худшую сторону. Зимнее наступление плохо подготовленной русской армии вскоре
превратилось в Августовское контрнаступление немцев. А в результате Горлицкого
прорыва Германских войск России потеряла Галицию и, позже, Польшу. Историки
отмечают, что во многом Великое отступление русской армии было спровоцировано
кризисом снабжения. Фронт стабилизировался только к осени. Германскими войсками
был занят весь запад Волынской губернии и частично повторял довоенные границы с
Австро-Венгрией. Положение войск, так же
как и во Франции, способствовало началу позиционной войны. 23 мая 1915 года в
войну вступила Италия. Несмотря на то, что страна являлась участницей
Четверного союза, она объявила о начале войны против Австро-Венгрии. Но 14
октября союзу Антанта объявляет войну Болгария, что осложнило ситуацию в Сербии
и привело к скорому её падению. Во время военной кампании 1916 года произошло
одно из наиболее известных сражений Первой мировой войны – Верденское. Стремясь
подавить сопротивление Франции, немецкое командование сосредоточило в районе
Верденского выступа огромные силы, надеясь преодолеть англо-французскую
оборону. В ходе этой операции, с 21 февраля по 18 декабря погибло до 750 тыс.
воинов Англии и Франции и 450 тыс. Германии. Верденское сражение известно и
тем, что впервые был применён новый тип оружия – огнемёт. Однако, наибольший
эффект этого оружия был психологическим. В это же время на территории Бельгии у
реки Ипр немцы впервые применили отравляющее вещество кожно-нарывного действия
– иприт. Для оказания помощи союзникам, на Западном русском фронте была
предпринята наступательная операция, названная Брусиловским прорывом. Это
вынудило Германию перебросить значительные силы на русский фронт и несколько
облегчило положение союзников. Военные действия развивались не только на суше.
Между блоками сильнейших мировых держав шло жестокое противостояние и на воде.
Именно весной 1916 года произошло одно из основных сражений Первой Мировой
войны на море – Ютландское. В целом, в конце года доминирующим стал блок
Антанта. Предложение Четверного союза о мире было отклонено. В ходе военной
кампании 1917 года перевес сил в сторону Антанты ещё более увеличился, и к
очередным победителям присоединились США. Но ослабление экономики всех стран -
участниц конфликта, а так же, рост революционной напряжённости привёл к
уменьшению военной активности. Германское командование принимает решение о
стратегической обороне на сухопутных фронтах, в то же время, сосредотачивая
внимание на попытках вывести из войны Англию используя подводный флот. Зимой
1916 – 1917 годов не было активных боевых действий на Кавказе. Ситуация в
России максимально обострилась. Фактически после октябрьских событий страна
вышла из войны. 1918 год принёс Антанте важнейшие победы, что привело к
окончанию войны. После фактического выхода из войны России, Германии удалось
ликвидировать Восточный фронт. Она заключила мир с Румынией, Украиной, Россией.
Условия Брестского мирного договора, заключённого между Россией и Германией в
марте 1918 года оказались для страны тяжелейшими, однако вскоре этот договор
был аннулирован. В дальнейшем Германия оккупировала Прибалтику, Польшу и
частично Белоруссию, после чего все свои силы бросила на Западный фронт. Но,
благодаря техническому превосходству Антанты, немецкие войска потерпели
поражение. После того, как Австро-Венгрия, Османская империя и Болгария
заключили мир со странами Антанты, Германия оказалась на грани катастрофы. В
силу революционных событий император Вильгельм покидает свою страну. 11 ноября
1918 года Германия подписывает акт о капитуляции. По современным данным потери
в Первой Мировой войне составили до 10 миллионов солдат. Предположительно,
из-за тяжёлых условий жизни, эпидемий и голода погибло в два раза большее
количество людей. По итогам Первой Мировой войны Германия должна была
выплачивать репарации союзникам в течение 30 лет. Она утратила 1/8 своей
территории, а колонии отошли странам – победительницам. Берег Рейна на 15 лет
оккупирован союзными войсками. Так же Германии было запрещено иметь армию более
100 тыс. человек. На все виды вооружений были наложены жёсткие ограничения. Но,
сказались последствия Первой Мировой войны и на ситуации в
странах-победительницах. Их экономика, за исключением, пожалуй, США, была в
сложном состоянии. Уровень жизни населения резко снизился, народное хозяйство
пришло в упадок. В то же время, военные монополии обогатились. Для России
Первая Мировая война стала серьёзным дестабилизирующим фактором, во многом
повлиявшем на развитие революционной ситуации в стране и вызвавшим последующую
Гражданскую войну.
