Термин «бальный танец» происходит
от латинского слова ballare,
что означает «танцевать». В прошлом бальный танец был, как «социальный танец»,
для привилегированных особ. Со временем изменяясь, переформатировался в
«народные танцы» для различных слоёв населения и классового сословия.
Постепенно все эти границы стёрлись. Термин «бальные» относится к парным
непрофессиональным светским танцам, возникшим в средневековой Европе. Бальные
танцы в процессе эволюции очень сильно видоизменялись – и каждая последующая
эпоха европейской истории – Возрождение, Просвещение, Классицизм, Романтизм –
вносила новые нюансы и детали. Каждая эпоха порождала своеобразный танцевальный
комплекс.
До того, как жизнь человека
перешла под управление церкви, танцы не имели какой-то строгой структуры, они
превращались в импровизацию и исполнялись во время языческих праздников,
торжеств по случаю удачного сражения и на свадьбах. Танец был не только
необходимым средством разрядки, но и главным развлечением.
На начальном этапе своего
распространения христианская религия признавала и допускала священные танцы, а
в храмах католической Испании исполнялись не только священные пляски, но и
представлялись «священные и набожные фарсы» - религиозные рассказы,
разбавленные не слишком благопристойными танцами. Позже христианство перевело
танец из ряда обычного явления в нечто, что не в природе человека, который уже
не мог обходиться без веры, как основы моральной жизни и регулятивного
принципа. Таким образом, человек Средневековья оказался между двух миров: мир,
созданный Творцом и мир земной, близкий человеку, понятный и привычный.
Появление культа куртуазной любви
способствовали Аквитания и Прованс, а также Алиенор Аквитанская (около 1122 –
1204, наследница Аквитании, французская, а после второго замужества английская
королева), которая внесла огромный вклад в развитие Европейской культуры:
литературы, поэзии, музыки и танца.
Последний с XII века входил в число обычных для
рыцаря занятий и выступал как «мирный» вариант турнирам». Обычно, танец
возглавляла одна пара, к ней присоединялись другие, медленно двигаясь по кругу,
такой танец во многом напоминал полонез. В средние века о Франции и Германии
говорили, будто в этих странах занимаются только одними танцами. И это во время
официального запрета церковью танцев за их непристойность! С этого момента
ведёт своё начало «официальная» история балета. Людовик XIV, живший в 1643 – 1715 годах, был большим
поклонником танца… С XVII
века законодательницей танцев становится Франция. Но лучшими учителями в Париже
были итальянцы. В 1661 году в Париже была основана Академия танца. С этого
момента ведёт своё начало «официальная» история балета.
В XVII веке бальные танцы получили
распространение по всей Европе. В каждой стране они приобретали национальную
стилистику, видоизменялись и обогащались. Популярными танцами стали: бурре,
гавот, аллеманда, чакона, жига, сарабанда.
Одним из распространённых в то
время танцев был Сарабанда (Sarabande).
Известный балетмейстер и педагог Карло Блазис в одном из своих трудов даёт
краткое описание сарабанды: «В этом танце каждый выбирает себе даму, к которой
он не равнодушен. Музыка даёт сигнал, и двое влюблённых исполняют танец,
благородный, мерный, впрочем, важность этого танца ни сколько не мешает
удовольствию, а скромность придаёт ему ещё больше грациозности; взоры всех с
удовольствием следят за танцующими парами, которые исполняют различные фигуры,
выражают своим движением все фразы любви».
Поначалу это был народный танец,
исполняющийся под песни, которые Сервантес, например, считал непристойными.
Знатоки старинных танцев по-разному определяют смысл слова «сарабанда». Одни
утверждают, что оно происходит от названия инструмента, служившего
аккомпанементом при пении, другие считают первоисточником еврейское слово Zara, что означает «ходить –
кружась», третьи – персидское слово Serband. Танцевальный рисунок испанской сарабанды не сохранился,
но отдельные её движения влились в андалузские танцы более позднего времени.
В Испании сарабанду танцевали
только женщины. Аккомпанементом служили кастаньеты, гитара и песни участниц. У
неё был живой ритм, грациозные движения. За пределы Испании сарабанда попадает
в XVII веке. Здесь она
становится парным танцем с более спокойным ритмом. В придворных кругах
сарабанду обычно танцевали медленно и важно. У себя на родине сарабанда попала
в разряд непристойных танцев и в 1630 году была запрещена Кастильским советом.
