Посвящаю бойцам Красной Армии, защитникам Сталинграда и победителям в Сталинградской битве над фашистскими захватчиками!
Отдельный Показательный оркестр
Министерства Обороны СССР – Арам Хачатурян - Сталинградская битва. Марши, 1978 LP
Арам ХАЧАТУРЯН (1903 – 1978)
Арам Ильич ХАЧАТУРЯН (арм. Արամ Եղիայի Խաչատրյան) –
советский композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель, педагог. Герой
Социалистического труда (1973), Народный артист СССР (1954), Лауреат Ленинской
премии СССР (1959), четырёх Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1950),
Государственной премии СССР (1971) и Государственной премии Армянской ССР
(1965). Академик АН Армянской ССР (1963). Секретарь Правления Союза
композиторов СССР (1957 – 1978). Профессор Московской государственной
консерватории (1951 – 1978), доктор искусствоведения (1965). Член ВКП(б) с 1943
года.
Один из крупнейших композиторов XX века. Автор трёх балетов,
трёх симфоний, шести концертов, огромного количества произведений вокальной,
хоровой, инструментальной и программной музыки, музыки к кинофильмам и
театральным постановкам, а также музыки Государственного гимна Армянской ССР
(1944).
Родился 24 мая (6 июня) 1903 года
в селении Коджоры, Тифлисской губернии, Российской Империи в армянской семье
переплётчика Ильи (Егия) Хачатуряна и Кумаш Саркисовны. Арам получил начальное
образование в коммерческой школе. С детства любил музыку, в школьной капелле
играл на фортепиано, горне и трубе, но родители не одобряли его увлечение, и
серьёзно приступить к занятиям музыки он смог лишь в 19 лет.
Будущий композитор рос в
многоязычной музыкальной атмосфере старого Тифлиса среди инструментальных
ансамблей сазандаров (тар, каманча, деф), городских песен и романсов. Первым
учителем музыки Арама Хачатруяна был композитор Мушег Агаян.
В 1921 году 18-летний Арам вместе
с группой армянской молодёжи приехал в Москву, где уже давно жил и работал его
старший брат Сурен Хачатурян, театральный режиссёр. Хачатурян поступает на
подготовительные курсы Московского университета на биологическое отделение
физико-математического факультета, однако спустя год покидает университет и
поступает в Гнесинское музыкальное училище, где обучается игре на виолончели и
фортепиано, берёт уроки композиции. В период его учёбы Михаил Гнесин обратил
внимание на одарённого ученика и помогал Араму в совершенствовании музыкального
мастерства. В эти же годы Хачатурян впервые в жизни оказался на симфоническом
концерте и был потрясён музыкой Бетховена и Рахманинова. В 1929 году он окончил
училище. Первой работой композитора стала «Танец для скрипки и фортепиано».
В 1926 – 1928 годах А. Хачатурян
работал в Московском доме культуры Армении, где заведовал музыкальной частью
2-й армянской драматической студии под руководством Р. Н. Симонова.
В 1929 году Хачатурян поступает в
Московскую консерваторию, где учится по классу композиции сначала у М. Ф.
Гнесина, затем у Н. Я. Мясковского; его наставниками по инструментовке были Р.
М. Глиэр и С. Н. Василенко. В 1934 году он с отличием окончил консерваторию и
следующие два года совершенствовался в аспирантуре у Н. Я. Мясковского. Ещё в
студенческие годы он пишет такие произведения, как «Песня-поэма для скрипки с
фортепиано» (1929), Сюита для альта и фортепиано (1929), Токката для фортепиано
(1932), трио для фортепиано, скрипки и кларнета (1932). Затем Хачатурян,
ориентируясь на традиции русской школы, создал Первую симфонию (1934), концерты
для фортепиано с оркестром (1936), скрипки (1940), виолончели (1946). В 1960-е
годы – для тех же солирующих инструментов написал новый триптих –
концерты-рапсодии (для скрипки – 1961, для виолончели – 1963, для фортепиано –
1968). Наиболее исполняема его симфония – Вторая (1944) – «Симфония с
колоколом», Третья симфония (1947) получила название «Симфонии-поэмы». Среди
фортепианных сочинений А. Хачатуряна заметны Сонатина (1959), Соната (1961,
изданы две редакции), а также Три пьесы
(сюита) для двух фортепиано (1945). В последние годы жизни композитор написал три
сольные сонаты для струнных инструментов: скрипки, альта и виолончели. В 1944
году он стал автором музыки Гимна Армянской ССР. В Московской консерватории имя
Арама Хачатуряна занесено на мраморную доску лучших выпускников этого
музыкального вуза.
