Эдуард Колмановский – Белоснежка, 1968 2LP
Музыкальная сказка. Либретто С.
Богомазова.
Сказка о Белоснежке – старинная,
как вы и сами понимаете. В наше время почти не осталось королей и королев, а
разные чудеса творят вовсе не волшебники, а люди труда и науки – добрые и
мудрые.
Сказка о Белоснежке встречается у
многих народов Запада. Очень похожая сказка есть и в русском народном
творчестве. Её в стихах записал от своей няни Арины Родионовны Пушкин. Помните
её – это «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»?
По мотивам этих сказок сделали
пьесу для детей Л. Устинов и О. Табаков, и пьеса эта стала основной для
музыкальной комедии Э. Колмановского. Но для музыкальной комедии нужен немного
иной текст, его надо убрать там, где должна звучать музыка, и написать слова
для песен, для арий, для ансамблей. Всё это сделал писатель С. Богомазов.
Вот так и родилась (в 1965 – 1966
годах) детская музыкальная комедия «Белоснежка и семь гномов», а 1 сентября
1966 года состоялась её премьера в Московском государственном Детском
музыкальном театре, которым руководит Наталья Ильинична Сац, создавшая этот
театр.
Можно пойти в театр и увидеть
спектакль на сцене: увидеть, какая милая девушка Белоснежка, как мужествен и
горд Вождь народа, какая злая Королева, которая только любуется собой или
колдует, чтобы всем было плохо, а ей одной хорошо! Какой противный подхалим
Главный исполнитель королевских желаний, готовый кого угодно предать, убить,
посадить в тюрьму, лишь бы угодить Королеве. Какой хороший друг у Белоснежки –
Кактус (хотя он и покрыт колючками, зато сердце у него доброе), какие смешные и
симпатичные Гномы, как всё красочно, ярко, сколько света, движения в этой
постановке, как отлично танцуют на балу… Да, всё это можно увидеть в театре, но
не все ребята могут его посетить. Для того и записана Белоснежка на пластинки,
чтобы побольше ребят смогли познакомиться с ней. А краски есть и у музыки! Если
внимательно вслушаться, то можно понять, о чем рассказывает музыка. Она
передаёт и весёлое, радостное настроение Белоснежки, которой в день её рождения
всё казалось таким светлым и прекрасным. Она расскажет вам и о горе бедной
девушки, которая чуть не погибла по приказу своей жестокой мачехи-королевы.
Музыка зазвучит грустно-грустно, когда Белоснежка, откусив отравленного
яблочка, упадёт замертво… И вам будет весело, захочется танцевать, когда
Белоснежка размечтается: «Я хочу в дворцовом зале бал устроить настоящий…». Бал
будет только в её воображении, но вы услышите музыку этого бала и, также как и
Белоснежка, увидите в своём воображении, как плавно кружатся кавалеры и дамы в
вальсе, как чётко отстукивают ритм польки их каблучки («Кто тебя придумал,
полька, молодчина тот, и только…»), как звенят шпоры кавалеров, танцующих
мазурку, и как мчатся все по бесконечным залам дворца, взявшись за руки и
отплясывая галоп!
Зато когда Королева начнёт
колдовать, музыка будет звучать грозно и страшно. Мужественной, героической по
звучанию будет музыка, когда перед Королевой появится бесстрашный борец за
свободу, защитник угнетённых – Вождь, готовый на смерть ради народа. «Ничего не
скажу тебе о родном несчастном народе», - бросит он в лицо Королеве, хотя на
руках его – тяжёлые кандалы, а за спиной стоят палачи… Не удивительно, что Белоснежка полюбила
такого юношу!
Смешное в музыке этой комедии
будет по характеру не всегда одинаковым. Вот, например, когда Главный
исполнитель королевских желаний будет петь свою песню, - она, на первый взгляд,
покажется смешной, но смешно ли, когда человек поёт о подлости, о клевете, о
всех чёрных деяниях, на которые он способен? Нет, это уже не смешно, это жутко.
Смешной как будто будет и сценка, в которой этот Главный исполнитель станет
учить Королеву, как ей прикинуться бедной нищенкой… смешно, но если представить
себе, что она учится смирению для того, чтобы отравить Белоснежку, - становится
совсем не смешно. Вот такой «несмешной» смех называют сатирой.