Затем сарабанда претерпела изменения по стилю и форме. На базе сарабанды начали
создаваться другие новые танцы.
Менуэт, быстро занявший
господствующее место в Европе. Первоначально галантный (придворный) менуэт
исполнялся одной парой. Движения менуэта были построены в основном на поклонах
и реверансах, что создавало не столько впечатления танца, сколько «приглашение
к танцу» или прелюдии. На протяжении XVIII века, с развитием галантного стиля и в целом эпохи Барокко,
менуэт постепенно развивался, ускорялся его темп, усложнялись движения и па, в
итоге поздний бальный менуэт приобрёл яркие черты жеманности и изысканности. Он
стал исполняться уже не одной, а несколькими парами (иногда с кокетливой сменой
партнёров, в модном духе «Les Troquers»
- или легкомысленных изменников).
На сцене, в оперно-балетных
спектаклях Рамо, менуэт развивался до виртуозной формы, приобрёл жанровую
характерность, сюжетную конкретность и даже появилось несколько его
разновидностей. В старинных менуэтах первый менуэт писался двухголосно, а
второй – трёхголосно. За вторым менуэтом всегда идёт повторение первого.
Нередко в конце менуэта делается небольшая кода. Хотя, танцующие исполняют
менуэт плавно и довольно медленно, музыка этого танца должна исполняться
медленно и скоро. Музыка первых «композиторских» менуэтов принадлежит Жану
Батисту Люлли. При Людовике XIV
менуэт был излюбленным придворным танцем.
Преподавателем менуэта в то время
был Франсуа-Робер Марсель, член Французской Королевской академии танца,
специально уволившийся из театра Парижской оперы, чтобы преподавать этот
стремительно вошедший в моду танец. Из Франции, вместе с модой на всё
французское, менуэт постепенно перешёл в другие страны; в России появился в
царствование Петра Великого и исполнялся на балах вплоть до 30-х годов XIX века.
В XVII и XVIII веках чистая музыкальная форма
менуэта была довольно широко представлена в клавесинной, клавирной и камерной
музыке (Франсуа Куперена («Великого»), Жана Филиппа Рамо, Андре Кампра и других
композиторов эпохи Рококо). В качестве «обязательной» части менуэт входил в
инструментальную сюиту (Бах, Гендель), иногда – даже в оперную увертюру, в
качестве завершающего раздела (только у Генделя), а затем на некоторое время
«закрепился» в сонатно-симфоническом цикле (обычно занимал третью часть в
четырёх частном цикле). В сюите довольно часто за первым менуэтом следовал
второй, в той же тональности или в тональности квинтой ниже главной (но не
квинтой выше). Если первый менуэт в мажоре, то второй нередко пишется в одноимённом
миноре. Второй менуэт чаще всего назывался – трио. В дальнейшем форма менуэта
была развита в операх и балетах Глюка, и ранних симфониях Гайдна, у которого
менуэт нередко приобретает оживлённый и бодрый характер, приближаясь по стилю к
крестьянскому танцу. Гайдн первым ввёл менуэт в свои симфонии. Моцарт внёс в
менуэт лирические, а иногда даже мужественные интонации. Бетховен в своих
симфониях постепенно трансформировал менуэт – в скерцо. Позднее, в XIX веке, менуэты писали
Чайковский, Глазунов, Дебюсси, Сати и другие композиторы.
Из русских композиторов
выдающиеся менуэты писали также Глинка и Рубинштейн. В настоящее время менуэт,
как танец, вышел из моды, но форма менуэта в музыке, балете и танцевальном
искусстве отнюдь не забыта.
Менуэт, царивший в Европе до
французской революции, в пушкинское время сменил полонез.
Полонез – польский танец. В
«Правилах для благородных общественных танцев…», изданных в 1825 году,
говорилось: «Со времени перемен, последовавших у европейцев, как в одежде, так
и в образе мыслей, явились новости и в танцах; и тогда польский, который имеет
более свободы и танцуется неопределённым числом пар, а потому освобождает от
излишней и строгой выдержки, свойственной менуэту, занял место первоначального
танца».