Мой дед по матери Мокрушин
Василий Фёдорович прошёл с боями всю Первую Мировую войну (он её называл –
Империалистической). Он воевал на территории нынешней Белоруссии. Принимал
участие в боях с германскими войсками у озера Нарочь.
Фотографировался в г.
Могилеве на курсах подготовки унтер-офицерского состава в 1915 году. Слева
сидит – Мокрушин Василий Фёдорович, справа стоит – его друг, сослуживец.
Первая Мировая война для всех
воюющих сторон закончилась трагически. Прекратили существование великие
империи. Сотни тысяч убитых и раненых, большое количество взятых в плен. Так,
на территории г. Спасска Дальнего, Приморского края в период с 1917 по 1920 годы
находился концентрационный лагерь для военнопленных солдат и офицеров Австро-Венгрии,
Турции, Болгарии, Германии, большая часть которых умерла от болезней. На месте
концентрационного лагеря в те годы был сооружён памятник погибшим и умершим
военнопленным.
Открытие памятника
военнопленным 1917 г. г. Спасск
Военнопленные во
время открытия памятника 1917г. г. Спасск
Памятник
военнопленным Австро-Венгерской армии 2014 г.
Аннотация к диску:
По воспоминаниям очевидцев, кто
видел хоть однажды проводы новобранцев на войну, тот никогда не забудет
впечатлений от этого зрелища. Словно рой взбудораженных пчёл, гудит набитый народом
станционный двор, слышны вопли, плач и развесёлые звуки гармоники. Наконец
расставанье. Поцелуи, напутственные слова и красивая песня «Последний нынешний
денёчек», не умолкающая даже вдали, переплетаясь с шумом и свистками
удаляющегося поезда. Сразу после начала боевых действий (август 1914 года)
журнал «Граммофонный мир» писал: «Родина стонет от тяжёлой войны, и
граммофонное дело переживает мучительную агонию». Именно в этот трудный период
отечественной истории на рынок была выброшена серия принципиально новых
пластинок. Первыми оценили ситуацию владельцы компании «Экстрафон». Именно они
придумали, как можно использовать патриотические настроения в своих целях, и не
ошиблись. Вышедшие диски поражали тематической направленностью, целостностью
подбора и качеством исполнения. Чего стоили одни только названия: «Холодно,
сыро в окопах», «Солдатская колыбельная», и другие. Пластинка «Повесть о юном
прапорщике» («Вот вспыхнуло утро, и выстрел раздался!») разошлась тиражами в 70
тысяч экземпляров. Таковы были объёмы продаж тех дней!!! Бешеным успехом
пользовались и другие патриотические пластинки, что принесло «Экстрафону» не
только солидные доходы, но и сделало прекрасную рекламу. Эти пластинки,
стоившие в розницу пятьдесят копеек, сразу же стали называть «хлебными». Именно
о них самый мелкий лавочник в Халамандровке говорил: «Дайте мне тысячу штук, и
я их продам в один день!». Продажам предшествовала шумная рекламная кампания. Афиши
кричали «Поразительная передача и исполнение. Колоссальный успех в тылу и на фронте.
Слёзы умиления и радости. Только на пластинках Акционерного Общества
«Экстрафон». Достаточно быстро патриотические настроения стали эксплуатировать
и другие отечественные компании. Российское Акционерное Общество Граммофонов
(РАОГ) подготовило целую серию пластинок с пением, хором и оркестром. Только в
Санкт-Петербурге за короткое время было продано около 20 тысяч этих дисков.
