Отдельный Показательный оркестр
Министерства Обороны СССР – Пьесы для духового оркестра, 1975 LP
Советская духовая музыка
справедливо может быть названа музыкальной летописью нашей страны. Главное
место в ней занимает героико-патриотическая тема. Обращение к ней композиторов
вполне понятно. Через глубокое проникновение в героическое прошлое они
стремятся к познанию современности, к отражению богатого духовного мира
советского человека.
С воплощением этой темы связано
подлинное новаторство композиторов, их борьба за высокий художественный уровень
и стилевое богатство произведений. Активная преобразующая деятельность
советских музыкантов затронула все жанры духовой музыки, будь то марш,
фантазия, сюита, увертюра, поэма или симфония.
Коренные изменения в советской
духовой музыке проявились уже в первые десятилетия существования
социалистического государства. Интонационное обновление произведений на основе
революционных, народных и советских массовых песен явилось характерной чертой
нового художественного стиля. Оно определило содержание творческого процесса в
период с 1917 по 1941 год, когда происходило становление новой общественной
функции духовой музыки и кристаллизировались её жанры.
Пожалуй, никогда в духовой музыке
советские композиторы не достигали таких высоких художественных результатов,
как в годы Великой Отечественной войны. Назовём, прежде всего, марши Н. П.
Иванова-Радкевича «Капитан Гастелло», «Народные мстители», «Родная Москва» и
«Победный», отмеченные Государственной премией, а также произведения других
композиторов, способствующие утверждению в массах идеи патриотизма.
Современный период в советской
духовой музыке характеризуется появлением ряда значительных произведений,
созданных представителями различных национальных композиторских школ. Ведущую
роль в эволюции советской духовой музыки играет русская школа. Её творческие
принципы нашли яркое проявление в творчестве Б. Кожевникова, Г. Сальникова, Е.
Макарова, М. Готлиба, Г. Калинковича, З. Бинкина и Б. Диева.
Среди произведений для духового
оркестра Б. Кожевникова (родился в 1906 г.) важное место занимают четыре
симфонии, «Былина о воинском подвиге», «Героическая поэма», увертюры, фантазии,
рапсодии, марши и другие сочинения.
«Приветственная увертюра» (1961
г.) – одно из популярных произведений, в котором лаконизм сочетается с глубиной
высказывания. Краткость этого сочинения обусловлена сравнительно небольшими по
масштабу темами. Вступительная фанфара, жизнерадостная главная и мужественная,
величественная побочная темы интенсивно развиваются, обнаруживая первоначально
скрытые, глубинные выразительные свойства мелодии, гармонии, ритмики и
инструментовки.
Для характеристики творчества Г.
Сальникова (родился в 1923 г.) определяющими являются «Русское каприччио»,
«Кавказская фантазия», «Героическое скерцо», «Сюита о Москве» и ряд других
сочинений.
Концертный марш «Василий Тёркин»,
написанный им в 1959 году, развивает лучшие традиции этого жанра. Опираясь на
ритмы и интонации народных и солдатских песен, автор создал запоминающиеся
темы, раскрывающие идейно-эмоциональный образ литературного героя поэмы А.
Твардовского.
Основой марша служит задорная,
энергичная музыка первой части, изложение которой всякий раз варьируется при
повторении. Ей противопоставлены искрящаяся юмором вторая тема (соло флейты-пикколо
и малого кларнета) и выразительная мелодия трио. Передавая характер жанровых
сцен литературного произведения, автор преодолевает установившиеся традиции в
композиционной схеме и инструментовке марша. Отсюда насыщение фактуры
элементами подголосочной полифонии, активное ладо-тональное и жанровое
преобразование тематизма, подчеркивающие художественный замысел.
В творчестве для духового
оркестра Е. Макарова (родился в 1912 г.) выделяются «Пассакалия и фуга», а
также увертюры, сюиты и марши. «Героическая увертюра» (1957 г.) написана к
40-летию Великой Октябрьской социалистической революции; несколько позже
сделана вторая редакция (1963 г.). Все темы этого сочинения основаны на
интонациях революционных песен, что позволяет автору создать обобщённые образы,
воплощающие стойкость и мужество революционеров, героизм народных масс.
Главное значение в увертюре
приобретает мелодия «Варшавянки». Можно предположить, что текст этой песни
послужил автору своеобразной программой, определившей смысловую направленность
тематического развития. От мрачного, томительного, гнетущего настроения во
вступлении увертюры автор ведёт слушателя к чувству торжества, победы в
заключении.
Многообразно проявляется в
области духовой музыки творчество М. Готлиба (родился в 1907 г.). Здесь можно
назвать «Сюиту на народные темы», торжественную увертюру «Слава», марш
«Бескозырка», «Серенаду», «Бурлеску», «Каприччио».
Фантазия на темы песен Т.
Хренникова» (1974 г.) создана на материале трёх песен: «Поезд идёт всё быстрее»
(из кинофильма «Поезд идёт на восток»), «Прощание» и «Есть на севере хороший
городок». Сдержанное вначале звучания первой маршеобразной темы постепенно, в
результате контрастных сопоставлений с двумя другими темами приобретает
торжественный, ликующий характер. Вариационное изложение каждой темы позволяет
автору выявить эмоциональные оттенки повторяющихся куплетов, раскрыть богатые
колористические возможности духового оркестра.
Жанровое разнообразие присуще
творчеству Г. Калинковича (родился в 1917 г.). Среди его произведений можно
выделить симфонию-поэму «Огненные годы», увертюру «Праздник Победы», сюиту «Ленинское племя молодое», концерты,
фантазии, рапсодии, марши.
