Этот блогг создан для хранения и личного пользования музыкальными произведениями собственной оцифровки. Посетителям блогга предоставляется право на бесплатное скачивание и личное пользование моим архивом. Распространению и тиражированию записи не подлежат.
Отдельный Показательный оркестр Министерства
Обороны СССР – С. Чернецкий – Марши военных лет, 1975 LP
АННОТАЦИЯ К ПЛАСТИНКЕ
Свой долголетний творческий путь
С. А. Чернецкий (1881 – 1950) начал ещё в русской армии в 1900 году в должности
военного капельмейстера оркестра артиллерийской бригады. Вся его жизнь была
отдана беззаветному служению отечественной военной музыке, для развития которой
он так много сделал.
В первые годы своего существования
военные оркестры Красной Армии испытывали острый недостаток в кадрах военных
музыкантов и дирижёров. Чернецкий деятельно участвует в создании двух
военно-музыкантских школ: в Петрограде и Ташкенте. При 8-й Петроградской
пехотной школе командного состава создаётся военно-капельмейстерский класс
численностью в 30 человек. Его руководителем и ведущим педагогом становится С.
А. Чернецкий.
По предложению Семёна
Александровича создаётся художественный совет, который возглавил крупнейший
русский композитор А. К. Глазунов. Совет сыграл большую роль в подборе
репертуара военных оркестров.
В 1924 году С. А. Чернецкому
поручается руководство военно-оркестровым делом во всей армии. С этого времени
начинается его неутомимая и плодотворная деятельность на посту инспектора
военных оркестров РККА.
С. А. Чернецкий внёс огромный
вклад в создание репертуара для военных оркестров и как автор произведений,
инструментовок, и как редактор многочисленных сборников служебно-строевого и
концертного репертуара. Используя песенное творчество, С. А. Чернецкий создаёт
много военных маршей.
В годы Великой Отечественной
войны, когда вся наша страна превратилась в единый военный лагерь, марш
становится одним из ведущих жанров музыки. Именно в годы войны Чернецкий пишет
свои лучшие строевые встречные марши, патриотические песни. Многие из этих
произведений посвящаются героическим подвигам наших воинов. Таковы марши «Герои
Сталинграда», «Слава Родине», «Салют Москвы», «Марш гвардейцев-миномётчиков»,
«Марш танкистов», «Марш артиллеристов» и многие другие.
Марши С. А. Чернецкого до сих пор
звучат по радио, в концертах военной музыки. Особенно широко исполняются они
военными оркестрами Армии и Флота.
Редактор С. Шилов. Редактор аннотации Н. Бриль. Художник В.
Тихомиров. Художественный редактор Е. Семенов. Технический редактор О.
Шимкевич. Корректор Н. Садилова.
Отдельный Показательный оркестр
Министерства Обороны СССР – Пьесы для духового оркестра, 1975 LP
Советская духовая музыка
справедливо может быть названа музыкальной летописью нашей страны. Главное
место в ней занимает героико-патриотическая тема. Обращение к ней композиторов
вполне понятно. Через глубокое проникновение в героическое прошлое они
стремятся к познанию современности, к отражению богатого духовного мира
советского человека.
С воплощением этой темы связано
подлинное новаторство композиторов, их борьба за высокий художественный уровень
и стилевое богатство произведений. Активная преобразующая деятельность
советских музыкантов затронула все жанры духовой музыки, будь то марш,
фантазия, сюита, увертюра, поэма или симфония.
Коренные изменения в советской
духовой музыке проявились уже в первые десятилетия существования
социалистического государства. Интонационное обновление произведений на основе
революционных, народных и советских массовых песен явилось характерной чертой
нового художественного стиля. Оно определило содержание творческого процесса в
период с 1917 по 1941 год, когда происходило становление новой общественной
функции духовой музыки и кристаллизировались её жанры.
Пожалуй, никогда в духовой музыке
советские композиторы не достигали таких высоких художественных результатов,
как в годы Великой Отечественной войны. Назовём, прежде всего, марши Н. П.
Иванова-Радкевича «Капитан Гастелло», «Народные мстители», «Родная Москва» и
«Победный», отмеченные Государственной премией, а также произведения других
композиторов, способствующие утверждению в массах идеи патриотизма.
Современный период в советской
духовой музыке характеризуется появлением ряда значительных произведений,
созданных представителями различных национальных композиторских школ. Ведущую
роль в эволюции советской духовой музыки играет русская школа. Её творческие
принципы нашли яркое проявление в творчестве Б. Кожевникова, Г. Сальникова, Е.
Макарова, М. Готлиба, Г. Калинковича, З. Бинкина и Б. Диева.
Среди произведений для духового
оркестра Б. Кожевникова (родился в 1906 г.) важное место занимают четыре
симфонии, «Былина о воинском подвиге», «Героическая поэма», увертюры, фантазии,
рапсодии, марши и другие сочинения.
«Приветственная увертюра» (1961
г.) – одно из популярных произведений, в котором лаконизм сочетается с глубиной
высказывания. Краткость этого сочинения обусловлена сравнительно небольшими по
масштабу темами. Вступительная фанфара, жизнерадостная главная и мужественная,
величественная побочная темы интенсивно развиваются, обнаруживая первоначально
скрытые, глубинные выразительные свойства мелодии, гармонии, ритмики и
инструментовки.