Иностранцев удивляли эти танцы, похожие
на торжественные прогулки. В начале XIX века менуэт сменился полонезом, но
характер танца оставался тем же. Англичанка Марта Вильмот так описывала
придворный бал в Петергофе 6 августа 1803 года: «Во дворец успели к семи часам,
все комнаты были открыты, и всюду толпилась такая масса людей, что едва можно
было пройти. Прибыли император, императрица, и бал открылся «длинным»
полонезом. В первой паре шёл император с моей знакомой красавицей Ададуровой,
они не танцевали, а именно шли под музыку, выписывая по залу восьмёрку, за ними
чинно выступали ещё пар шестьдесят: это было похоже на прогулку, и каждый
вельможа прошествовал передо мною несколько раз». Маркиз де Кюстин, посетивший
Россию в 1839 году, как будто вторил ей, доказывая, что более чем за тридцать
пять лет ни чего не изменилось: «Наиболее распространённый в этих краях танец
не препятствует задумчивости: танцующие степенно прохаживаются под музыку;
каждый кавалер ведёт свою даму за руку, сотни пар торжественно пересекают
огромные залы, обходя таким образом, весь дворец, ибо людская цепь по прихоти
человека, возглавляющего шествие, вьётся по многочисленным залам и галереям –
всё это называется танцевать полонез. Один раз взглянуть на это зрелище
забавно, но я полагаю, что для людей, обречённых танцевать этот танец всю
жизнь, бал очень скоро превращается в пытку».
Граф Михаил Дмитриевич Бутурлин,
воспитанный за границей, вспоминал об Одессе в 1824 году, когда ещё, там, на
балах танцевал сосланный на юг А. С. Пушкин: «Публичные балы в зале клуба (так
называемом казино) давались по официально-торжественным дням м неминуемо
открывались полонезом, т. е. хождением попарно под припев хора с
аккомпанементом оркестра: «Александр, Елисавета, восхищаете вы нас». Это было
для меня совершенно ново».
Такой порядок бала надолго
сохранился в России – в 1858 году Теофиль Готье присутствовал на балу в Зимнем
дворце: «В России балы при дворе открываются полонезом. Это не танец, а нечто
вроде процессии, имеющей свой ярко выраженный колорит. Присутствующие теснятся
по сторонам, чтобы освободить середину бального зала, где образуется аллея из
двух рядов танцующих. Когда все занимают свои места, оркестр играет музыку в
величественном и медленном ритме, и процессия начинается. Её ведёт император,
дающий руку княгине или даме, которой он желает оказать честь… За императорской
семьёй шли офицеры высшего состава армии и охраны дворца, высшие должностные
лица, каждый из которых подавал руку даме. Всё это сплошь были военные мундиры,
золотые позументы, эполеты, усеянные бриллиантами орденские планки, знаки
отличия, украшенные эмалью и драгоценными камнями, образующие на груди очаги
света. Некоторые лица из самых высших чинов на вороте носят орден, очень
почётный, но ещё более свидетельствующий о дружеском расположении к ним:
портрет царя в оправе из бриллиантов, но таких орденов мало, их можно
сосчитать. Процессия продвигается, и к ней присоединяются новые пары:
какой-нибудь господин отделяется от зрителей, подаёт руку даме, стоящей
напротив, и новая пара пускается в путь, замедляя или убыстряя шаги, в ногу с
теми, кто идёт впереди. Наверное, не так-то просто идти, касаясь друг друга
лишь кончиками пальцев, под огнём тысячи глаз, с такой лёгкостью становящихся
ироничными: здесь видны как на ладони самая малая неуклюжесть в движениях,
самая лёгкая не уверенность в ногах, самое неуловимое непопадание в такт.
Военная выправка спасает многих, но какая трудность для дам! Однако большинство
превосходно выходит из положения, и о многих дамах можно сказать: «Et vera incessu patuit dea» (Богиню видно по
походке. Вергилий. – Лат.). Женщины шествуют под перьями, цветами,
бриллиантами, скромно опустив глаза или блуждая ими с видом совершенной
невинности, лёгким движением тела или пристукиванием каблука управляют волнами
шёлка и кружев своих платьев, обмахиваясь веерами также не принуждённо, как
если бы они прогуливались в одиночестве по аллее парка. Пройти с благородством,
изяществом и простотой, когда со всех сторон на вас смотрят! Даже большим
актрисам не всегда это удавалось».