«Торжественно-героическая
увертюра» (1965 г.), написанная к 20-летию Победы в Великой Отечественной
войне, посвящена генералу Д. В. Карбышеву. Образ этого стойкого, мужественного
борца и патриота находит яркое воплощение в музыкальной драматургии
произведения. Обострённое сопоставление контрастных тем намечается уже в
главной партии, проникает в побочную и достигает наивысшей степени напряжения в
среднем разделе увертюры (фугато). Скорбные интонации плача (валторны)
сменяются реквиемом (соло тромбона). Как реминисценция, вновь возникают
основные темы произведения. Широкая мелодическая основа побочной партии трансформируется
в песню-марш. Обновлённая тема символизирует в коде увертюры радость и
торжество народа-победителя. Она подводит смысловой итог произведения: в
победной песне – павших имена.
Различные жанры духовой музыки
охватывает и творчество З. Бинкина (родился в 1913 г.). Им написаны увертюры,
сюиты, фантазии, рапсодии, симфониетта, а также более двадцати маршей.
Марш «Русский воин» (1972 г.)
посвящён советским пограничникам. В этом произведении органично сочетаются
высокие художественные достоинства и необходимые маршу строевые качества
музыки. Зерном развития здесь служит сопоставление ритмически чёткого,
энергичного начала первой темы и противоположного по характеру, певучего её
продолжения. Удачное применение автором многих выразительных средств, свойственных
русской народной песне, может свидетельствовать об успешной разработке
фольклорных истоков в советской духовой музыке.
Автором многих популярных
произведений является Б. Диев (родился в 1924 г.). Духовыми оркестрами часто
исполняются его увертюры («Юбилейная», «Край родной», «Цвети, Отчизна»),
фантазии («Дружба народов», «Подвиг народа»), марши «Солдатская дружба» и «На
страже мира».
«Русская увертюра» (1967 г.)
прозвучала в канун 50-летия Великого Октября. В ней с первых тактов слушателя
покоряет интонационная выразительность начальной темы, на основе которой
созданы главная и побочная партии. Эта же мелодия величественно звучит в конце
произведения. Своеобразным тематическим обрамлением автор достигает целостности
и необычайной экпрессивности всего сочинения.
Отдельный показательный
оркестр Министерства обороны СССР –
Отдельный Показательный оркестр Министерства Обороны СССР |
ведущий творческий коллектив, давший путёвку в жизнь многим
произведениям, составляющим золотой фонд советской духовой музыки. Он был
создан по инициативе заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора,
генерал-майора С. А. Чернецкого в сентябре 1935 года.
Уже тогда оркестр неизменно
радовал исполнительским мастерством миллионы слушателей. Особенно успешно он
выступил на Всеармейском конкурсе и был награждён серебряными фанфарами (1938
г.).
В годы войны оркестр дал более
1500 концертов в составе концертных бригад, выезжавших на фронт и прифронтовые
города, исполняя произведения по радио. Концерты замечательного коллектива
хорошо помнят воины Московской Пролетарской дивизии (1941 г.), соединений и
частей, оборонявших Москву. Военные музыканты были частыми гостями в 1-й
Ударной армии (1942 г.).
Ныне слава этого коллектива
далеко перешагнула рубежи нашей Родины. С его исполнительской культурой знакомы
трудящиеся ЧССР и других братских социалистических стран, рабочие Парижа и
многих культурных центров Европейского континента.
Художественный руководитель,
главный военный дирижёр, народный артист РСФСР, генерал-майор Н. М. Назаров и
начальник оркестра, заслуженный артист РСФСР, полковник Н. П. Сергеев известны
как мастера своего дела. Их вдохновенный труд в сочетании с исполнительским
искусством музыкантов позволяет правдиво и художественно убедительно довести до
сознания и чувства широких народных масс подлинную гражданственность музыки, раскрыть
общественную и эстетическую значимость произведений, созданных для духового
оркестра советскими композиторами.
Е. Аксенов
Дирижёр Николай Сергеев |
Носитель: Audio LP
Страна: СССР
Год выпуска: 1975
Лэйбл: Всесоюзная фирма грампластинок «МЕЛОДИЯ»
Порядковый номер: 33С 10 - 06071 – 72
Матричный номер: 33С 10 - 06071 – 72
Жанр: марши, оркестровые
произведения
Формат: MP3 320 kbps – очищено от шумов и тресков
Аудиокодек:
FLAC
(*.flac) – копия записи с пластинки
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hz lossless
Размер файла: MP3 – 302,3 Мб, FLAC
– 551,8 Мб
Продолжительность: 47:08
Треклист:
Сторона 1
01. Б. Кожевников – Приветственная увертюра (2.52)
02. Г. Сальников – Марш «Василий Тёркин» (4.21)
03. Е. Макаров – Героическая увертюра (8.10)
04. М. Готлиб – Фантазия на темы песен Т. Хренникова (7.40)
Дирижёры: Н. Назаров (1, 3), Н. Сергеев (2 – 4)
Сторона 2
05. Г. Калинкович – Торжественно-героическая увертюра памяти
генерала Карбышева (14.21)
06. З. Бинкин – Марш «Русский воин» (3.47)
07. Б. Диев – Русская увертюра (5.57)
Дирижёры: Н. Сергеев (1, 3). Н. Назаров (2)
Отдельный Показательный оркестр Министерства Обороны СССР
Всесоюзная студия грамзаписи
Редактор С. Шилов
Арт. 36-8 Цена 1
руб. 45 коп.
Альбом для оцифровки предоставлен Ралдугиным Василием
Николаевичем из личной коллекции.
Оцифровка Геннадия Горбунова