Для характеристики творчества Г.
Сальникова (родился в 1923 г.) определяющими являются «Русское каприччио»,
«Кавказская фантазия», «Героическое скерцо», «Сюита о Москве» и ряд других
сочинений.
Концертный марш «Василий Тёркин»,
написанный им в 1959 году, развивает лучшие традиции этого жанра. Опираясь на
ритмы и интонации народных и солдатских песен, автор создал запоминающиеся
темы, раскрывающие идейно-эмоциональный образ литературного героя поэмы А.
Твардовского.
Основой марша служит задорная,
энергичная музыка первой части, изложение которой всякий раз варьируется при
повторении. Ей противопоставлены искрящаяся юмором вторая тема (соло флейты-пикколо
и малого кларнета) и выразительная мелодия трио. Передавая характер жанровых
сцен литературного произведения, автор преодолевает установившиеся традиции в
композиционной схеме и инструментовке марша. Отсюда насыщение фактуры
элементами подголосочной полифонии, активное ладо-тональное и жанровое
преобразование тематизма, подчеркивающие художественный замысел.
В творчестве для духового
оркестра Е. Макарова (родился в 1912 г.) выделяются «Пассакалия и фуга», а
также увертюры, сюиты и марши. «Героическая увертюра» (1957 г.) написана к
40-летию Великой Октябрьской социалистической революции; несколько позже
сделана вторая редакция (1963 г.). Все темы этого сочинения основаны на
интонациях революционных песен, что позволяет автору создать обобщённые образы,
воплощающие стойкость и мужество революционеров, героизм народных масс.
Главное значение в увертюре
приобретает мелодия «Варшавянки». Можно предположить, что текст этой песни
послужил автору своеобразной программой, определившей смысловую направленность
тематического развития. От мрачного, томительного, гнетущего настроения во
вступлении увертюры автор ведёт слушателя к чувству торжества, победы в
заключении.
Многообразно проявляется в
области духовой музыки творчество М. Готлиба (родился в 1907 г.). Здесь можно
назвать «Сюиту на народные темы», торжественную увертюру «Слава», марш
«Бескозырка», «Серенаду», «Бурлеску», «Каприччио».
Фантазия на темы песен Т.
Хренникова» (1974 г.) создана на материале трёх песен: «Поезд идёт всё быстрее»
(из кинофильма «Поезд идёт на восток»), «Прощание» и «Есть на севере хороший
городок». Сдержанное вначале звучания первой маршеобразной темы постепенно, в
результате контрастных сопоставлений с двумя другими темами приобретает
торжественный, ликующий характер. Вариационное изложение каждой темы позволяет
автору выявить эмоциональные оттенки повторяющихся куплетов, раскрыть богатые
колористические возможности духового оркестра.
Жанровое разнообразие присуще
творчеству Г. Калинковича (родился в 1917 г.). Среди его произведений можно
выделить симфонию-поэму «Огненные годы», увертюру «Праздник Победы», сюиту «Ленинское племя молодое», концерты,
фантазии, рапсодии, марши.
«Торжественно-героическая
увертюра» (1965 г.), написанная к 20-летию Победы в Великой Отечественной
войне, посвящена генералу Д. В. Карбышеву. Образ этого стойкого, мужественного
борца и патриота находит яркое воплощение в музыкальной драматургии
произведения. Обострённое сопоставление контрастных тем намечается уже в
главной партии, проникает в побочную и достигает наивысшей степени напряжения в
среднем разделе увертюры (фугато). Скорбные интонации плача (валторны)
сменяются реквиемом (соло тромбона). Как реминисценция, вновь возникают
основные темы произведения. Широкая мелодическая основа побочной партии трансформируется
в песню-марш. Обновлённая тема символизирует в коде увертюры радость и
торжество народа-победителя. Она подводит смысловой итог произведения: в
победной песне – павших имена.
Различные жанры духовой музыки
охватывает и творчество З. Бинкина (родился в 1913 г.). Им написаны увертюры,
сюиты, фантазии, рапсодии, симфониетта, а также более двадцати маршей.
Марш «Русский воин» (1972 г.)
посвящён советским пограничникам. В этом произведении органично сочетаются
высокие художественные достоинства и необходимые маршу строевые качества
музыки. Зерном развития здесь служит сопоставление ритмически чёткого,
энергичного начала первой темы и противоположного по характеру, певучего её
продолжения. Удачное применение автором многих выразительных средств, свойственных
русской народной песне, может свидетельствовать об успешной разработке
фольклорных истоков в советской духовой музыке.
Автором многих популярных
произведений является Б. Диев (родился в 1924 г.). Духовыми оркестрами часто
исполняются его увертюры («Юбилейная», «Край родной», «Цвети, Отчизна»),
фантазии («Дружба народов», «Подвиг народа»), марши «Солдатская дружба» и «На
страже мира».
«Русская увертюра» (1967 г.)
прозвучала в канун 50-летия Великого Октября. В ней с первых тактов слушателя
покоряет интонационная выразительность начальной темы, на основе которой
созданы главная и побочная партии. Эта же мелодия величественно звучит в конце
произведения. Своеобразным тематическим обрамлением автор достигает целостности
и необычайной экпрессивности всего сочинения.