В XVII веке распространились новые, более
свободные танцы: паспье, мюзет, ригодон, контрданс, экосез, лендлер. Если в XVII веке балы устраивались
только в аристократическом обществе, то с начала XVIII века всё большее значение
приобретали публичные платные балы. Первый такой бал состоялся в Париже в 1715
году. А ы 1797 году их было уже устроено 684. В 1768 году в Париже открылось
первое социальное помещение для балов, названное английским словом Vauxhall, означавшим место
общественных увеселений. После Великой Французской революции танцы стали
утрачивать аристократически-величественный характер. Распространялись
ритмически живые, естественные танцы – тамкет, матредур, различные французские
кадрили, лансье, галоп, канкан, полька. С середины XIX века самым популярным бальным танцем
стал вальс (с его многочисленными вариациями), вытеснивший гавот и менуэт.
Мазурка – польский народный
танец. Название произошло от жителей Мазовии – мазуров, у которых впервые
появился этот танец. Музыкальный размер – ¾ или 3/8, темп быстрый. Частые
резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта. В XVII веке мазурка вошла в
цикл польских крестьянских танцев. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах
Европы. На самом деле под названием «мазурка» скрываются сразу 3 национальных
польских танца. Первый из них – мазур. Оберек – разновидность мазура, с более
прихотливым ритмическим рисунком и характерным акцентом на третьей доле каждого
второго такта. Куявяк – лирическая, медленная мазурка, трёхдольность близка к
вальсовой; танец размышление или танец-воспоминание. Мазурке принадлежала
огромная роль в процессе утверждения самобытности польской музыкальной
культуры. Мазурка в классической музыке более всего связана с именем польского
композитора Ф. Шопена, написавшего более 60 мазурок. Для него, истинного сына
польского народа, мазурка была подобна странице из личного дневника, в мазурке
он высказывался как художник и человек, глубоко любящий свою родину. Мазурка
Шопена всегда камерна, в отличие от его же полонезов – танцев большого
масштаба, крупной формы. Композитор использует характерные черты всех видов
мазурки, часто сочетая их в одном произведении. Сам Шопен разделял свои мазурки
на 3 основных типа: сельские зарисовки-картинки («обрезки»), городские
(блестящие) и лирические мазурки. В мазурках всегда характерен острый ритм,
акцентировка, пунктирность, прихотливость ритмического рисунка, народные лады
(в частности фригийский и лидийский, а так же венгерская гамма и мажоро-минор),
субдоминантовая (плагальная) сфера гармонии. Драматургия яркая, конфликтная; в
одной мазурке может сочетаться несколько контрастных эпизодов.
Этранж – появился во Франции в
городе Маннья-л` Этранж в XIX
веке. В России танец этранж завоевал популярность как новый салонный танец. В
1910 году его танцевали во всех ресторанах и кабаках Москвы и Петербурга. В
начале танца кавалер и дама становятся друг против друга, держась руками. 1
фигура: при счёте – раз, кавалер и дама выставляют прямо перед собой правую
ногу, при счёте 2 – ставят на прежнее место, при счёте 3 – выставляют левую
ногу, при счёте 4 – опять ставят на прежнее место. Фигура 2: кавалер отнимает
свою левую руку от правой руки дамы и делает вместе с дамой 4 шага вперёд, при
четвёртом шаге повёртывается к даме, берёт её за руки как вначале танца. Эти
две фигуры повторяются. 3 фигура: кавалер и дама отходят друг от друга делая
два па польки всё время оставаясь лицом к лицу при каждом па польки
прихлопывают в ладоши по 3 раза, после этого идут навстречу друг другу делая 3
шага, при третьем шаге ударяют в ладоши один раз, становясь так, чтобы левое
плечо кавалера было рядом с левым плечом дамы и удаляясь вперёд друг от друга
делают одно па польки и 2 шага, и отступают назад, делая те же па и становятся
друг перед другом берясь руками как вначале.
Галоп – быстрый бальный танец,
популярный в XIX веке.