В годы Великой Отечественной
войны Арам Хачатурян работал на Всесоюзном радио, писал патриотические песни и
марши.
В 1939 году композитор сочинил
первый армянский балет «Счастье», но недостатки либретто балета вынудили
переписать большую часть музыки. В результате вся партитура «Счастья», по
образному выражению самого автора, была им «раскулачена…». Завершилось всё
созданием в годы Великой Отечественной войны балета «Гаянэ». Премьера балета
состоялась зимой – 9 декабря 1942 года эвакуированным в Пермь Ленинградским
государственным академическим театром оперы и балета имени С. М. Кирова. В
следующем году балет был удостоен Сталинской премии первой степени, одной из
самых высоких наград того времени в сфере культуры. «Танец с саблями» из балета
«Гаянэ» принёс композитору всемирную славу.
В 1956 году состоялась премьера
балета «Спартак».
Одновременно Хачатурян работал в
кино и театре. Он написал музыку более чем к 20 кинофильмам, в том числе
«Зангезур», «Пеппо», «Владимир Ильич Ленин», «Русский вопрос», «Секретная
миссия», «У них есть Родина», «Сталинградская битва», «Адмирал Ушаков»,
«Джордано Бруно», «Отелло». В 1930 – 1950-х годах композитор написал музыку к
спектаклям «Макбет» в Малом театре (1955) и «Король Лир» в Театре им. Моссовета
(1958). Широко известна его музыка к спектаклю Театра имени Вахтангова
«Маскарад», созданная в 1941 году.
С 1950 года Арам Хачатурян часто
выступал как дирижёр, с огромным успехом гастролировал с авторскими концертами
во многих городах СССР и за рубежом.
С 1950 года он преподавал
композицию в Московской консерватории и в Институте им. Гнесиных (с 1951 года –
профессор). В числе его учеников были Андрей Эшпай, Ростислав Бойко, Алексей
Рыбников, Микаэл Таривердиев, Марк Минков, Владимир Дашкевич, Кирилл Волков,
Валерий Соколов, Лариса Канукова, Эдгар Оганесян, Нобуа Терахара, Георг
Пелецис, Анатоль Виеру, Рене Ээспере, Толиб-хон Шахиди, Александр Журбин.
Арам Хачатурян скончался 1 мая
1978 года.
Музыка для кино всегда привлекала
интерес А. Хачатуряна. «Работа для кино, - говорил он, - является одним из
важнейших путей для общения композитора с самыми широкими массами, она ставит
перед ним новые и новые задачи, даёт неисчерпаемые возможности для их
интересного решения».
Глубокое понимание законов
кинодраматургии, живое чувство образа подсказывало композитору приёмы для
музыкального воплощения сложных киносюжетов, для выразительных характеристик героев
и стиля эпохи. Он любил сочинять музыку, имея перед собой чёткий
драматургический план, вытекающий из содержания сценария и режиссёрского
замысла. Всё это служило толчком для работы композиторской мысли, обогащало
фантазию.
Арам Хачатурян написал музыку к
двадцати шести фильмам. Он работал в тесном контакте с выдающимися мастерами
киноискусства: с Михаилом Роммом («Человек № 217», «Русский вопрос», «Владимир
Ильич Ленин», «Секретная миссия», «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют
бастионы»), с Сергеем Юткевичем («Отелло»), с Владимиром Петровым («Поединок»),
с Амо Бек-Назаровым («Пеппо» и «Зангезур»). Хачатурян написал музыку к большому
двухсерийному фильму «Сталинградская битва» (1949), поставленному Владимиром
Петровым. Эта музыка была, затем переработана композитором в программную
симфоническую сюиту «Сталинградская битва» (1949), запечатлевшую героическую
эпопею борьбы и победы Советской Армии.
