Этот блогг создан для хранения и личного пользования музыкальными произведениями собственной оцифровки. Посетителям блогга предоставляется право на бесплатное скачивание и личное пользование моим архивом. Распространению и тиражированию записи не подлежат.
Пятая серия «бобинного самопала»
оцифрована с бобины, записанной на магнитофон 3-й сложности в 1980 году. Записи
произведены с программ Центрального Телевидения, а в те годы на Дальнем Востоке
их было 2: I-я
программа Центрального Телевидения и II-я программа Центрального Телевидения. Магнитофон подключался к
линейному выходу телевизора, а иногда записи производились напрямую через
микрофон. Материал получался низкого качества с посторонними шумами и тресками.
Из-за не разворотливости советской торговой сети виниловые пластинки выходили с
большим опозданием, а магнитоальбомы производились в ограниченном количестве. Записанный
материал с различных концертов и голубых огоньков воспринимался как самый
свежий и прослушивался до следующих концертов. Затем старые концерты стирались
и записывались новые, и так до тех пор, пока на плёнке не стирался рабочий
слой. Треклистов не делалось потому, что все исполнители и песни были известны,
новые исполнители на телевидении появлялись редко, после многочисленных
худсоветов и прослушиваний культурными отделами КПСС. Тем и уникален альбом,
что эти записи так и остались в архивах Центрального Телевидения. Некоторых
исполнителей определить не смог, сделал запись как неизвестный исполнитель, эти
треки выставляю на ваш суд для опознания и поправки в комментариях.
Четвёртая серия «бобинного
самопала» оцифрована с бобины, записанной в 1976 году. Состоит альбом из
зарубежной музыки, которую слушали в то время в СССР, преобладают композиции в
роковом направлении. Переписывался альбом с катушки на катушку магнитофонами
3-й степени сложности. Я специально не стал наименовать композиции по
исполнителям и названиям песен, кто послушает, тот может вспомнить названия
треков. Записывая музыку, тогда редко кто писал треклисты, в связи с тем, что переписываемый
материал составлялся на интерес, кому что понравится. На эту бобину записаны SimonandGarfunkel, Nazareth, PaulMc`Cartney & Wingsи другие
исполнители. Качество записи не соответствует нынешним стандартам, поэтому этот
альбом предлагается прослушивать любителям зарубежного ретро, не нуждающимся в
качестве фонограммы, на любителя. В комментариях можно выдавать данные для
восстановления треклиста.
Носитель: AudioМВ
Страна: Россия
Год выпуска: 1976
Жанр: ретро
Формат: MP3 320 kbps
Аудиокодек:
FLAC (*.flac)
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 44100 Hz lossless
Размер файла: МP3 - 124,3 Мб, FLAC – 476,85 Мб
Продолжительность: 01:06:03
Треклист:
1 сторона:
01. Track 1.
The Rolling Stones – Hot Stuff (5.24)
02. Track 2.
(2.53)
03. Track 3. (3.33)
04. Track 4.
Hot Chocolate – You Sexy Thing (3.49)
05. Track 5.
Gary Toms Empire – 7-6-5-4-3-2-1 (Blow Your Whistle) (4.44)
06. Track 6.
UFO – This Kid`s (Including Between The Walls) (2.55)
07. Track 7.
Nazareth – Razamanaz (1973) (3.52)
08. Track 8.
Nazareth – Love Hurts (1973) (3.58)
2 сторона
09. Track 9.
Nazareth – Bad, Bad Boy (1973) (3.32)
10. Track
10. Nazareth – This Flight Tonight (3.34)
11. Track
11. Chizh – Save Me (3.30)
12. Track
12. Geordie – Youse Of The Rising Sun (5.01)
13. Track
13. (2.25)
14. Track
14. Creedence Clearwater Revival – I Put A Spell On You (4.39)
15. Track
15. Paul McCartney – Let Me Roll It (4.53)
16. Track
16. Golden Earring – Intro Plus Absurdio (3.14)
17. Track
17. Uriah Heep – Pilgrim (4.07)
Запись 1976 года
Оцифровка Геннадия Горбунова
Спасибо всем, кто принимает участие в опознании треков. Осталось совсем немного 2, 3 и 13 треки. В сообщениях прошу давать информацию о наименовании участника. Ваши данные об участии впишем в страницу сайта.
