Отдельный Показательный оркестр
Министерства Обороны СССР – Произведения, советских композиторов, 1979 LP
Отличная черта советской духовой
музыки – симфонический метод оркестрового мышления. Именно этим можно объяснить
значительность и высокую идейность сочинений советских композиторов для
духового оркестра, правдивость музыкальных образов, глубокое проникновение в
природу духовых инструментов и оркестра в целом.
Овладение симфонизмом позволило
по-новому использовать выразительные возможности духового оркестра в
произведениях крупных и малых форм. Оно в значительной мере определило
творческие принципы таких композиторов, как Б. Кожевников, М. Готлиб, Г.
Калинкович и В. Пескин.
В советской духовой музыке Б.
Кожевников, вслед за Н. Мясковским, один из первых обратился к жанру симфонии.
Его Первая симфония, посвящённая подвигам комсомольцев в Великой Отечественной
войне, была написана к 25-летию ВЛКСМ; Вторая, «Победная» симфония прозвучала в
памятном 1945 году. Третья симфония – «Славянская» (1958 г.) – воплотила идею
дружбы народов, их борьбы за мир. Не прибегая к цитированию, автор сумел
создать характерные темы, близкие песням и танцам славянских народов. Единство
их ритмо-интонаций способствует цельности четырёхчастного цикла.
В исполнительской практике широко
бытуют Концерт и Скерцо для трубы в сопровождении фортепиано композитора В.
Пескина. Оркестровая транскрипция второй части Концерта, «Ноктюрна» и Скерцо
неожиданно открыла новые выразительные грани этих пьес. На фоне детально
разработанной оркестровой ткани партия трубы стала более рельефной и яркой.
Необычайное мастерство народного артиста РСФСР Т. Докшицера, в совершенстве
владеющего инструментом, вдохнуло новую жизнь в эти произведения.
Творчество М. Готлиба отличается
богатством и разнообразием жанров, мелодической щедростью, тонким ощущением
красочной палитры звучания духового оркестра. Эти качества присущи «Серенаде» и
«Бурлеске», впечатляющим колоритными и свежими тембровыми эффектами,
ритмической изобретательностью.
Многообразно раскрывается композиторское
дарование Г. Калинковича в Концерте-каприччио на тему Паганини для
саксофона-альта и духового оркестра. Девять виртуозных вариаций захватывают
воображение слушателя, вовлекая его в интереснейшее соревнование солиста и
оркестра. В исполнении лауреата Всесоюзного и Международного конкурсов М.
Шапошниковой особенно ярко переданы смена чувств и настроений, контрастные
сопоставления и, вместе с тем, единство эмоционально-образного развития в этом
вариационном цикле.
Уже тогда оркестр неизменно
радовал исполнительским мастерством миллионы слушателей. Особенно успешно он
выступил на Всеармейском конкурсе и был награждён серебряными фанфарами (1938
г.).
В годы войны оркестр дал более
1500 концертов в составе концертных бригад, выезжавших на фронт и в прифронтовые
города, часто выступал по радио. Концерты замечательного коллектива хорошо
помнят воины Московской Пролетарской дивизии (1941 г.), соединений и частей,
оборонявших Москву. Военные музыканты были частыми гостями в Первой ударной
армии (1942 г.).
Ныне слава этого коллектива
далеко перешагнула рубежи нашей Родины. С его исполнительской культурой знакомы
слушатели братских социалистических стран, многих стран Европейского
континента.
Огромным успехом пользовались
выступления на стройке века – Байкало-Амурской магистрали, в Средней Азии и в
Прибалтике. Большую работу коллектив проделал при создании новой музыкальной
редакции Государственного гимна СССР.
Блестящие выступления оркестра
слышали делегаты VII внеочередной сессии Верховного Совета СССР, принявшей новую
Советскую Конституцию, а также участники торжественных заседаний в Кремлёвском
Дворце съездов в дни празднования 60-летия Великой Октябрьской социалистической
революции и Вооружённых Сил СССР. Ныне интересные программы оркестр подготовил
к 60-летию Ленинского комсомола.
Художественный руководитель,
главный военный дирижёр, заслуженный деятель искусств РСФСР полковник Н. М. Михайлов
и начальник оркестра, заслуженный артист РСФСР подполковник А. В. Мальцев
успешно продолжают традиции коллектива. Они безупречно владеют дирижёрским
искусством и вместе с музыкантами убедительно раскрывают перед слушателями
эстетическую и гражданскую значимость исполняемых произведений.
Е. Аксенов, кандидат искусствоведения
Главный дирижёр Николай Михайлович МИХАЙЛОВ |
Дирижёр Анатолий Васильевич МАЛЬЦЕВ |
Носитель: Audio LP
Страна: СССР
Год выпуска: 1979
Лэйбл: Всесоюзная фирма грампластинок «МЕЛОДИЯ»
Порядковый номер: С 10 - 12133 – 34
Матричный номер: С 10 - 12133 – 34
Жанр: классика
Формат: MP3 320 kbps – очищено от шумов и тресков
Аудиокодек:
FLAC
(*.flac) – копия записи с пластинки
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hz lossless
Размер файла: MP3 – 249,6 Мб, FLAC
– 514,6 Мб
Продолжительность: 42:45
Треклист:
Сторона 1
01. Б. Кожевников – Симфония № 3 «Славянская» (13.26)
1. Allegro.
2. Вальс. 3. Скерццо. 4. Allegro.
02. В. Пескин – Ноктюрн (5.35)
03. В. Пескин – Скерцо (3.14)
Сторона 2
04. М. Готлиб – Серенада (4.45)
05. М. Готлиб – Бурлеска (3.11)
06. Г. Калинкович – Концерт-каприччио на тему Паганини для
саксофона-альта и духового оркестра (12.14)
Т. Докшицер, труба (2, 3)
М. Шапошникова, саксофон (6)
Дирижёры: Н. Михайлов (1 - 3), А. Мальцев (4 – 6)
Отдельный Показательный оркестр Министерства Обороны СССР
Всесоюзная студия грамзаписи, 1979
© МОСКОВСКИЙ ОПЫТНЫЙ ЗАВОД «ГРАМЗАПИСЬ», 1979
Редактор С. Шилов
Художник Ю. Ануфриев. Фото В. Барышникова
Арт. 36-8 Цена 1
руб. 45 коп.
Альбом для оцифровки предоставлен военным дирижёром
Ралдугиным Василием Николаевичем из личной коллекции.