Отдельный показательный
оркестр Министерства обороны СССР –
Отдельный Показательный оркестр Министерства Обороны СССР
ведущий творческий коллектив, давший путёвку в жизнь многим
произведениям, составляющим золотой фонд советской духовой музыки. Он был
создан по инициативе заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора,
генерал-майора С. А. Чернецкого в сентябре 1935 года.
Уже тогда оркестр неизменно
радовал исполнительским мастерством миллионы слушателей. Особенно успешно он
выступил на Всеармейском конкурсе и был награждён серебряными фанфарами (1938
г.).
В годы войны оркестр дал более
1500 концертов в составе концертных бригад, выезжавших на фронт и прифронтовые
города, исполняя произведения по радио. Концерты замечательного коллектива
хорошо помнят воины Московской Пролетарской дивизии (1941 г.), соединений и
частей, оборонявших Москву. Военные музыканты были частыми гостями в 1-й
Ударной армии (1942 г.).
Ныне слава этого коллектива
далеко перешагнула рубежи нашей Родины. С его исполнительской культурой знакомы
трудящиеся ЧССР и других братских социалистических стран, рабочие Парижа и
многих культурных центров Европейского континента.
Художественный руководитель,
главный военный дирижёр, народный артист РСФСР, генерал-майор Н. М. Назаров и
начальник оркестра, заслуженный артист РСФСР, полковник Н. П. Сергеев известны
как мастера своего дела. Их вдохновенный труд в сочетании с исполнительским
искусством музыкантов позволяет правдиво и художественно убедительно довести до
сознания и чувства широких народных масс подлинную гражданственность музыки, раскрыть
общественную и эстетическую значимость произведений, созданных для духового
оркестра советскими композиторами.
Е. Аксенов
Художественный руководитель и дирижёр Николай Назаров
Дирижёр Николай Сергеев
Носитель: Audio LP
Страна: СССР
Год выпуска: 1975
Лэйбл: Всесоюзная фирма грампластинок «МЕЛОДИЯ»
Порядковый номер: 33С 10 - 06071 – 72
Матричный номер: 33С 10 - 06071 – 72
Жанр: марши, оркестровые
произведения
Формат: MP3 320 kbps – очищено от шумов и тресков
Аудиокодек:
FLAC
(*.flac) – копия записи с пластинки
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hzlossless
Размер файла: MP3 – 302,3 Мб, FLAC
– 551,8 Мб
Продолжительность: 47:08
Треклист:
Сторона 1
01. Б. Кожевников – Приветственная увертюра (2.52)
02. Г. Сальников – Марш «Василий Тёркин» (4.21)
03. Е. Макаров – Героическая увертюра (8.10)
04. М. Готлиб – Фантазия на темы песен Т. Хренникова (7.40)
Дирижёры: Н. Назаров (1, 3), Н. Сергеев (2 – 4)
Сторона 2
05. Г. Калинкович – Торжественно-героическая увертюра памяти
генерала Карбышева (14.21)
06. З. Бинкин – Марш «Русский воин» (3.47)
07. Б. Диев – Русская увертюра (5.57)
Дирижёры: Н. Сергеев (1, 3). Н. Назаров (2)
Отдельный Показательный оркестр Министерства Обороны СССР
Всесоюзная студия грамзаписи
Редактор С. Шилов
Арт. 36-8 Цена 1
руб. 45 коп.
Альбом для оцифровки предоставлен Ралдугиным Василием
Николаевичем из личной коллекции.
Отдельный Показательный оркестр
Министерства Обороны СССР – Старинные русские марши и вальсы, 1975 LP
Слушая популярные старинные марши
и вальсы, записанные на предлагаемой пластинке, трудно остаться равнодушным и
не ощутить объятия этих, на первый взгляд, непритязательных, но очаровательных
в своей непосредственной искренности мелодий. Именно в силу этих качеств многие
из записанных на пластинку произведений, не смотря на свою многолетнюю «жизнь»,
пользуются неизменной любовью слушателей и не выходят из репертуара современных
духовых оркестров.
Программа записана в исполнении
Отдельного показательного оркестра Министерства обороны СССР под управлением
Главного военного дирижёра, заслуженного деятеля искусств РСФСР, генерал-майора
Николая Михайловича Назарова и начальника оркестра, заслуженного артиста РСФСР,
полковника Николая Петровича Сергеева.
Отдельный показательный оркестр
создан в 1935 году. Его первым художественным руководителем был заслуженный
деятель искусств РСФСР, профессор, генерал-майор Семен Александрович Чернецкий.
Благодаря умелой педагогической и
дирижёрской деятельности руководителей, творческому энтузиазму и
исполнительскому таланту музыкантов, оркестр завоевал широкую популярность у
массовой аудитории слушателей.
В концертах оркестра не раз
принимали участие известные советские музыканты Г. Рождественский, Н. Рахлин,
К. Иванов, И. Козловский, И. Архипова, А. Эйзен, Д. Ойстрах, Л. Оборин.
Многие сочинения советских
композиторов для духового оркестра, в том числе Д. Шостаковича, Г. Глиэра, А.
Хачатуряна, В. Мурадели, Д. Кабалевского, Н. Иванова-Радкевича, впервые
прозвучали в исполнении Отдельного показательного оркестра Министерства обороны
СССР. Многие сотни концертов дал коллектив в войсках военных округов и флотов.