Альбом «Шамора» составлен из
композиций группы, записанных в период с 1983 по 1990 годы. Так как название
группы «Мумий Тролль» взято из одноимённых сказок Туве Янсона, альбом «Шамора»
предлагается любителям рока под эпилогом «Правда о мумиях и троллях», что
определяет жизнь и творчество самих музыкантов постсоветского периода
деятельности.
Многие задумываются, откуда взято
название альбома «Шамора». Чтобы развеять миф о каких-то «Шаморах», разъясняю,
что Шамора – это бухта на побережье Японского моря в 25 километрах от
Владивостока. Название китайское Shamuo(沙漠)
переводится как «песчаная пустыня» или «пески». В советское время название
бухта Шамора переименовано в бухту Лазурная. В настоящее время – это самый известный,
красивый и самый большой пляж на Дальнем Востоке. В пляжный сезон в июле - августе
на отдых съезжаются гости со всего Дальневосточного региона. Это место стало
проведением ежегодного Дальневосточного регионального фестиваля авторской песни
«Приморские струны». Не редко в этой точке Приморья собирают свои фестивали рок-музыканты
и музыканты джазового направления.
Альбом специально держал к Новому
году. Как смог оцифровал эту старую кассету. Выкладываю запись с целью
поздравления всех, а особенно дальневосточников с Новым годом!
Группа «Мумий Тролль» была
образована во Владивостоке, называлась «BoneyP» и пела на английском
языке. В первый состав входили: Илья Лагутенко (вокал, keys), Кирилл Бабий (keys), Павел Бабий (drums), «Куля» (гитара), Андрей Барабаш
(bass). Илья Лагутенко
(вокал, гитара, тексты, музыка) – родился в Москве, но вскоре семья переезжает
во Владивосток. Илья закончил Дальневосточный Государственный Университет по
специальности «Востоковедение и африканистика». Жил в Китае и в Великобритании,
где работал переводчиком китайского и английского языка. Является единым целым
с группой «Мумий Тролль» с момента её основания. В 1982 году, после знакомства
с Леонидом Бурлаковым – будущим продюсером группы, ребята начинают петь на
русском языке. В то же время группа меняет название «BoneyP» на «ШОК» в состав которого
входят новые музыканты Владимир Луценко и Алик Краснов. В этом составе группа
«ШОК» записывает русскоязычный альбом. 16 октября 1983 года образовалась группа
«Муми тролль» в честь героя серии постмодернистских сказок Туве Янсон. Буква
«й» появилась в названии в 1990г. Лагутенко обозвал себя и своих музыкантов
«мумиями». Так и пошло. В тот классический состав группы входили Илья
Лагутенко, клавишник Альберт Краснов, басист Владимир Луценко и Леонид
Бурлаков, взявший на себя функции продюсера и сочинивший несколько текстов.
Большинство материала было написано Ильёй Лагутенко. В конце 1983 года группа
работает над первым своим магнитоальбомом «Новая луна апреля», который выходит
только в 1985 году. Группа становится популярной на дискотеках Владивостока, её
начинает обожать молодёжь всего дальневосточного региона. Коллектив успевает
дать несколько концертов, уже тогда тяготея к созданию на сцене шоу. В 1987 –
1989 годах Илья проходит службу в Советской Армии. После увольнения Игоря
Лагутенко в запас группа начинает работать над вторым альбомом «Делай юю»,
который является неудачным в карьере группы. После чего Илья Лагутенко уезжает
работать в Китай, а в 1994 году перебирается в Лондон. В 1995 году его там
находит Леонид Бурлаков и уговорил Илью возродить «Мумий Тролль». Альбом
«Морская» записывался летом 1996 года в Лондоне. На запись из Владивостока
приехал Альберт Краснов, а остальными участниками записи стали английские
сессионные музыканты, в том числе гитарист Род Блейк. Концертную деятельность
«Мумий Тролль» начали в 1997 году. В состав вошли Илья Лагутенко, Альберт
Краснов, басист Евгений «Сдвиг» Звиденный, барабанщик Олег Пунгин,
бэк-вокалистка Олеся Ляшенко и гитарист Род Блайк. Возвращением во Владивосток
группа произвела фурор в городе и Приморском крае, но от гастролей коллектив
отказался и вернулся в Лондон, где начали записывать новый альбом «Морская».