Компания «Сирена Рекорд» объявила о специальном выпуске пластинок, 10% с продаж
которых должны быть пожертвованы в пользу Красного Креста. В списке значились:
«Боже, Царя храни!», «Великая Русь», «Марсельеза» и другие. Несмотря на
трудности войны, народ за пластинками ломился валом. Серьёзные оптовики лично
приезжали в конторы звукозаписывающих компаний и по нескольку дней ожидали
очереди. Вот какой случай имел место в одной из звукозаписывающих компаний. В
дверь ввалился крупный торговец из Москвы и потребовал товар. Ему ответили, что
заявленное им количество пластинок он сможет получить только через три недели,
тогда покупатель с чисто московским размахом выбросил на стол пять тысяч и
заявил: «Плачу по рублю за штуку, давайте пять тысяч!» (отпускная цена дисков в
те дни составляла 25 – 35 копеек). Но и этот красивый жест не помог, пластинок
не дали, зато предложили встать в очередь. С тем он и уехал. Именно в этот
период ажиотажного спроса в стране разразился «иголочный голод». Из различных
городов поступали неутешительные сведения о полном отсутствии иголок у
торговцев граммофонами и пластинками. В это же время отдельные лица располагали
миллионными запасами, и было ясно, что дефицит и пляска цен – это дело их рук.
В разных городах распространялись слухи, будто германские шпионы скупают в
России все запасы иголок для отправки к себе на родину, где ими начиняют
шрапнели и снабжают ударники для ручных гранат. «Кто бы мог подумать, -
вопрошала пресса, - что граммофонные иголки, воспроизводящие дивные мелодии
могут служить в то же время и для уничтожения рода человеческого? И уж кому
могло в голову прийти, что германцы будут их скупать у нас, когда Германия
всегда была одним из крупнейших производителей и все фабрики там мобилизованы?».
Жалкие остатки, которые могли найтись в российских лавках, вряд ли бы устроили
германскую агентуру; да и вывезти их из страны было невозможно, ибо ни одна
таможня не пропустила бы стальной груз. В глубинке, с лёгкой руки местной
администрации, слухи приобрели форму реальных действий. Так, например, в
Симбирске 21 марта 1916 года полиция обходила все магазины и описывала запасы
граммофонных иголок, одновременно отцы города выпустили постановление об
отпуске иголок покупателям только по особым прошениям, оплачиваемым рублёвыми
гербовыми марками (от одной до пяти коробок). По сути, это означало введение
талонов, словно речь шла не об иголках, а о ржаном хлебе, пшеничной муке или
банном мыле. Компании зорко следили о всём происходящем на фронте и оперативно
откликались на все события записями своих пластинок: «Подвиг Риммы Ивановой»,
«Георгиевский кавалер», «Смерть героя», «Гусары-усачи», «У берегов голубого Дуная»
и др. – все эти пластинки были подобны сводкам новостей с фронта, тем более что
тогда не было ни радио, ни телевидения. На патриотических дисках вышли гимны
союзных государств, которые сразу же стали пользоваться таким огромным успехом,
что на фабриках не успевали выполнять все заказы. В период военных тягот наряду
с патриотической темой граммофонные деятели не забывали и о юморе. Именно в
самые тяжёлые дни была записана сенсационная юмористическая пластинка «В
очередь за сахаром, мукою и … любовью!», представляющая собой замечательное
попурри 32 самых любимых и популярных мелодий того времени. Разумеется, больше
всего доставалось пресловутому германскому кайзеру. Из артистов много
записывавшихся на грампластинках, в действующей армии постоянно выступали:
тенор Е. Виттинг, куплетисты Ю. Убейко и С. Сокольский, певцы С. Садовников, Д.
Богемский, М. Эмская и другие.
Александр Тихонов
Страна: Россия
Носитель: CDRip
Год выпуска: 2005
Лэйбл:
Порядковый номер:
Жанр: военная песня, ретро
Формат: MP3 320 kbps
Аудиокодек:
FLAC (*.flac)
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hz lossless
Размер файла: MP3 – 142,5 Мб, FLAC – 535 Мб
Продолжительность: 01:10:57
Треклист:
01. Надежда Плевицкая – За Царя, за Русь святую!