Исполняется в стремительном скачкообразно движении. Возник во Франции в начале XIX века, а потом
распространился по Европе. Особенно модным был в Германии. Галоп танцуется
большим количеством людей, которые делятся на пары. Эти пары двигаются строго
по кругу скачкообразными движениями. Сам галоп очень похож на другой быстрый и
массовый танец, на польку, элементы которого «вкраплены» в галоп. Этот танец
очень часто стал включаться в произведения классической музыки: больше всего
выделяются галопы Штрауса и Листа.
Кадриль – парный танец, некогда
салонный, со временем распространившийся в народе, видоизменённый в движениях и
манере исполнения, но сохранивший композиционные особенности исторического
танца. Музыкальный размер кадрили – 2/4, иногда 6/8. Исполняется чётным
количеством пар. В кадрили может быть от 5 до 12 фигур и характерная
композиция, в зависимости от местности, где её танцуют. В качестве народного
танца кадриль имеет множество разновидностей: русская, украинская, белорусская,
литовская, и даже – американская (square dance, что означает «квадратный танец»). Каждый из вариантов
отличается самобытностью и разнообразием. Кадриль возникла во Франции, как
бальный танец, образовавшись от английского контрданса. Контрданс танцевали в XVII веке английские
крестьяне, а кадриль распространилась в салонах Франции и других европейских странах
в XVII
– XIX веках.
Пары танцующих располагались по четырёхугольнику напротив друг друга и
поочерёдно исполняли свои партии. Кадриль состояла из пяти фигур, каждая из
которых завершалась общим движением, объединяющим всех танцоров. Вначале фигуры
были достаточно сложные и назывались Le Pantallon (Штаны – по названию известной песни), L`été (Лето), La Poule (Курица – тоже в связи
с песней), La Pastourelle
(Пастораль) и Finale
(Финал), с включением в него танцмейстером Треницем фигуры, названной его
именем La Trénis. Не смотря на трудность
освоения фигур, движения должны были быть идеально отработаны и доведены до
совершенства салонными танцорами. Со временем кадриль сильно изменилась,
названия фигур были заменены на цифры, одни движения исчезли, другие были
упрощены. В России кадриль танцевали даже в ассамблеях Петра I в начале XVIII века, она стала одной из самых
любимых народных плясок.
Полька – быстрый, живой
среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Музыкальный размер
польки – 2/4. Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала самым
известным народным танцем. Польки писал Иоганн Штраус I и его сын Иоганн Штраус II. Этот жанр часто
встречается в творчестве чешских композиторов – Бедржиха Сметаны, Антонина
Дворжака и др. В России полька появилась в 1845 году. Этот танец тогда очень
модный во Франции – привёз из поездки в Париж знаменитый танцовщик Николай
Осипович Гольц; он поставил его на сцене, а потом распространил в великосветском
петербургском обществе, и высший аристократический свет в скором времени
затанцевал польку на балах и в салонах.
Вальс (фр. Valse) – общее название бальных и
народных танцев музыкального размера ¾, исполняется преимущественно в закрытой
позиции. Наиболее распространена фигура в вальме – полный оборот в два такта с
тремя шагами в каждом. История вальса неразрывно связана с творчеством венских
композиторов – Й. Ланнера, И. Штрауса – отца и сына. Вальс стал популярен в
Австрии в 80-х годах XVIII
века. В Вене организуются многочисленные балы по профессиональному признаку
(Бал прачек, Бал кондитеров и т. д.). Затем вальс распространился по всему
европейскому континенту. Позднее были созданы многие разновидности вальса. Его
в основном танцевали аристократы на балах. После мгновенной популярности, вальс
попал в волну критики со стороны церкви. Его называли «вульгарным»,
«развратным», нарушающим все принятые моральные нормы. При этом буржуазия с
радостью приняла этот немецкий танец. Так, уже к концу XIX века вальс
стал полноправным танцем на придворных балах.
С конца XIX начала XX века значительное влияние на развитие
бальных танцев оказали страны Северной и Южной Америки. Появились танцы:
вальс-бостон, тустеп, уанстеп, блюз, фокстрот, квик-степ, чарлстон и другие. В XX веке распространились:
бостон, танго, а после Первой Мировой войны – румба и самба.
Материал исполнен с
использованием сайтов: LIVEJOURNAL,
RAINBOWAY, hnb.cjm.ua