Уже в ноябре 1997 года был выпущен второй альбом группы. В декабре 1998 года
аншлаговыми концертами в ДК Горбунова «Мумий Тролль» заканчивает
полуторагодовые гастроли по стране. За это время выпущено пять альбомов
«Морская», «Икра», «Шамора I»,
«Шамора II», «СНовым
годом, крошка!». В 1999 году группа начала работать над записью нового альбома
«Точно ртуть алоэ». Альбом записывался самостоятельно без сессионных
музыкантов, а состав группы сократился до четырёх человек: Лагутенко, Сдвиг,
Цалер и Пунгин. Евгений «Сдвиг» Завиденный (бас) – играл во Владивостокской
группе «Третья Стража». С основанием студии «Декада» «Третья Стража» выступала
в одних концертах с «Мумий Тролль» и «Туманным стоном». Евгений принимал
участие в записи альбома «Мумий Тролль» - «Делай ЮЮ». С 1993 года работал в
«Туманном Стоне», игравшим тяжёлый панк-рок. Осенью 1997 года Леонид Бурлаков
предложил музыканту поработать вместе. Так в составе «Мумий Тролль», с первых
концертов во Владивостоке, появился «Сдвиг». Юрий Цалер (гитара) родился в
Первоуральске Свердловской области. Играл в группе «Птица Зу», затем в Москве
работал с Павлом Кашиным, с предложения Ильи Кормильцева был приглашён в группу
«Мумий Тролль». Олег Пунгин (ударные) работал директором продакшн-студии на
Владивостокском радио. В 1998 и 1999 года группа стала лучшей группой года. В
это время были гастроли в Москве, Санкт-Петербурге и Владивостоке, выступили в
Японии. 8 ноября 1999 года выходит первый сингл группы «Невеста», а в ночь с
1999 на 2000 год второго сингла «Карнавала нет». В 2001 году группа
представляет Россию на Евровидении, где занимает 12 место. После этого тур по
Германии и Дании. В 2002 году в Дании и в странах Скандинавии выходит сингл «LuckyBride?». 1 сентября 2002 года
в белом и розовом форматах выходит альбом «Меамуры». В 2003 году выпускается
художественный фильм и одноимённый альбом «Похитители книг», сочиняются
несколько песен к фильму «Ночной дозор». Шестой студийный альбом «Мумий Тролль»
«Слияние и Поглощение» появляется в 2005 году. 7 июля 2007 года выходит альбом
«Амба». 8 августа 2008 года Студией «СОЮЗ» выпущен восьмой номерной альбом «8».
7 апреля 2009 года – дата выхода первого зарубежного официального релиза «Мумий
Тролля». Альбом «ComradeAmbassador»
выпустила американская компания SYNDICATE
совместно с собственной социальной сетью группы Ikra.tv. В это время «Мумий Тролль» дали масштабный тур по 60 городам
Северной Америки. В 2010 году группа выпустила альбом «Редкие земли» и
отправилась в большое турне по Северной Америке, России и Ближнему Востоку,
«Мумий Тролль» приняли участие в легендарном американском фестивале SXSW в Техасе и в
мексиканских Сервантино и Сакатекас. Группой были выпущены два сингла на
английском языке «ParadiseAhead»
и «PolarBear».
1 сентября 2011 года группа делает проект «МузПерелёт», в 11 часов
владивостокского времени «Мумий Тролль» выступает на центральной площади
Владивостока, ровно в полдень стартует с концертной площадки в аэропорт и
вечером 1 сентября даёт концерт в г. Калининграде на сцене у Дома Советов. Этот
проект регистрируется в «Книге Гинесса». В апреле 2012 года группа записывает
первый студийный англоязычный альбом «Vladivostok». В апреле 2013 года во Владивостоке состоялась
презентация клипа «Четвёртый троллейбус», который снимался в его родном городе.
14 мая 2013 года группа выпустила новый сингл «Акулы или Паука», 20 мая выходит
клип на эту песню. В 2013 году выпущен альбом «SOS матросу». В конце октября во время
осеннего гастрольного тура группу покидает гитарист Юрий Цалер, его место
занимает сессионный музыкант Артём Крицин. 29 – 30 августа 2014 года во
Владивостоке состоялся второй фестиваль V-ROX,
организованный Ильей Лагутенко. 1 ноября 2014 года вышел новый сингл группы
«Ноябрь». В начале 2015 года выйдет альбом «Пиратские копии» и второй
англоязычный студийный альбом «MalibuAlibi».