(патриотическая песня) (П. Булахов – неизвестен) Зонофон, 1910 (2.48)
02. Дмитрий Богемский – Война с немцами(солдатские куплеты)
(Д. Богемский – Д. Богемский Экстрафон, 1914 (2.51)
03. Владимир Сабинин – Благослави оружие, Господь
(патриотическая песня) (Ю. Рик – Ю. Рик) Граммофон, 1915 (2.14)
04. Мария Эмская – Все умрём, иль победим (патриотическая
песня) (неизвестен – неизвестен) Экстрафон, 1914 (2.35)
05. Пётр Баторин – Ныне Господь нам послал испытанье
(солдатская песня) (неизвестен – неизвестен) Граммофон, 1915 (2.42)
06. Юрий Морфесси – Рвёмся в бой (патриотическая песня) (Ю.
Рик – Ю. Рик) Граммофон, 1914 (2.10)
07. Владимир Сабинин – Оружьем на солнце сверкая (военная
песня) (В. Сабинин – В. Сабинин) Граммофон, 1914 (2.31)
08. Мария Эмская – На поле сраженья (патриотическая песня)
(неизвестен – неизвестен) Граммофон, 1915 (3.36)
09. Владимир Сабинин – Битва (военная песня) (В. Никлюдов –
В. Никлюдов) Граммофон, 1915 (2.36)
10. Сергей Садовников – Песня ратника (солдатская песня)
(неизвестен – неизвестен) Зонофон, 1913 (2.01)
11. Мария Эмская – Холодно, сыро в окопах (солдатская песня)
(неизвестен – неизвестен) Экстрафон, 1914 (3.32)
12. Дмитрий Богемский – Повесть о юном прапорщике
(патриотическая мелодекламация) (Е. Жураковский – Д. Богемский) Экстрафон, 1914
(2.26)
13. Надежда Плевицкая – Казак на чужбине (песня донских
казаков) (неизвестен – неизвестен) Зонофон, 1913 (3.16)
14. Пётр Баторин – Было дело под Варшавой (солдатская песня)
(неизвестен – неизвестен) Граммофон, 1913 (2.48)
15. Владимир Сабинин – Все на бой! (патриотическая песня) (неизвестен
– неизвестен) Граммофон, 1914 (2.39)
16. Надежда Плевицкая – Умер бедняга в больнице военной
(песня о солдате) (Я. Пригожий – К. Романов) Зонофон, 1909 (2.56)
17. Леонид Собинов – Последний нонешний денёчек (рекрутская
народная песня) (неизвестен – неизвестен) Граммофон, 1910 (3.17)
18. Мария Эмская – Смерть героя (солдатская прощальная
песня) (неизвестен – неизвестен) Экстрафон, 1914 (3.40)
19. Мария Эмская – За Родину и честь (солдатская
патриотическая песня) (неизвестен – неизвестен) Граммофон, 1915 (2.58)
В августе 1914 года, 100 лет
назад, разразилась война, которая в России имела несколько названий. Сначала –
Вторая Отечественная, затем Великая или Европейская, а при Советской власти –
империалистическая, впоследствии Первая Мировая война. Русский народ с
патриотическим подъёмом воспринял начало этой войны. По всей стране началась
всеобщая мобилизация.
Военные музыканты той поры, как
бывало всегда, также не остались в стороне от исторических событий. Ведь
духовые оркестры – это самая народная, самая массовая и любимая музыка. На
вокзалах и улицах городов гремели бравурные марши, провожая на войну первые
полки Русской армии. На площадях и в парках городов гремела медь полковых
оркестров. Вместе со своими полками уходили на фронт и военные оркестры. Так, оркестр
Лейб-Гвардии Преображенского полка в составе 45 человек во главе со своим
капельмейстером (так до 1941 года назывался военный дирижёр) отправился на
фронты Первой Мировой – с войны ни кто из них не вернулся… Как ни страшны были
бои и сражения той войны – военные музыканты с доблестью выполняли свой долг,
участвовали в боях, а в перерывах между ними брали в руки любимые музыкальные
инструменты и своей игрой скрашивали тяжёлый быт и поднимали боевой дух русских
воинов, а иногда своей игрой выручали из беды. Так, в 1915 году полки «Стальной
дивизии», которой командовал генерал-лейтенант А.И. Деникин, во время
ночного боя потеряли связь друг с
другом. Генерал Деникин приказал военному оркестру играть марш. Оркестр в ночи
грянул любимый марш «Прощание славянки» композитора В. Агапкина. Полки, услыхав
русский марш, бросились в штыковую атаку и пробились к своим.
