Аркадий Райкин – Спектакль Ленинградского театра миниатюр «От 2-х до
50-ти» (пластинка II), 1963 4 LP
Спектакль Ленинградского театра миниатюр под
художественным руководством Аркадия Райкина «От 2-х до 50-ти».
Когда называют имя Аркадия Райкина, люди начинают
улыбаться и даже смеяться, так сказать, в кредит… Нет, не в кредит, а в
расплату за те наслаждения, что получили от артиста в театре, по радио, по
телевидению, в кино. За высокое и чистое наслаждение высоким искусством! Вот
ведь какое удивительное дело: Райкин изображает преимущественно плохих и глупых
людей, но самое искусство его предельно чисто и – я бы сказал – полетно. Он как
бы парит над теми человеконасекомыми, что «экспонированы» в его
спектаклях-витринах, прикреплённые остриём его сатиры… Райкин – весь в своих
персонажах и в то же время – всегда над ними. Поразительное искусство.
В работах Аркадия Исааковича
Райкина поражает полное подчинение техники, ритмических и вообще всяческих
творческих возможностей содержанию. Ни когда и ни в чём артист не демонстрирует
своего виртуозного мастерства ради мастерства. Ему, прежде всего, интересно
рассказать зрителям ещё об одном реальном явлении жизни: вот потому-то так
насыщены спектакли с его участием.
Какие портреты в исполнении
Райкина украшают программу «От двух до пятидесяти»?
Вот между двумя фразами фельетона
показал свой тупой оскал пошлый расхититель социалистической собственности, и
его животные интонации своим сходством с речью, характерной для таких типов в
действительности, поразили на мгновение зрителей… Вот мимическая микросценка
показала нам причудливый ритм чудака-рыболова, а не то – мелкого воришки или
даже совсем нереального персонажа: чёрта! Но и в чёрте мы постигаем предметы
бытового персонажа… Вот характерное шамканье и картавость старого профессора
обнаружили перед нами начетничество, которое владеет этим псевдоучёным… Вот
неожиданные и комические взвизгивания противного фальцета выдали нам ничтожную
сущность важной с виду и сытой дамы…
Вот сцена отдана миниатюре
«Говорящая кукла». Райкин исполняет роль директора кукольной фабрики. Это уже
«большая роль»: пьеса идёт минут двенадцать. В условиях Театра миниатюр 12
минут – огромный срок. Артист показывает трусливого и глупого, надменного и не
доброго человека, который мгновенно впадает в панику и столь же быстро обретает
былую наглость; все заслуги он приписывает себе, а все неудачи – коллективу
вверенной ему фабрики. Райкин не надевает «толщинок», не лепит обширных щёк и
фальшивой шеи. Он надевает «жёваные» брюки из дешёвой полосатой ткани, помочи
от которых всё время приводятся в движение нервничающим директором. От этого
движения перед ними возникает толстяк, равнодушный к условностям общежития,
потливый, страдающий одышкой. Он вспыльчив и резок. Ход его мыслей примитивен.
Ежесекундно «игрушечный» директор обнаруживает своё невежество и грубость.
Реплики его вызывают смех у зрителей, ибо, к сожалению, такие типы ещё водятся
среди нас… Пересказывать сюжет пьесы не стоит. Он имеет значение только как
повод для смешных реплик и положений. И он их даёт – эти поводы. Скажем тут же
– у авторов М. Гиндина, К. Рыжова и Г. Рябкина, написавших для Райкина не
только эту программу, но и многие вещи в предыдущих его спектаклях, есть та
острота, то умение парадоксально повернуть тему, какие необходимы в жанре
эстрады.
Монолог «11 неизвестных»,
исполняемый Райкиным, поднимает важную тему. Мы знаем – увы! – таких отцов,
которые, покидают собственных детей, едва они появились на свет, впоследствии
требуют от них, выросших без беглого родителя, алименты. Вот она – физиономия
престарелого прохвоста.
Герой интермедии «Герой
бифштекса» посещает кафе, в котором весь обслуживающий персонал – молодые
специалисты, окончившие различные институты и не желающие ехать на периферию.