Первая часть сборника «Новогодний
серпантин» предлагается любителям музыки к ужину и началу новогоднего праздника
в кругу семьи и детей. Здесь есть что послушать и детям, папам и мамам,
бабушкам и дедушкам.
Страна: Россия
Носитель: DigitalAlboum
Год выпуска: 2014
Лэйбл:
Порядковый номер:
Жанр: разное
Формат: MP3 320 kbps
Аудиокодек:
FLAC
(*.flac)
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hzlossless
Размер файла: MP3 – 177 Мб, FLAC
– 980 Мб
Продолжительность:
01:24:34
Треклист:
01. Подъём и КАРИНА - Ёлочка (3.35)
02. Мультфильм Маша и Медведь - Песенка про Новый год (3.05)
03. Балаган Limited - В лесу родилась ёлочка (3.11)
04. Анита Цой - Новогодние игрушки (3.42)
05. ВИТАС - Три белых коня (3.01)
06. Непоседы - Новый год (2.39)
07. Ладушки - Здравствуй, Дедушка Мороз! (4.05)
08. Ураган - Даёшь народу хорошую погоду (3.37)
09. София Ротару - Белая зима (3.34)
10. Big Beta - Это Новый Год? Да! (3.26)
11. Vengerov
and Fedoroff - Простоквашино (3.34)
12. Reflex - Белая метелица (3.12)
13. Анжелика Пушнова - Новогодняя (3.14)
14. Виталька - Мама, я хочу ёлочку (3.37)
15. Дрозды - Сыплет снежок (3.06)
16. Ирина Аллегрова - Новогодняя (3.32)
17. Рождество - Новогодняя песня (4.30)
18. Татьяна Овсиенко - Новый год! (2.30)
19. Владимир Цветаев - Новый год (2.53)
20. Пьер Нарцисс и Алеся Боярских - Новый Год (3.01)
Дмитрий Прудников – Чеченский альбом, 1996
(магнитоальбом)
11 декабря 1994 года Президент РФ
Борис Ельцин подписал Указ № 2169 «О мерах по обеспечению законности,
правопорядка и общественной безопасности на территории Чеченской республики». С
этого дня началась кровопролитная война, развязанная бездарным руководством,
стоящим в то время во главе российского государства. Среди высоких начальников
Министерства Обороны ходили шапкозакидательские инициативы о взятии г. Грозного
за несколько часов. В город были брошены не обученные и не подготовленные для
боевых действий подразделения. В этой «мясорубке» погибло большое количество
военнослужащих. Вся война унесла от 20 до 30 тысяч принимавших участие военных,
до 75 тысяч мирных жителей. От бездарной и безалаберной политика руководства
страны тысячи матерей как русских, так и чеченских оплакивали своих погибших
сыновей. Война не выбирает национальности, война уничтожает как виноватых, так
и не виновных. В этой войне погибли и наши земляки спассчане. Вечная память им.
Их нельзя забывать, вот их имена: Дробченко Максим Владимирович, Сагитова Роза
Сергеевна, Прудников Дмитрий Александрович, Подкосов Станислав Петрович.
Дмитрий Прудников родился 7
декабря 1976 года в селе Красный Кут Спасского района Приморского края, здесь
окончил среднюю школу. С 1992 года по 1995 год обучался в Спасском ГПТУ № 29 по
профессии электросварщик. В период учёбы был солистом ансамбля, сам сочинял
музыку и писал стихи к песням. Имея приятный мужской голос, вкладывая
философский смысл в песни, он мог бы стать хорошим певцом, композитором,
поэтом. В январе 1995 года он был призван в ряды Российской Армии. Службу Дмитрий
начал в учебном подразделении, в войсковой части 54091 в с. Князе-Волконское
Хабаровского края. После окончания учебного подразделения был направлен для
прохождения дальнейшей службы в войсковую часть 66431 Северо-Кавказского Военного
округа. Там был назначен на должность заместителя командира взвода, ему было
присвоено воинское звание «сержант». Перед отправкой в зону боевых действий он
побывал дома в краткосрочном отпуске. Обещал приехать домой и после службы
организовать ансамбль. Дома достал кассету, положил её в ящик письменного стола
и сказал матери: «Здесь песни. Мои. Из афганского цикла, ты не слушай, это
очень печально. А ты у меня такая ранимая». В марте 1996 года часть, в которой
служил Дмитрий, принимала участие в боевых действиях в Чеченской республике на
территории Ачхой-Мартановского района. В одном из боёв под с. Старый Ачхой взвод,
в котором служил Дмитрий, попал в засаду и принял не равный бой. В том бою
остановилось сердце 19-летнего паренька. 21 марта 1996 года он погиб. Похоронен
на сельском кладбище в родном селе. Альбом с его песнями мама Дмитрия передала
в Спасский городской краеведческий музей, который мною был реставрирован и оцифрован.