Трагическое «великое отступление»
1915 года. Вместе с отступающей русской армией уходили с насиженных мест и
сотни тысяч беженцев. В тот тяжёлый период неизвестным автором был написан
вальс «Беженка». По трагизму звучания этот вальс можно сравнить только с
вальсом из кинофильма «А зори здесь тихие» великого советского композитора К.
Молчанова. Также в этот период появляется вальс
«Сон в окопах» (к сожалению, имя автора также неизвестно). Капельмейстер
К. Джигиль в это не простое время пишет вальс «Осенние грёзы». На титульном
листе партитуры надпись «Посвящается Его Превосходительству генералу от
кавалерии Евгению Оттовичу Шмидту». В 1916 году капельмейстер Г.О. Манилов
написал вальс «На вершинах Карпат». 1916 год – Брусиловский прорыв, хотя точнее
его надо было бы назвать «Калединский прорыв», так как основной удар нанесли
донские казаки под командованием генерал-лейтенанта К. Каледина в районе г. Лопушно.
Этому событию был посвящён марш «В штыки» («Бой под Лопушно») сочинения артиста
императорских театров О. Гурьянова и посвящается Его Превосходительству
генерал-майору Стаеву. Капельмейстер одного из казачьих полков Всевеликого
Войска Донского К. Лабунский написал увертюру «В поход на рассвете», которая
вся талантливо построена на сигналах кавалерийских трубачей. В ней боевые
эпизоды филигранно увязываются с лирическими темами, а заканчивается
произведение лихим кавалерийским галопом.
Малоизвестный факт, но в период
Первой Мировой войны существовало партизанское движение. Идею предложил генерал
Иванов, начальник штаба 8-й Армии, которой командовал генерал А.А. Брусилов, а
первым командиром партизанского отряда был штабс-капитан Леонтьев. Он был
артиллеристом по специальности, но, узнав об открытии партизанского движения,
попросился в кавалерию. Генерал Брусилов сначала выступил против партизанского
движения, но после убедительных военных успехов партизан, начал оказывать им
помощь. В партизанском движении участвовали есаул Унгерн-Штернберг, подъесаул
Забайкальского казачьего войска Г. Семёнов. В Гражданскую войну они стали
руководителями белого движения. Лихие партизанские налёты наводили ужас на
врага. Неизвестный автор посвятил им марш, который так и назвал – «Партизан».
На юге страны героически
сражались русские войска Кавказской Армии под командованием генерала Н.
Юденича. Уверенным ударом русских войск была проведена операция по захвату
турецкого города Ван. Всему миру стало известно, как несколько тысяч армян были
спасены казаками в 1916 году во время геноцида армянского народа: под крепостью
Карс сидящие в окопах русские солдаты увидели, что по полю в их сторону бежит
многотысячная толпа армянских стариков, женщин и детей, а их безжалостно рубят
турецкие янычары. Началась кровавая рубка, из которой вышли победителями
русские воины и своим героическим поступком спасли многие тысячи армянских
жизней. Неизвестный автор, по всей вероятности участник этих событий, написал
марш, посвящённый этому драматическому эпизоду войны, и назвал его «Кавказ».
Также неизвестным композитором написан марш «Казак», посвящённый этим событиям.
На море героически сражались
русские моряки. Так эскадренный миноносец «Новик» под командование капитана 1
ранга Е. Беренса, участника русско-японской войны, героически вступил в схватку
с несколькими кораблями и вышел победителем, не допустив прорыва врага к базе
русских кораблей в Кронштадте. Умно и грамотно воевала минная эскадренная
дивизия по постановке минных заграждений в Балтийском море под командованием
адмирала А. Колчака. За успехи в боевых действиях А. Колчак был награждён
золотым георгиевским оружием. Неизвестный автор, под впечатлением от
героических действий русских моряков, написал марш «Кронштадт».