Оркестр – постоянный участник военных парадов на Красной площади, многих
общественно-политических, культурно-массовых и спортивных мероприятий.
Концертные программы
Отдельного показательного оркестра разнообразны и включают произведения русской
и зарубежной классической музыки, советских композиторов. Основное место в
репертуаре коллектива занимают сочинения на военно-патриотическую тему.
Прекрасный интонационный
строй, ансамблевая слаженность, многообразие динамических оттенков - эти
качества в первую очередь привлекают в исполнительском стиле Отдельного
показательного оркестра, одного из замечательных концертных коллективов нашей
страны.
Носитель: Audio LP
Страна: СССР
Год выпуска: 1975
Лэйбл: Всесоюзная фирма грампластинок «МЕЛОДИЯ»
Порядковый номер: С10-06093 – 94
Матричный номер: С10-06093 – 94
Жанр: марши, вальсы
Формат: MP3 320 kbps – очищено от шумов и тресков
Аудиокодек:
FLAC
(*.flac) – копия записи с пластинки
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hzlossless
Размер файла: MP3 – 186,3 Мб, FLAC
– 667,7 Мб
Продолжительность: 44:32
Сканы конверта взяты из сети интернет
Треклист:
Сторона 1
Старинные марши
01. Марш 16-го Ладожского полка (2.03)
02. Суворов (В. Гуревич) (3.45)
03. Богдан Хмельницкий (2.44)
04. Марш 108-го Саратовского полка (3.06)
05. Марш суворовцев (В. Фурман) (2.41)
06. Герой (3.31)
07. Скорый марш (А. Соколов) (3.39)
Сторона 2
Старинные вальсы
08. Царица бала (В. Беккер) (4.04)
09. Над волнами (Ю. Розас) (6.58)
10. Голубая даль (И. Чернецкий) (3.48)
11. Герольд (Давингоф)
(5.20)
12. Грусть (Н. Бакалейников) (2.53)
Отдельный Показательный оркестр Министерства Обороны СССР
Художественный руководитель Н. Назаров, дирижёр Н. Сергеев
(1 – 7)
Художественный руководитель и дирижёр Н. Назаров (8 – 12)
Отдельный Показательный оркестр
Министерства Обороны СССР – Произведения, советских композиторов, 1979 LP
Отличная черта советской духовой
музыки – симфонический метод оркестрового мышления. Именно этим можно объяснить
значительность и высокую идейность сочинений советских композиторов для
духового оркестра, правдивость музыкальных образов, глубокое проникновение в
природу духовых инструментов и оркестра в целом.
Овладение симфонизмом позволило
по-новому использовать выразительные возможности духового оркестра в
произведениях крупных и малых форм. Оно в значительной мере определило
творческие принципы таких композиторов, как Б. Кожевников, М. Готлиб, Г.
Калинкович и В. Пескин.
В советской духовой музыке Б.
Кожевников, вслед за Н. Мясковским, один из первых обратился к жанру симфонии.
Его Первая симфония, посвящённая подвигам комсомольцев в Великой Отечественной
войне, была написана к 25-летию ВЛКСМ; Вторая, «Победная» симфония прозвучала в
памятном 1945 году. Третья симфония – «Славянская» (1958 г.) – воплотила идею
дружбы народов, их борьбы за мир. Не прибегая к цитированию, автор сумел
создать характерные темы, близкие песням и танцам славянских народов. Единство
их ритмо-интонаций способствует цельности четырёхчастного цикла.
В исполнительской практике широко
бытуют Концерт и Скерцо для трубы в сопровождении фортепиано композитора В.
Пескина. Оркестровая транскрипция второй части Концерта, «Ноктюрна» и Скерцо
неожиданно открыла новые выразительные грани этих пьес. На фоне детально
разработанной оркестровой ткани партия трубы стала более рельефной и яркой.
Необычайное мастерство народного артиста РСФСР Т. Докшицера, в совершенстве
владеющего инструментом, вдохнуло новую жизнь в эти произведения.
Творчество М. Готлиба отличается
богатством и разнообразием жанров, мелодической щедростью, тонким ощущением
красочной палитры звучания духового оркестра. Эти качества присущи «Серенаде» и
«Бурлеске», впечатляющим колоритными и свежими тембровыми эффектами,
ритмической изобретательностью.
Многообразно раскрывается композиторское
дарование Г. Калинковича в Концерте-каприччио на тему Паганини для
саксофона-альта и духового оркестра. Девять виртуозных вариаций захватывают
воображение слушателя, вовлекая его в интереснейшее соревнование солиста и
оркестра. В исполнении лауреата Всесоюзного и Международного конкурсов М.
Шапошниковой особенно ярко переданы смена чувств и настроений, контрастные
сопоставления и, вместе с тем, единство эмоционально-образного развития в этом
вариационном цикле.
Первый Отдельный показательный
оркестр Министерства обороны СССР, давший путёвку в жизнь многим
произведениям, был создан по инициативе заслуженного деятеля искусств РСФСР,
профессора, генерал-майора С. А. Чернецкого в сентябре 1935 года.