Носитель: Audio MС
Страна: Россия
Год выпуска: 1996
Жанр: военная песня
Формат: MP3 320 kbps
Аудиокодек:
FLAC
(*.flac)
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 44100 Hzlossless
Размер файла: MP3 - 172,5 Мб, FLAC
– 313 Мб
Продолжительность: 53.59
Треклист:
1 сторона
01. Судьба десантника
(3.42)
02. В долине солнца, где Фергана (2.20)
03. Солдатская любовь
(7.38)
04. Солдаты из дисбата (2.53)
05. Напиши мне (3.23)
06. Десантнику (3.33)
07. Афганистан (3.42)
2 сторона
08. Мир на Земле
(3.44)
09. Жизнь
(3.34)
10. Два абрека
(4.01)
11. Сон
(4.15)
12. Владикавказ (3.29)
13. Мысли мои (4.01)
14. Под кайфом (3.44)
Весь материал на страницу и кассета с альбомом предоставлены
Спасским городским краеведческим музеем.
Русская военная музыка и музыка, посвящённая
Отечественной войне 1812 года, 1987 5LP
… И вечной памятью
двенадцатого года…
А. С. Пушкин
В этом году исполнилось 200 лет
со Дня Победы над наполеоновской французской армией. 19 марта 1814 года русские
войска вошли в Париж. К этой дате оцифрован и выложен на сайт этот альбом.
События Отечественной войны 1812
года оказали столь глубокое и многообразное воздействие на последующее и
историческое развитие России и Европы, что сейчас, спустя 175 лет, трудно даже
представить, что «гроза двенадцатого года» продолжалась около шести месяцев.
Отсчёт этих дней и ночей начался с 12 июня, когда 440-тысячная армия
французского императора Наполеона I, переправившись через Неман, вторглась в пределы России.
С первых дней война приобрела
особый характер. «Война теперь не обыкновенная, а национальная», - писал в июне
1812 года главнокомандующий 2-й Западной армии генерал П. И. Багратион. На
память приходили события двухсотлетней давности, когда ополчение К. Минина и Д.
Пожарского спасло Россию от порабощения иноземцами.
Ломая планы Наполеона решить
исход войны в приграничном сражении, русские армии с боями отходили на восток.
Надежда остановить неприятеля появилась после того, как 22 июля 1-я и 2-я армии
соединились под Смоленском. В эти дни замечательный патриот поэт Ф. Н. Глинка написал солдатскую песню,
которая начиналась словами:
«Вспомним, братцы, россов славу
И пойдём врагов разить!
Защитим свою державу:
Лучше смерть – чем в рабстве жить».
Между тем, после двухдневных
упорных боёв, в ночь на 6 августа горящий древний Смоленск был оставлен.
Тревога за судьбу Отечества нарастала, ибо путь на Москву был открыт.
«Россия сжималась,
сосредоточивалась, дралась и горела. Грустно было смотреть на наши дни,
окуренные дымом, на наши ночи, окрашенные заревом пожаров. С каждым днём, и для
самых отдалённых мест от полей битв, более и более ощутительно становилось
присутствие чего-то чужого, чего-то постороннего, не нашего» (Ф. Н. Глинка).
Огромное воздействие на подъём боевого духа русских войск оказал приезд 17
августа в армию главнокомандующего М. И. Кутузова.
Генеральное сражение произошло 26
августа в 120 км западнее Москвы у безвестного дотоле села Бородино. Около 15
часов длилась битва, в которой ожесточённо сражались друг с другом 250 тысяч
человек. Закончилась она для французского императора бесславно. Как писал в
рапорте М. И. Кутузов, «французская армия под предводительством самого
Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твёрдость духа
российского солдата, жертвовавшего с бодростию жизнью за своё отечество».