Актёр показывает комичность положения, в которое они попали с одним из
посетителей: «Так много образования на один бифштекс?»
А в монологе «Борьба с проклятой»
артист поднимается до значительных высот в изображении лектора по вопросам
борьбы с самогоном, который, в сущности, является пропагандистом
самогоноварения. Аудитория смеётся непрерывно. И над ходом мыслей и ассоциаций
этого дурака, и над его лицемерием. Райкин пригвоздил такого типа людишек, словно
посадил на булавку ещё одного жучка в своей коллекции «насекомых»
современности.
А в «Истории одной любви» мы
видим Райкина-лирика. Печальная история об эгоисте, который, боясь перемен в
своей жизни, успокаивает себя тем, что всё успеет, что всё ещё впереди. А в
конце интермедии такая грусть звучит в словах уже старого одинокого человека:
«А я думал: дай зайду, с Галчонком погуляю…»
Ещё одно блистательное
перевоплощение артиста: член месткома – чинуша и дурак. Его разинутый рот и
поднятые к верху брови не оставляют сомнения на счёт умственных способностей
своего владельца. Иные из его высказываний вызывают буквально бурю
аплодисментов. Узнав, что кто-то развёлся с кем-то, этот тип кричит: «Так что
же у вас там – аморалка?!» Надо же подслушать в быту такое словцо!..
По традиции – да, можно уже
сказать «по традиции» - спектакль заканчивается номером трансформации. Ощущение
нарядности, «столичности», изобретательности всех компонентов представления не
покидает зрителей весь вечер.
В. Ардов
Страна:
СССР
Носитель:
Audio LP
Год
выпуска: 1963
Лэйбл: МЕЛОДИЯ
Порядковый
номер: Д - 12517-18
Матричный
номер: 33 Д 12517-18 2-1
Жанр:
юмор, спектакль
Формат:
MP3 320 kbps – очищено от шумов и тресков
Аудиокодек:
FLAC (*.flac) – очищено от шумов и
тресков
Тип
рипа: image+.cue
Битрейт
аудио: 24 bit 48000 Hz lossless
Размер
файла: MP3 – 65,3 Мб, FLAC – 252 Мб
Продолжительность: 31:54
Треклист:
Сторона 1
1
действие
01.
07. Гули-гули (2.54)
02.
08. Одиннадцать неизвестных (5.48)
03.
09. По системе (6.47)
Сторона 2
04.
10. Мотылёк (1.38)
05.
11. История одной любви (14.47)
Текст:
М. Гнидина, Г. Рябкина, К. Рыжова, А. Райкина, М. Айзенштадта, В. Тихвинского
Композитор
– Г. Портнов
Аркадий
Райкин
Артисты
театра: Р. Рома, О. Малоземова, В. Горшенина, Т. Кушелевская, И. Петрущенко, В.
Ляховицкий, М. Максимов, Г. Новиков, В. Меркушев, Р. Карцев, И. Минкович, В.
Харитонов.
Эстрадный оркестр театра. Дирижёр – А. Семенов.
℗
Всесоюзная фирма грампластинок «МЕЛОДИЯ», 1963
Переиздание,
1968
©Ленинградский
завод грампластинок
Комплект
из 4 пластинок
Цена
комплекта 6 руб. 10 коп. Цена пластинки 1 руб. 30 коп. Арт. 17-6
Зак. 61. Тир. 10000. Подп. В печать 11/3-74 г.
Тип. з-да грампластинок. Ленинград. Цветочная ул. 7.
Т-10
з. 6618
℗
Всесоюзная фирма грампластинок «МЕЛОДИЯ», 1963
Переиздание,
1968
©Ленинградский
завод грампластинок
Комплект
из 4 пластинок
Цена
комплекта 6 руб. 10 коп. Цена пластинки 1 руб. 30 коп. Арт. 17-6
Т-10
з. 6618
Оцифровка
Геннадия Горбунова
MP3 - Аркадий Райкин – Спектакль Ленинградского театра миниатюр «От 2-х до 50-ти» (пластинка II), 1963 4 LP. rar