Уже тогда оркестр неизменно
радовал исполнительским мастерством миллионы слушателей. Особенно успешно он
выступил на Всеармейском конкурсе и был награждён серебряными фанфарами (1938
г.).
В годы войны оркестр дал более
1500 концертов в составе концертных бригад, выезжавших на фронт и в прифронтовые
города, часто выступал по радио. Концерты замечательного коллектива хорошо
помнят воины Московской Пролетарской дивизии (1941 г.), соединений и частей,
оборонявших Москву. Военные музыканты были частыми гостями в Первой ударной
армии (1942 г.).
Ныне слава этого коллектива
далеко перешагнула рубежи нашей Родины. С его исполнительской культурой знакомы
слушатели братских социалистических стран, многих стран Европейского
континента.
Огромным успехом пользовались
выступления на стройке века – Байкало-Амурской магистрали, в Средней Азии и в
Прибалтике. Большую работу коллектив проделал при создании новой музыкальной
редакции Государственного гимна СССР.
Блестящие выступления оркестра
слышали делегаты VIIвнеочередной сессии Верховного Совета СССР, принявшей новую
Советскую Конституцию, а также участники торжественных заседаний в Кремлёвском
Дворце съездов в дни празднования 60-летия Великой Октябрьской социалистической
революции и Вооружённых Сил СССР. Ныне интересные программы оркестр подготовил
к 60-летию Ленинского комсомола.
Художественный руководитель,
главный военный дирижёр, заслуженный деятель искусств РСФСР полковник Н. М. Михайлов
и начальник оркестра, заслуженный артист РСФСР подполковник А. В. Мальцев
успешно продолжают традиции коллектива. Они безупречно владеют дирижёрским
искусством и вместе с музыкантами убедительно раскрывают перед слушателями
эстетическую и гражданскую значимость исполняемых произведений.
Е. Аксенов, кандидат искусствоведения
Главный дирижёр Николай Михайлович МИХАЙЛОВ
Дирижёр Анатолий Васильевич МАЛЬЦЕВ
Носитель: Audio LP
Страна: СССР
Год выпуска: 1979
Лэйбл: Всесоюзная фирма грампластинок «МЕЛОДИЯ»
Порядковый номер: С 10 - 12133 – 34
Матричный номер: С 10 - 12133 – 34
Жанр: классика
Формат: MP3 320 kbps – очищено от шумов и тресков
Аудиокодек:
FLAC
(*.flac) – копия записи с пластинки
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hzlossless
Размер файла: MP3 – 249,6 Мб, FLAC
– 514,6 Мб
Продолжительность: 42:45
Треклист:
Сторона 1
01. Б. Кожевников – Симфония № 3 «Славянская» (13.26)
1. Allegro.
2. Вальс. 3. Скерццо. 4. Allegro.
02. В. Пескин – Ноктюрн (5.35)
03. В. Пескин – Скерцо (3.14)
Сторона 2
04. М. Готлиб – Серенада (4.45)
05. М. Готлиб – Бурлеска (3.11)
06. Г. Калинкович – Концерт-каприччио на тему Паганини для
саксофона-альта и духового оркестра (12.14)
Т. Докшицер, труба (2, 3)
М. Шапошникова, саксофон (6)
Дирижёры: Н. Михайлов (1 - 3), А. Мальцев (4 – 6)
Отдельный Показательный оркестр Министерства Обороны СССР
Первый Отдельный Показательный
оркестр Министерства Обороны СССР (USSRDefenceMinistryBrassBand) – Марши и вальсы (Marches And Waltzes), 1980 LP
На этой пластинке записаны марши
и вальсы советских композиторов Георгия Свиридова, Давида Тухманова, Булата
Окуджавы, Валерия Петрова, Виктора Шепелева, Кирилла Молчанова, Евгения
Жарковского, Григория Калинковича, последователей традиций русских мастеров
музыкального искусства. Первый Отдельный Образцовый Показательный оркестр
Министерства Обороны СССР собрал всю лучшую палитру советского духового
музыкального жанра. Оркестром обработаны и блестяще исполнены современные
композиции, переложенные на марши и вальсы. Оригинальное стилевое мастерство
всего коллектива подтверждает высокую профессиональную подготовку и слаженность
музыкантов.