После Бородинского сражения
уверенность в победе над неприятелем не покидала русские войска даже тогда,
когда французы оказались в опустевшей Москве.
«Хоть Москва в руках французов,
Это, братцы, не беда.
Наш фельдмаршал, князь Кутузов
Их на смерть пустил туда», -
это неизвестно кем сложенное
четверостишье распевалось русскими солдатами в Тарутинском лагере. На борьбу с
врагом поднялся весь народ. Ополчение, крестьянские партизанские отряды, казачьи
полки с Дона помогли армии Кутузова подготовиться к изгнанию захватчиков из
пределов России. Малоярославец, Вязьма, Красное, река Березина – всё это лишь
отдельные звенья в цепи ударов, которые привели к уничтожению
«двунадесятиязыкой» армии Наполеона и положили начало освобождению Европы.
И трагизм военных событий, и
слава побед 1812 года навеки запечатлелись в народной памяти, отразились в
памятниках на местах сражений, в живописи, в поэзии, в музыке.
Появление военной музыки в России
связано с организацией регулярной армии Петром I. При Петре I появились и военные музыканты. К
началу XIX века военные
оркестры, или, как тогда говорили, «музыкальные хоры», состоящие по штату из 25
музыкантов, были во всех полках русской армии. Музыкантами подавались многие
воинские команды, без них не обходился ни один воинский ритуал. Для этих целей
в пехотных полках были барабанщики – по 12 человек в батальоне. В отборных
частях пехоты – у гренадеров – были также «флейтщики». В кавалерийских полках сигналы
подавали трубачи - по 3 трубача в эскадроне. Комплектовались музыканты из
кантонистов – солдатских детей – и воспитанников военно-сиротских заведений,
получая музыкальное образование в полку.
Более 3 тысяч музыкантов
участвовали в Бородинском сражении, храбро сражаясь в одном строю с
гренадерами, мушкетерами, егерями, кавалеристами и артиллеристами.
В бою за Шевардинский редут
отличились барабанщики 5-го егерского полка Иван Андреев и Герасим Манихин.
Они, будучи окружёнными неприятелем, «не теряя присутствия духа, соглася всех
наших с ними бывших солдат, ударили храбро на штыки и тем освободились из плена,
нанеся немалый урон неприятелю».
Находясь в бою рядом с
командирами, трубачи не редко спасали им жизнь в жестоких кавалерийских
схватках. Среди них штаб-трубач Козлов и трубач Емельянов из лейб-гвардии
Конного полка. О подвиге лейб-кирасирских трубачей Тимофея Соколова, Николая
Вологдина, Федора Федорова, Семена Григорьева в наградном списке указано, что
«при атаке, когда превосходное число набежало на них неприятеля, оные, удачно
его отразя, обратили в тыл, причем двух из них тяжело ранило, а Федорова в
голову в нескольких местах тяжело раздроблено и Григорьеву отбито ядром часть
ноги».
Многие музыканты за подвиги в
Бородинском сражении получили высшую солдатскую награду – знак отличия Военного
ордена (Георгиевский крест).
Музыкальные инструменты – серебряные
и георгиевские трубы – были одной из самых почётных коллективных наград частей
русской армии. За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов
России в 1812 году и кампаниях 1813 – 1814 годов серебряные трубы получили 27
пехотных и кавалерийских полков, 2 конно-артиллерийские роты, 5 казачьих полков
и лейб-гвардии Черноморская сотня. Георгиевскими трубами были награждены 28
полков и гвардейская артиллерия. Особой наградой для пехотных полков был
гренадерский барабанный бой, право на который было дано 15 полкам.
Увлечение военной музыкой
особенно распространилось после возвращения русской армии из заграничных
походов. В это время у каждого из 26 батальонов гвардейских полков появился
собственный марш, под звуки которых они проходили на смотрах церемониальным
маршем. В 20-е годы XIX
века складываются и многие солдатские песни, посвящённые эпохе Отечественной
войны 1812 года.