«Моя задача стояла в создании для
фильма в основном батальной музыки, - рассказывал композитор. – Задача подобного
рода встала предо мной впервые». Тем не менее, композитор с честью вышел из
положения, создав, наряду с грозными батальными эпизодами, страницы музыки,
проникнутой трагическими переживаниями и высокой героикой.
Сюита «Сталинградская битва»
состоит из восьми частей.
1. «Город на Волге».
Величественное вступление, повествующее о мирной жизни большого города,
раскинувшегося на берегах Волги. Музыка этой части на симфонической разработке
мелодии старой русской песни о казацкой вольнице – «Есть на Волге утёс». Эта
тема символизирует несгибаемую мощь защитников Сталинграда.
2. «Нашествие». Музыка рисует
картину вторжения вооружённых до зубов нацистских орд. Постепенное нарастание
звучности, монотонно-настойчивый ритм, резкие толчки целой батареи ударных
создают гнетущий образ «сил зла». В качестве основного тематического материала
Хачатурян использует окарикатуренный фрагмент из популярной в среде немецких
обывателей начала века песенки «O,
Tannenbaum!»
3. «Сталинград в огне».
Драматическая картина гибели города, осаждённого врагами. Элементы внешней
изобразительности сочетаются здесь со скорбной, проникнутой духом русской
песенности музыкой.
4. «Враг обречён». Мрачная
музыка, выражающая растерянность и трагическую обречённость нацистских вояк,
попавших в могучее кольцо окружения.
5. «В бой за Родину». Эта часть
начинается тихой затаённой музыкой, рисующей ночное затишье перед решающим
сражением. Далее в оркестре разыгрывается динамичная батальная сцена, в которой
особую роль играют медные духовые и ударные инструменты, живописующие
стремительную схватку с врагом.
6. «Вечная слава героям». Эта
часть следует без перерыва за бурной батальной сценой. Тихая скорбная музыка,
воспевающая вечную славу и память о героях, советских солдатах, павших в боях
за родную землю. В среднем эпизоде песенная мелодия разрастается до высокого
драматического пафоса.
7. «Вперёд к победе».
Торжественный и радостный марш, славящий великую победу под стенами
Сталинграда. Композитор вплетет в его звучание тему своего знаменитого марша
для духового оркестра «Героям Отечественной войны», постоянно звучавшего по
советскому радио после прочтения исторических приказов Верховного командования
о победах Красной Армии.
8. «Есть на Волге утёс». Вновь
звучит раздольная волжская песня, с которой начиналось повествование о битве на
Волге. Сейчас она приобретает величественно-победную поступь, прославляя
город-герой Сталинград.
Г. Шнеерсон
Тридцатые годы были временем
появления первых крупных сочинений А. И. Хачатуряна, которые сразу покорили
своим темпераментом, ярким национальным колоритом, оригинальностью мышления и в
то же время очень органичным развитием традиций русской классической музыки.
Привлекательной чертой молодого композитора был его подлинный демократизм. И
потому вполне закономерно, что в самом начале творческого пути он обратился к
духовому оркестру и, в первую очередь, к маршу.
Его «Походный марш» № 1,
написанный в 1929 году, принадлежит к самым первым значительным по своим
достоинствам советским маршам. Вместе с тем он стал и одним из самых первых
сочинений молодого автора, получивших широкое признание. Это яркий образец
национального марша. Он привлекает, прежде всего, необычайным для маршевой
музыки богатством мелодики. По-юношески свежо, уверенно, светло и радостно
звучит его первая тема, в которой настойчиво повторяется и опевается звук ми бемоль. В ней есть, вместе с тем, и
лёгкий оттенок юмора, столь свойственный народным мелодиям. Тема трио –
протяжная «восточная» мелодия, также постоянно тяготеющая к одному звуку – в
данном случае звуку до.