Николай Михайлович МИХАЙЛОВ
Анатолий
Васильевич МАЛЬЦЕВ,
Анатолий Васильевич МАЛЬЦЕВ
заслуженный деятель искусств
РСФСР, профессор, полковник. Отличался от всех деятелей музыкального искусства
скромностью, простотой и доступностью. Поэтому его биографические данные и
жизнедеятельность не столь обширно распространены в средствах массовой
информации и во всемирной сети интернет. В средине 1960-х годов, после
окончания военно-дирижёрского факультета Московской Государственной
консерватории имени П. И. Чайковского Анатолий Васильевич был направлен для
прохождения дальнейшей воинской службы в одну из частей Прибалтийского военного
округа. По сложившейся традиции сводный военный оркестр города Риги ежегодно
принимал активное участие в республиканском празднике песни и танца Латвийской
ССР. Это грандиозное творческое мероприятие на заключительном концерте
объединяло до 30-ти и более тысяч исполнителей. Торжественная часть праздника,
а также отдельные номера его
разнообразной программы, включающей
выступление многочисленных хоровых и танцевальных коллективов,
проводились в сопровождении оркестра. Игра сводного оркестра Рижского гарнизона
под руководством старшего лейтенанта Анатолия Васильевича Мальцева,
участвовавшего и в других культурно-массовых мероприятиях города, всегда отличалась
хорошей исполнительской культурой – чистотой интонации, ансамблевой
слаженностью, умением раскрыть художественные достоинства исполняемых
произведений. Большое впечатление оставляла и внешняя сторона оркестра –
чёткость воинского строя, подтянутость музыкантов. За тем талантливый дирижёр
работал начальником военного оркестра Серпуховского военного училища ракетных
войск. В конце 1960-х годов А. В. Мальцев назначается Инспектором
военно-оркестровой службы Московского Военного округа, начальником и главным
дирижёром Оркестра штаба Ордена Ленина Московского военного округа. Коллектив
под руководством Анатолия Васильевича постоянно принимал участие в различных
конкурсах и фестивалях г. Москвы. Так Оркестр Ордена Ленина Московского
военного округа главным дирижёром которого был майор Анатолий Васильевич
Мальцев был отмечен на Конкурсе штатных военных оркестров Вооружённых Сил СССР,
проведённом в 1970 году в ознаменование 100-летия со Дня рождения В. И. Ленина
и 25-ления Победы советского народа в Великой Отечественной войне. По итогам
конкурса коллектив занял почётное второе место. В этом конкурсе принимали
участие все штатные оркестры Советской Армии и Военно-Морского флота. В 1977
году Анатолий Васильевич назначается начальником и главным дирижёром Первого Отдельного
показательного оркестра Министерства Обороны СССР. В это время оркестр с
удивительным постоянством гастролировал как в СССР, так и за рубежом.
Неоднократно выступал перед воинами интернационалистами в Афганистане, перед
строителями Байкало-Амурской магистрали, выезжал с концертными программами в
ГДР, на Кубу и другие страны социалистического содружества. В 1985 году
коллектив с успехом гастролировал по городам Сибири, дал несколько концертов в
Тюменской области, в Сургуте. Между музыкантами и командованием оркестра были
прекрасные и тёплые взаимоотношения. Коллектив был в зените своей творческой
славы. И вдруг, как гром среди ясного неба; сначала в узком кругу, а потом и
личному составу оркестра полковник А. В. Мальцев объявил о предложении Главного
Политического управления Советской Армии и Военно-Морского флота возглавить
Краснознамённый ансамбль песни и пляски имени А. В. Александрова. У Анатолия
Васильевича не было желания покидать родной коллектив, и он долгое время не
давал согласия. Тогда начальник военно-оркестровой службы СССР генерал-майор
Николай Михайлович Михайлов решил провести конкурс на замещение вакантной
должности. Были приглашены несколько известных ведущих военных дирижёров. На
основании итогов конкурса в 1985 году полковник Анатолий Васильевич Мальцев
возглавил Краснознамённый ансамбль песни и пляски имени А. В. Александрова.
Этим ансамблем он руководил до 1992 года. После увольнения из Вооружённых Сил в
запас, продолжал работать на военно-дирижёрском факультете Московской
консерватории преподавателем.
Умер Анатолий Васильевич в 2015
году.
Носитель: Audio LP
Страна: СССР
Год выпуска: 1980
Лэйбл: Всесоюзная фирма грампластинок «МЕЛОДИЯ»
Порядковый номер: С60 – 13745 – 46
Матричный номер: С60 – 13745 – 46
Жанр: марши, вальсы
Формат: MP3 320 kbps – очищено от шумов и тресков
Аудиокодек:
FLAC
(*.flac) – копия записи с пластинки
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hzlossless
Размер файла: MP3 – 109,4 Мб, FLAC
– 378 Мб
Продолжительность: 33:54
Треклист:
Сторона 1
Марши (Marches)
01. Военный марш (Military Marches) (Г. Свиридов) (G. Sviridov)
(2.34)
02. Марш на
тему песни «День Победы» (March
on the Theme of the Song «The Victory Day») (Д. Тухманов) (D.Tukhmanov) (3.41)
03. Марш-песня из кинофильма «Белорусский вокзал» (March Song from the Film «Byelorussian
Station» (Б. Окуджава) (B.Okudjava) (2.08)
04. Спортивный марш (SportsMarch) (В. Петров) (V.Petrov)
(4.00)
05. Олимпийские чемпионы, марш (OlympicChampions, march) (В. Шепелев) (V.Shepelev) (4.03)
Сторона 2
Вальсы (Valtzes)
06. Вальс из музыки к повести А. Пушкина «Метель» (WaltzfromMusictoA.Pushkin`sStory«Snow-storm» (Г. Свиридов) (G.Sviridov) (4.00)
07. Вальс из оперы «»Зори здесь тихие» (WaltzfromtheOpera«DawnsAreQuietHere») (К. Молчанов) (K.Molchanov) (3.57)
Первый Отдельный показательный
оркестр Министерства Обороны СССР (TheUSSRDefenceMinistryBrassBand) – Сигналы и марши русской армии XIX
века (TheSignals and Marches of the 19th Century Russian Army), 1981 LP
Военная музыка в нашей стране
имеет давние традиции. Духовые и ударные инструменты имелись в княжеских
дружинах ещё со времён Киевской Руси. О трубах, как о неотъемлемой
принадлежности войска, упоминается в «Слове о полку Игореве». Музыка не только
воодушевляла воинов, но и служила важным средством управления войсками.