***
В основу настоящего мемориального
издания положены старые фонограммы, сохранившие живую традицию исполнения
военной музыки, свойственную полковым оркестрам XIX века. Старые пластинки
свидетельствуют и о высоком профессиональном мастерстве русских военных
музыкантов. Первые записи на пластинки русских военных оркестров состоялись ещё
в апреле 1899 года в Петербурге. Это были оркестры гвардейских Преображенского,
Финляндского и Конного полков. Следует отметить, что акустическая звукозапись
достаточно хорошо передавала звучание духовых оркестров, и пластинки с их
записями (популярной, танцевальной и военной музыкой) получили большое
распространение уже в начале XX
века. За первое десятилетие было записано несколько десятков полковых маршей
различными оркестрами. А к празднованию столетия Отечественной войны 1812 года,
кроме переиздания ранее выходивших пластинок, были предприняты специальные
записи, приуроченные к юбилею. Помимо ведущего граммофонного производства в
России GramophoneCompany
(включавшего в марку Zonophone),
юбилейные пластинки выпускались и другими фирмами – «Русским акционерным
обществом граммофонов» (РАОГ), «Сиреной-Рекорд», «Метрополь-Рекорд» и мелкими
производствами.
В записях военной музыки, песен,
романсов и произведений, написанных к столетнему юбилею, принимали участие
многие видные исполнители того времени. Среди них – один из лучших военных
капельмейстеров Войтех Главач, артисты Мариинского оперного театра в Петербурге
Александр Брагин, Лев Сибиряков, Евгений Виттинг, Александр Белянин, артист
оперной труппы Народного дома в Петербурге Сергей Левик, московский хор И.
И.Юхова, популярные певцы Юрий Морфесси и Владимир Сабинин и многие другие.
Репертуарный диапазон юбилейных записей был необычайно широк. Кроме военной
музыки, были записаны солдатские песни, романсы, хоры, военные сигналы русской
и французской армии, даже любимая песня Наполеона «Разлука». К сожалению,
юбилейные записи 1812 года, как и более ранние, не стали в последующее время
объектом целенаправленного собирания и изучения. В большинстве они безвозвратно
утрачены, и лишь отдельные уникальные образцы, собранные участниками этого
издания, легли в его основу.
Несмотря на то, что большинство
полковых маршей появилось позднее 1812 года, они остаются своего рода «визитной
карточкой» для боевых частей, прославленных героическим участием в памятных
исторических событиях. Само появление полковых маршей неразрывно связано со
славной боевой историей полков русской армии. Они были призваны отразить в
звуках их воинскую славу и доблесть (даже если в качестве исходного
музыкального материала были заимствованы мелодии из французских и итальянских
опер). Интерес к русской военной музыке прошлого не угас и в наше время. Ещё в
годы Великой Отечественной войны к ней обратились лучшие советские военные
дирижёры, такие, как С. А. Чернецкий. Старинная военная музыка входит в
постоянный репертуар и записывается ведущими военными оркестрами и в наши дни.
Марши полков – участников Отечественной войны 1812 года, сигналы русской армии
в современной записи дополнили настоящее издание, демонстрируя преемственность
лучших традиций русских и советских военных музыкантов. Как и в далёком
прошлом, звучание военного оркестра, звуки маршей, под которые проходили войска
прошлого столетия, обладают огромной силой эмоционального воздействия,
пробуждая патриотические чувства у наших современников.
Уникальный интерес представляют
записи солдатских песен в исполнении самих солдат-песенников. Песенники были в
каждом полку, батальоне, эскадроне русской армии XIX века. Солдатская песня сопровождала
«труженников войны» и в тяжёлых походах, и в часы отдыха, помогала превозмочь
все тяготы невыносимого порой солдатского труда, поднимала боевой дух. Помимо
записей солдатского фольклора, в 1912 году было записано несколько песен
профессиональными артистами в обработке В. Н. Гартевельда, композитора и
собирателя фольклора. Все обработанные им для юбилейных граммофонных пластинок
песни являются в оригинале образцами народного творчества и бытовали не только
в солдатской или казачьей среде. Например, песня «Разоренная моя
путь-дороженька» была записана ещё в середине прошлого века знаменитым собирателем
П. И. Якушкиным в нескольких вариантах (в Тверской и Рязанской губерниях) и
входит в известное «Собрание народных песен П. В. Киреевского». Песня «Не труба
трубит» возникла в 1812 году и стала песней Петербургского народного ополчения.
Несколько старых записей являются
имитацией перед рупором звукозаписывающего аппарата военных учений и боевых
действий. Им свойственны необычайная жизненность и правдоподобие, так как они
исполнялись не артистами, а самими военнослужащими.