Как и в любой войне, кроме
трагических эпизодов было много и героического. Первым георгиевским кавалером
стал младший урядник Всевеликого Войска Донского Козьма Крючков. Весь мир знает
о подвигах русского военного лётчика штабс-капитана П. Нестерова, который
первым применил воздушный таран и боевой приём «Петля Нестерова» (мёртвая
петля). В 1914 году Антонина Пальшина одела мундир солдата Драгунского
кавалерийского полка и прошла с этим полком всю Первую Мировую войну, заслужив
два Георгиевских креста, при этом получила несколько тяжёлых боевых ранений.
Свой вклад в эту несправедливо
забытую войну внесли и военные музыканты, многие из которых пали смертью
храбрых на полях боевых сражений. Все выше перечисленные музыкальные
произведения были, несомненно, написаны талантливыми людьми, многие из которых
так и остались неизвестными.
Василий РАЛДУГИН,
дирижёр
Страна: Россия
Носитель: DigitalAlboum
Год выпуска: 2014
Лэйбл:
Порядковый номер:
Жанр: марши, вальсы
Формат: MP3 320 kbps
Аудиокодек:
FLAC
(*.flac)
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hzlossless
Размер файла: MP3 – 203,3 Мб, FLAC
– 920 Мб
Продолжительность:
01:47:14
Треклист:
01. Хор - Государственный Гимн Российской Империи 1933 -
1917 годы (1914) (2.02)
02. Духовой оркестр Киевского оперного театра - Священная война
(1914) (2.27)
03. Отдельный Показательный оркестр Министерства Обороны
СССР – Герой (3.29)
04. Военный оркестр - Марш «Выезд батарей на позицию» (3.17)
05. Оркестр лейб-гвардии Волынского полка п.у. В. Павелко -
Марш Кавалергардского полка (3.14)
06. Первый отдельный Показательный оркестр Министерства
Обороны СССР - Гренадер (3.38)
07. Оркестр Павловского военного училища п.у. И.Кристмана - Марш лейб-гвардии Егерского полка
(1.43)
08. Отдельный Показательный оркестр Министерства Обороны СССР
- Марш 108-го Саратовского полка (3.03)
09. Первый отдельный Показательный оркестр Министерства
Обороны СССР - Егерский (2.14)
10. Оркестр 15 ШМАС - Старинный вальс периода Первой Мировой
войны «Беженка» (3.18)
11. Оркестр - Парадный марш (2.40)
12. Военный оркестр - Марш Кексгольмского пехотного полка (2.43)
13. Первый отдельный показательный оркестр Министерства Ообороны
СССР - Марш лейб-гвардии Гусарского полка (4.11)
14. Образцовый оркестр Почётного караула - Суворов (3.42)
15. Оркестр Павловского военного училища п.у. И. Кристмана -
Марш лейб-гвардии Финляндского полка (1.30)
16. Оркестр - Марш «Кронштадт» (2.48)
17. Первый отдельный показательный оркестр Министерства Обороны
СССР - Сбор (0.31)
18. Военный оркестр - Марш лейб-гвардии Конной артиллерии (1.03)
19. Образцовый оркестр Почётного караула - Старинный марш
Печорского полка (3.16)
20. Отдельный Показательный оркестр Министерства Обороны
СССР - Марш 16-го Ладожского полка (2.02)
21. Первый отдельный показательный оркестр Министерства Обороны
СССР - Предварительный сигнал для атаки (0.29)
22. Оркестр лейб-гвардии Кирасирского его величества полка
п.у. Хоста - Марш лейб-гвардии Кирасирского
Его Величества полка (2.39)
23. Оркестр Киевского оперного театра - Вечер в окопах
(Карпачевский) (2.53)
24. Первый отдельный показательный оркестр Министерства Обороны
СССР - Марш Белорусского гусарского полка (2.35)
25. Военный оркестр - Марш лейб-гвардии Измайловского полка (2.41)
26. Первый отдельный показательный оркестр Министерства Обороны
СССР – Тревога (0.25)
27. Оркестр 106-го Уфимского пехотного полка п.у. Бороздюка
- Атака пехоты (с командой, сигналами и стрельбой) (2.33)
28. Первый отдельный показательный оркестр Министерства Обороны
СССР - Марш лейб-гвардии Гродненского гусарского полка (3.09)