Выдающиеся полководцы: Пётр I, Румянцев, Суворов,
Кутузов, Скобелев – придавали большое значение военным оркестрам. Пётр I, например, не только
унифицировал штаты и составы полковых оркестров русской армии и организовал
обучение военных музыкантов, но и сам охотно играл на барабане.
Важное место отводил военным
оркестрам великий русский полководец А.В. Суворов. Известны его слова: «Бей,
барабан, музыка, греми!», «Музыка удваивает, утраивает армию».
Недаром музыкальные инструменты,
наряду с орденами и знамёнами – «штандартами», служили в русской армии символом
боевой славы. В 1737 году один из батальонов Измайловского полка за отличие при
взятии крепости Очаков был награждён серебряными трубами.
Среди жанров военной ритуальной
музыки центральное место по праву принадлежит маршу. Этот жанр, окончательно
сформировавшийся на рубеже XVII
и XVIII веков,
достигает расцвета в XIX
веке.
Маршевая музыка исполнялась не
только на учениях и парадах. По свидетельству многих очевидцев, она звучала и
на полях сражений. В боях под Финляндией (1807 г.), на Бородинском поле (1812
г.), под Кюрюк-Даром (1854 г.), под Плевной (1877 г.) и Тюренгеном (1904 г.)
маршевая музыка воодушевляла солдат и содействовала успеху боевых действий.
Марш, как никакой другой жанр
инструментальной музыки, способен мобилизовать и объединить солдат. Вот почему
в XIX веке установилась
традиция «закреплять» за каждой войсковой частью тот или иной марш, чаще всего
связанный с её боевой историей.
Так, «Парижский марш 1814 года»,
под звуки которого русские войска входили в столицу Франции, превратился в марш
30-го пехотного Полтавского полка; музыка, исполнявшаяся в 1835 году под
Калишем, становится маршем егерского Эриванского полка.
История, к сожалению, не
сохранила нам имён авторов большинства полковых маршей. Как правило, это были
капельмейстеры военных оркестров. Вместе с тем участие в создании военных
маршей принимали и выдающиеся русские композиторы, среди них Д. С. Бортнянский,
А. А. Алябьев, М. И. Глинка, П. И. Чайковский.
Интересно, однако, что русская
военная музыка связана именами не только музыкантов, но и выдающихся русских
литераторов. Это и понятно: являясь неотъемлемой составной частью русского
музыкального быта, военная музыка не могла пройти мимо внимания поэтов и
писателей, особенно тех, кто был связан со службой в армии.
А. С. Пушкин, ещё, будучи лицеистом,
часто слышал военный оркестр во время разводов караулов, а также при отправке
войск в 1812 году в действующую армию.
Л. Н. Толстой был офицером и
участвовал в Крымской войне. Широко известен его замечательный рассказ «После
бала», в котором с потрясающей достоверностью передана отвратительная картина
экзекуции, происходящей под звуки флейты и барабана. Однако великий писатель
сохранил в памяти не только отрицательные воспоминания о ритуальной музыке.
Очевидцы рассказывают, что он, находясь в хорошем настроении, нередко подходил
к роялю и наигрывал Встречный марш.
Старинные марши и военные
сигналы, записанные на предлагаемой пластинке, связаны с именами двух
замечательных русских поэтов – Дениса Ивановича Давыдова и Михаила Юрьевича
Лермонтова. О Д. И. Давыдове известно, что он служил в Кавалергардском,
Белорусском гусарском и Ахтырском гусарском полках. М. Ю. Лермонтов служил в
Нижегородском драгунском, Лейб-гвардии Гродненском гусарском и Тенгинском
пехотном полках (Полковой марш последнего, к сожалению, не сохранился). Кроме
того, оба поэта в разное время служили в Лейб-гвардии гусарском полку.
Музыку маршей этих полков, а
также военные сигналы, принятые в русской армии в первой половине XIX века, мы и предлагаем
вниманию слушателей.
В. И. Тутунов,
Заслуженный деятель
искусств РСФСР
Military music of the USSR is based on
traditions of long stranding. The troops of Kiev Princes already had brass and
percussion instruments. The trumpets as the thing integral to the army are
mentioned in “The Song of Igor`s Campaign”. Music filled soldiers with
enthusiasm and was the means of command of the troops.
The outstanding Russian military leaders –
Peter the First, Rumiantsev, Suvorov, Kutuzov, Skobelev – attached great
importance to military bands. So Peter the First unified the staff and body of
regimental bands of the Russian Army and organized the training of military
band musicians. Moreover he was also fond of playing the drum himself.
The great Russian military leader A. V. Suvorov
considered military bands to be very important. Well-known are his words, “Drum,
beat, music, thunder!”, “Music doubles and triples army forces.”
In fact in the Russian Army musical instruments
like orders and standards were considered the symbol of glory. In 1737 one of
the battalions of the Izmail Regiment was awarded the silver trumpets for
courage shown by its soldiers at the capture of the Ochakov Fortress.