Зато Гномы – по-настоящему
смешные, хорошие и симпатичные. Странные у них имена: Понедельник, Вторник,
Среда, Четверг, Пятница, Суббота, Воскресенье. Весёлые славные Гномы помогут
Белоснежке, когда ей будет худо. Смех, который они вызывают, - хороший, добрый
смех. Ложась спать, они сами себе поют колыбельную песенку. Вы услышите в ней
знакомый мотив песенки «Чижик-пыжик» и, наверное, засмеётесь. Очень весело
прозвучит их песенка, которую они поют в начале, в средине и в конце, - бодрая
песенка, которая всегда с ними…
Итак, слушайте, дайте волю своему
воображению, и оно поможет вам представить себе и эту страну, и всё, что в ней
происходит, и дворец, и хижину гномов, и всех участников действия, их лица,
фигуры, одежду.
В этом вам помогут музыка
Колмановского и сказочник – замечательный артист Ростислав Плятт. Они поведут
вас в эту чудесную сказку.
* *
*
Эдуард Савельевич очень рано
проявил музыкальные способности. В семилетнем возрасте он сочинял небольшие
пьески для фортепиано, а в тринадцать лет написал свой первый романс «Певец» на
стихи Пушкина.
Колмановский родился в Могилеве в
1923 году, но музыкальное образование получил в Москве, окончив сначала училище
имени Гнесиных, а в 1946 году Московскую консерваторию, где его педагогом по
классу композиции был известный композитор, профессор В. Я. Шебалин.
Эдуард Колмановский пишет не
только песни. Им создан ряд произведений для симфонического оркестра:
Лирическая сюита, Концерт для альта с оркестром, романсы на стихи Пушкина,
Лермонтова, Роберта Бернса, музыкальная комедия для взрослых «Женский
монастырь».
Много пишет он для театра и кино.
К постановкам Московского Художественного театра «Двенадцатая ночь» и «Дорога
через Сокольники» музыка была написана Э. Колмановским. Если вы увидите
мультипликационные фильмы «Ореховый прутик», «Гадкий утёнок», «Аист», «Мальчик
из Неаполя», «Али-Баба и сорок разбойников» или широкоэкранный фильм о VI Всемирном фестивале
молодёжи в Москве, то вспомните, что музыка к этим фильмам принадлежит перу Э.
Колмановского.
Т. Карышева
Носитель: Audio LP
Страна: СССР
Год выпуска: 1968
Лэйбл: «МЕЛОДИЯ»
Порядковый номер: 33Д - 22029 – 32
Матричный номер: 33Д 22029/1-1, 33Д 22030/1-1, 33Д
22031/1-1, 33Д 22031/1-1
Жанр: детские, сказки
Формат: MP3 320 kbps – очищено от шумов и тресков
Аудиокодек:
FLAC
(*.flac) – копия записи с пластинки
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hz lossless
Размер файла: MP3 – 180 Мб, FLAC
– 568 Мб
Продолжительность: 01:02:02
Треклист:
Сторона 1 -
4
Эдуард Колмановский - Белоснежка (01.02.02)
Музыкальная сказка. Либретто С.
Богомазова.
Действующие лица и исполнители
артисты Московского государственного Детского музыкального театра: Белоснежка –
И. Лаптева; Гномы: Понедельник – Л. Бодров, Вторник – Н. Олейник, Среда – В.
Шаповал, Четверг – С. Репин, Пятница – С. Иванов, Суббота – Б. Соловьев,
Воскресенье – В. Тучинский; Королева – В. Драчева; Зеркало – Н. Макарова;
Главный исполнитель королевских желаний – С. Менахин; Вождь народа – Г.
Пискунов; Кактус – Г. Григорьев; Ромашка – Л. Петровичева; Егерь – М. Егоров;
Ворон – В. Макаров; Сказочник – Р. Плятт.
Хор и оркестр Московского
государственного Детского музыкального театра. Дирижёр В. Яковлев.
Режиссёр – Э. Краснянский
Художественный руководитель –
Наталия Сац
© «МЕЛОДИЯ», 1968
Всесоюзная студия грамзаписи. Запись 1968 г.
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок, 1972
(комплект из двух пластинок)
Арт. 45-2. Цена 1 руб. 75 коп.
Оцифровка Геннадия Горбунова