Тема Отечественной войны 1812
года появилась на пластинках в грозные годы последней войны. Сохранившиеся
фонограммы включены в издание как дань благодарной памяти участникам этих
патриотических записей и образцы высокой исполнительской культуры в этом
репертуаре.
Бородинское сражение и другие события Отечественной войны
1812 года нашли отражение в многочисленных музыкальных произведениях. Некоторые
из них, включая знаменитую торжественную увертюру П. И. Чайковского «1812 год»,
завершают программу этой краткой музыкальной антологии, посвящённой
знаменательной дате – 175-летию Отечественной войны 1812 года.
А. В. ГОРБУНОВ
Русская военная музыка и музыка, посвящённая
Отечественной войне 1812 года, 1987 5LP (Пластинка I)
Страна: СССР
Носитель: AudioLP
Год выпуска: 1987
Лэйбл: МЕЛОДИЯ
Порядковый номер: М10 47931-32 004
Жанр: марши
Формат: MP3 320 kbps – очищено от шумов и тресков
Аудиокодек:
FLAC
(*.flac) – копия записи
с пластинки
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hzlossless
Размер файла: MP3 – 93,1 Мб, FLAC
– 225,96 Мб
Продолжительность: 29:47
Треклист:
Сторона 1
01. Оркестр Гвардейского экипажа п/у В. Главача – Марш
лейб-гвардии Преображенского полка (Gramophone 20805 (1137 ab), Петербург, 1907 г.) (2.26)
02. Оркестр лейб-гвардии Семеновского полка п/у Ф. Шоллара –
«Полковой парад» лейб-гвардии Семеновского полка (Gramophone 20670 (3505 L), Петербург, 1905 г.) (2.51)
03. Военный оркестр – Марш лейб-гвардии Измайловского полка
(РАОГ 1894, Москва, 1912 г.) (2.36)
04. Оркестр Павловского военного училища п/у И. Кристмана -
Марш лейб-гвардии Финляндского полка (Gramophone 20307 (451 С), Петербург, 1902 г.) (1.26)
05. Александр Брагин, баритон и Хор, балалаечники –
Финляндцы, вы стяжали славу, солдатская песня (Gramophone4-22217
(1798 ae), Петербург,
1910 г.) (2.32)
06. Оркестр Павловского военного училища п/у И. Кристмана –
Марш лейб-гвардии Егерского полка (Gramophone 20304 (447 С),
Петербург, 1902 г.) (1.38)
07. Военный оркестр – Марш Санкт-Петербургского
гренадерского полка (Zonophone 1/2 Х 2 – 60987 (16925 b), Петербург, 1912 г.) (1.30)
2 сторона
08. Военный оркестр – Марш Кексгольмского пехотного полка (Zonophone Х 2 – 60891 (16921 b), Петербург, 1912 г.) (2.57)
09. Хор песенников лейб-гвардии Гренадерского полка - Ну, ребята, марш домой, солдатская песня (Zonophone 64641 (2318 k), Петербург, 1905 г.) (1.56)
10. Хор песенников лейб-гвардии Гренадерского полка - Развесёлые солдаты, солдатская песня (Zonophone 64640 (2316 k), Петербург, 1905 г.) (1.23)
11. Оркестр 106-го Уфимского пехотного полка п/у Бороздюка –
В поход, марш «с пением и свистом» (Zonophone Х 60834 (14471 b), Вильнюс, 1910 г.) (2.52)
12. Оркестр 106-го Уфимского пехотного полка п/у Бороздюка –
«Атака пехоты» (с командой, сигналами и стрельбой) (Zonophone Х 60835 (14476 b), Вильнюс, 1910 г.) (2.28)
13. Оркестр лейб-гвардии Гренадерского полка - Походный марш («Сирена-Рекорд» Х 1201, 1911
г.) (3.02)
Реставраторы: Е. Дойникова (пластинка I)
Научные консультанты: Г. Вилинбахов, А. Горбунов
Редактор П. Грюнберг
При реставрации использованы
фономатериалы из: Центрального государственного архива звукозаписей СССР, фонда
Гостелерадио СССР, собраний Ю. Б. Перепелкина и Г. В. Вилинбахова (Ленинград), В.
Л. Янина (Москва) и др.
Указана исходная нумерация (каталожная и матричная) старых
фонограмм.
Совместное издание Всесоюзной фирмы грампластинок «МЕЛОДИЯ»,
Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника и
Государственного Эрмитажа.