29. Оркестр Сумского гусарского полка п.у. А. Марквардта -
Марш лейб-гвардии Казачьего полка (2.51)
30. Оркестр Гвардейского экипажа п.у. В. Главача - Марш лейб-гвардии
Преображенского полка (2.31)
31. Оркестр лейб-гвардии Волынского полка п.у. В. Павелко -
Марш лейб-гвардии Уланского полка (2.20)
32. Первый отдельный показательный оркестр Министерства
Обороны СССР - Марш Нижегородского драгунского полка (3.32)
33. Военный оркестр - Марш Санкт-Петербургского гренадерского
полка (1.34)
34. Образцовый оркестр Почётного караула - Солдатская храбрость
(3.30)
35. Первый отдельный показательный оркестр Министерства Обороны
СССР - Марш Ахтырского гусарского полка (3.31)
36. Отдельный Показательный оркестр Министерства Обороны
СССР - Над волнами (6.55)
Группа «Кар-Мен» образована в
Москве в октябре 1989 года. Проект задумывался как «экзотик-поп-дуэт» Сергеем
Лемохом (девичья фамилия матери, настоящая фамилия – Огурцов), родился 14 мая
1965 года и Богданом Титомиром (настоящая фамилия Олег Титоренко), работавшими
в 1989 году на подтанцовках у певца Владимира Мальцева. Сергей Лемох окончил
Московский институт советской торговли. Вначале группа работала в стиле «клуб
кинопутешествий», о чём говорит название их первого альбома «Вокруг света».
После записи альбома «Кармания» дуэт распадается. С апреля 1991 года Богдан
Титомир стал работать сольно, а Сергей, сохранив права на название группы,
набрал новых музыкантов и танцоров, продолжив работать в более жёстком стиле. Богдан Титомир – российский эстрадный исполнитель учился музыке на
фортепиано, его часто называют «первым русским рэпером». После распада
«Кар-Мен» Богдан Титомир продолжал выступать на сцене, экспериментируя в стиле
«HighEnergy». Альбом «Кармания»
вышел уже после ухода из группы Богдана Титомира. «Кар-Мен» берёт первые места
на конкурсах «Шлягер-90», «50Х50», «Звёздный дождь». В 1991 году группа была
удостоена национальной премии «Овация» в номинации «поп-группа». В том же 1991
году Сергей Лемох пишет музыку для песен Натальи Гулькиной: «Это Китай»,
«Айвенго», «Надо лишь мечтать», «Прощай навек». После выпуска двух альбомов у
группы выходит «Сборник лучших песен». В 1993 году проходят успешные гастроли
группы по России, записывает саундтрек к
мультфильму «Капитан Пронин». В 1994 году выходит два альбома «Русская
массированная звуковая агрессия» и «Live…». Все композиции написал Сергей Лемох. В 1994 году Сергей
написал музыку Наталье Сенчуковой для песни «Ты не Дон Жуан». После двухлетнего
молчания, в 1996 году группа записывает новый альбом «Твоя сексуальная штучка», в котором больше
преобладали «медляки». Группа гастролирует по Германии, США, участвует в
фестивалях «Голос Азии», «Славянский базар», «Таврийские игры». В 1997 году
выходит сольный проект Лемоха «Поларис». В 1998 году появляется альбом,
записанный в стиле «классического диско» - «Король диска». В декабре 1999 года
выходит альбом ремиксов на старые хиты 1991 – 1994 годов. В 2008 году выходит
альбом «Нитро». В настоящее время Сергей Лемох продолжает свою музыкальную
деятельность.
Альбом «Вокруг Света» был выпущен
в конце 1991 года в кассетном варианте. Различные студии звукозаписи выпускали
его в своих версиях с различным количеством, включённых в него композиций и с
разными треклистами. Этот альбом самый распространённый из всех выпущенных на
просторах бывшего СССР.
Кар-Мэн
– Русская массированная звуковая агрессия, 1994 (магнитоальбом)
Альбом «Русская массированная
звуковая агрессия» записанный уже без Богдана Титомира, подтверждает его
название. В ритмах композиций этого творения Сергея Лемоха прослеживается жёсткий
техно-поп драйв, присущий веяниям того времени.