Почти одновременно с первым был
сочинён – в ознаменование десятилетия Армянской ССР – и «Походный марш» № 2,
музыка которого отличается ярко национальным колоритом. Многократное повторение
двутактового мотива в его основной теме воспринимается как тонкий
художественный приём, сообщающий музыке характер настойчивого и в то же время спокойного
утверждения. Существенна здесь и роль гармонии, которая, меняясь в каждом
такте, создаёт различное «освещение» основного мотива.
В 1938 году был записан
«Зангезурский марш» (из кинофильма «Зангезур»). По жанру – это марш-песня. В
его основе – песенная походная мелодия. Широкая по своему характеру, она
прихотлива и разнообразна ритмически, что выгодно отличает её от привычных
маршевых тем. Трио построено на красивой распевной мелодии, ещё более
подчёркивающей песенный характер марша.
Особое место среди маршей А.
Хачатуряна занимает написанный в 1942 году марш «Героям Отечественной войны».
Он выделяется, прежде всего, ярко выраженными строевыми качествами. Их
определяет характер двух основных тем: чёткость, чеканность, «собранность»
первой и активность второй. Широкой – «богатырской» - поступью басов отмечена
средняя часть.
В 1972 году, на пороге
семидесятилетия, композитор написал «Марш Московской Краснознамённой милиции».
В отличие от более ранних маршей, в которых стремление к обновлению жанра
обнаруживается буквально с первых тактов музыки, марш Московской милиции
подчёркнуто традиционен. Музыка его близка многим советским и старым русским
маршам. Но типично «хачатуряновское» легко
обнаруживается и здесь. Таковы, например, шестой и седьмой такты темы, в
которых привычная маршевая мелодия вдруг растворяется в гетерофонном
трёхголосии с колючими малыми секундами. То же самое – в четырнадцатом такте. В
этих тонких деталях мы узнаём почерк А. Хачатуряна, свойственный ему
жизнерадостный юмор.
В истории советского военного
марша, в развитии всей советской музыки для духового оркестра марши А.
Хачатуряна сыграли существенную роль. В настоящее время ни один композитор,
работая в этой области, не может пройти мимо тех высоких образцов, к которым
принадлежат марши А. Хачатуряна.
Евгений Макаров
Страна: СССР
Носитель: Audio LP
Год выпуска: 1978
Лэйбл: МЕЛОДИЯ
Порядковый номер: С 10 - 10379 – 80
Матричный номер: С 10 - 12133 – 34 4-1
Жанр: классика, марши
Формат: MP3 320 kbps – очищено от шумов и тресков
Аудиокодек:
FLAC
(*.flac) – копия записи с пластинки
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hz lossless
Размер файла: MP3 – 137 Мб, FLAC
– 509 Мб
Продолжительность: 45:28
Треклист:
Сторона 1
Сталинградская битва
Сюита из музыки к кинофильму, соч. 1949 г.
Инструментовка Г. Калинковича
01. Город на Волге
02. Нашествие (4.56)
03. Сталинград в огне (4.23)
04. Враг обречён (6.04)
05. В бой за Родину
06. Вечная слава героям (6.15)
Сторона 2
07. Вперёд к победе
08. Есть на Волге утёс (5.35)
Марши для духового
оркестра
01. Зангезурский марш (3.49)
02. Походный марш № 1 (2.58)
03. Походный марш № 2 (3.06)
04. Марш «Героям Отечественной войны» (4.12)
05. Марш Московской Краснознамённой милиции (4.10)
Отдельный Показательный оркестр Министерства Обороны СССР
Дирижёр Николай Сергеев
© МОСКОВСКИЙ ОПЫТНЫЙ ЗАВОД «ГРАМЗАПИСЬ», 1978
Звукорежиссёры: Э. Шахназарян, П. Кондрашин
Редактор И. Чумаков
Арт. 36-8 Цена 1
руб. 45 коп.
Оцифровка Геннадия Горбунова
Комментариев нет:
Отправить комментарий