Amidst the military ritual music genres the
central place is held quite deservedly by the march. This genre, which had
taken its final shape at the end of the 17th and the beginning of
the 18th centuries, flourished in the 19th century.
The march music was performed not only during
military exercises and at parades. Many people confirmed that it sounded in the
battle-fields as well. In the battles in Finland (1807), at Borodino (1812), at
Kurudere (1854), at Pleven (1877), at Thűrengen (1904) the march music inspired
the soldiers and contributed to winning the victory in hostilities.
There is no other genre of instrumental music
but the march which is capable of uniting the soldiers .That is why in the 19th
century tradition was established to attach to each military unit a march
usually connected with the regiment`s history.
So, the Paris March of 1814 to the sounds of
which Russian troops entered the capital of France was turned into the
March of the 30th Poltava
infantry Regiment. Music which sounded in the battle-field at Kalisz in 1835
became the March of the Erivan Chasseur Regiment.
Unfortunately in most cases we do not know the
names of the people who composed
regimental marches. As a rule, they were military bandmasters. At the
same time some of the military marches were written by outstanding Russian
composers, such as D. S. Bortnyansky, A. A. Alyabyev, M. I. Glinka, P. I.
Tchaikovsky.
It is interesting that the Russian military
music is connected not only with the names of musicians but also with the names
of outstanding Russian writers. It is quite understandable because the military
music being an integral part of the Russian musical life could not possibly be
neglected by poets and prose-writers, especially if they were in the military
service themselves.
During the years spent at the liceum A. S.
Pushkin heard military bands at the time of changing the guard and when the
troops left the capital in 1812 to take the field.
L. N. Tolstoy as an officer took part in the
Crimea War. Well-known is his excellent short story “After the Ball” in which
he described with striking power the disgusting scene of corporal punishment to
the sounds of the flute and the drum. But not only negative impressions of
ritual military music were left in Tolstoy`s memory. Eyewitnesses told that
when he was in good mood he used to come up to the piano and to perform a
march.
The marches and military signals of old times
recorded on this disc are connected with the names of two famous Russian poets
– Denis Ivanovich Davydov and Mikhail Yuryevich Lermontov. It is known that D. I.
Davydov served in the Horse-Guards Regiment, Byelorussian and Akhtyrsky Hussar
Regiments, M. Y. Lermontov served in the Nizhegorodsky Dragoon Regiment, the
Grodno Life-Guards Hussar Regiment and the Tenginsky Infantry Regiment
(unfortunately the march of the latter regiment has been lost). Besides at
different times both poets served in the Life-Guards Hussar Regiment.
This disc presents the music of the
abovementioned regiments and the military signals accepted in the Russian Army
during the first half of the 19th century.
V. I. Tutunov,
Merited Artist of the RSFSR
Николай Михайлович Михайлов
Анатолий Васильевич Мальцев
Носитель: AudioLP
Страна: СССР
Год выпуска: 1981
Лэйбл: Всесоюзная фирма грампластинок «МЕЛОДИЯ»
Порядковый номер: С10 - 14389 – 90
Матричный номер: С10 - 14389 – 90
Жанр: марши
Формат: MP3 320 kbps – очищено от шумов и тресков
Аудиокодек:
FLAC
(*.flac) – копия записи с пластинки
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hzlossless
Сканы конверта взяты из сети интернет
Размер файла: MP3 – 92,6 Мб, FLAC
– 378 Мб
Продолжительность: 31:38
Треклист:
Сторона 1
01. Марш Лейб-гвардии гусарского полка (MarchofLife-GuardsHussarRegiment) (4.07)
02. Гвардейский поход (Guards` Campaign) (0.41)
03. Под штандарты (Under the Colours) (0.26)
04. Марш Нижегородского драгунского полка (March of Nizhegorodsky Dragoon
Regiment) (3.30)
05. Шагом (At a Foot-Pace) (0.29)
06. Рысью (At a Trot) (0.17)
07. В галоп (At a Gallop) (0.18)
08. Марш Кавалергардского полка (March of
Horse-Guards Regiment (4.31)
09. Предварительный сигнал для атаки (Preliminary Signal to Attack)
(0.25)
10. Армейский поход (ArmyCampaign) (0.41)
Сторона 2
11. Марш Лейб-гвардии Гродненского гусарского полка (Marchof(GrodnoLife-GuardsHussarRegiment3.06)
12. Сбор (Muster)
(0.28)
13. Тревога (Alarm)
(0.22)
14. Марш Ахтырского гусарского полка (MarchofAkhtyrskyHussarRegiments(3.29)
15. Слушай (Attention) (0.20)
16. Парсель до
зари (Signal for
Reveille) (1.22)
17. Повестка (Notification Signal) (0.51)
18. Русская вечерняя зоря (Russian Retreat)
(2.08)
19. Парсель перед парадом (Signal
for Parade) (0.30)
20. Марш для
нового караула (New Guard`s March) (0.41)
21. Генерал-марш (General Muster Signal) (0.35)
22. Марш Белорусского гусарского полка (March of Byelorussian Hussar
Regiment) (2.31)
Первый Отдельный показательный оркестр Министерства Обороны
СССР (TheUSSRDefenceMinistryBrassBand)
Художественный руководитель и дирижёр Николай Михайлов (ArtDirectorandConductorNikolaiMikhailov) (4, 11, 22)