Этот блогг создан для хранения и личного пользования музыкальными произведениями собственной оцифровки. Посетителям блогга предоставляется право на бесплатное скачивание и личное пользование моим архивом. Распространению и тиражированию записи не подлежат.
Дмитрий Прудников – Чеченский альбом, 1996
(магнитоальбом)
11 декабря 1994 года Президент РФ
Борис Ельцин подписал Указ № 2169 «О мерах по обеспечению законности,
правопорядка и общественной безопасности на территории Чеченской республики». С
этого дня началась кровопролитная война, развязанная бездарным руководством,
стоящим в то время во главе российского государства. Среди высоких начальников
Министерства Обороны ходили шапкозакидательские инициативы о взятии г. Грозного
за несколько часов. В город были брошены не обученные и не подготовленные для
боевых действий подразделения. В этой «мясорубке» погибло большое количество
военнослужащих. Вся война унесла от 20 до 30 тысяч принимавших участие военных,
до 75 тысяч мирных жителей. От бездарной и безалаберной политика руководства
страны тысячи матерей как русских, так и чеченских оплакивали своих погибших
сыновей. Война не выбирает национальности, война уничтожает как виноватых, так
и не виновных. В этой войне погибли и наши земляки спассчане. Вечная память им.
Их нельзя забывать, вот их имена: Дробченко Максим Владимирович, Сагитова Роза
Сергеевна, Прудников Дмитрий Александрович, Подкосов Станислав Петрович.
Дмитрий Прудников родился 7
декабря 1976 года в селе Красный Кут Спасского района Приморского края, здесь
окончил среднюю школу. С 1992 года по 1995 год обучался в Спасском ГПТУ № 29 по
профессии электросварщик. В период учёбы был солистом ансамбля, сам сочинял
музыку и писал стихи к песням. Имея приятный мужской голос, вкладывая
философский смысл в песни, он мог бы стать хорошим певцом, композитором,
поэтом. В январе 1995 года он был призван в ряды Российской Армии. Службу Дмитрий
начал в учебном подразделении, в войсковой части 54091 в с. Князе-Волконское
Хабаровского края. После окончания учебного подразделения был направлен для
прохождения дальнейшей службы в войсковую часть 66431 Северо-Кавказского Военного
округа. Там был назначен на должность заместителя командира взвода, ему было
присвоено воинское звание «сержант». Перед отправкой в зону боевых действий он
побывал дома в краткосрочном отпуске. Обещал приехать домой и после службы
организовать ансамбль. Дома достал кассету, положил её в ящик письменного стола
и сказал матери: «Здесь песни. Мои. Из афганского цикла, ты не слушай, это
очень печально. А ты у меня такая ранимая». В марте 1996 года часть, в которой
служил Дмитрий, принимала участие в боевых действиях в Чеченской республике на
территории Ачхой-Мартановского района. В одном из боёв под с. Старый Ачхой взвод,
в котором служил Дмитрий, попал в засаду и принял не равный бой. В том бою
остановилось сердце 19-летнего паренька. 21 марта 1996 года он погиб. Похоронен
на сельском кладбище в родном селе. Альбом с его песнями мама Дмитрия передала
в Спасский городской краеведческий музей, который мною был реставрирован и оцифрован.
Носитель: Audio MС
Страна: Россия
Год выпуска: 1996
Жанр: военная песня
Формат: MP3 320 kbps
Аудиокодек:
FLAC
(*.flac)
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 44100 Hzlossless
Размер файла: MP3 - 172,5 Мб, FLAC
– 313 Мб
Продолжительность: 53.59
Треклист:
1 сторона
01. Судьба десантника
(3.42)
02. В долине солнца, где Фергана (2.20)
03. Солдатская любовь
(7.38)
04. Солдаты из дисбата (2.53)
05. Напиши мне (3.23)
06. Десантнику (3.33)
07. Афганистан (3.42)
2 сторона
08. Мир на Земле
(3.44)
09. Жизнь
(3.34)
10. Два абрека
(4.01)
11. Сон
(4.15)
12. Владикавказ (3.29)
13. Мысли мои (4.01)
14. Под кайфом (3.44)
Весь материал на страницу и кассета с альбомом предоставлены
Спасским городским краеведческим музеем.
Русская военная музыка и музыка, посвящённая
Отечественной войне 1812 года, 1987 5LP
… И вечной памятью
двенадцатого года…
А. С. Пушкин
В этом году исполнилось 200 лет
со Дня Победы над наполеоновской французской армией. 19 марта 1814 года русские
войска вошли в Париж. К этой дате оцифрован и выложен на сайт этот альбом.
События Отечественной войны 1812
года оказали столь глубокое и многообразное воздействие на последующее и
историческое развитие России и Европы, что сейчас, спустя 175 лет, трудно даже
представить, что «гроза двенадцатого года» продолжалась около шести месяцев.
Отсчёт этих дней и ночей начался с 12 июня, когда 440-тысячная армия
французского императора Наполеона I, переправившись через Неман, вторглась в пределы России.
С первых дней война приобрела
особый характер. «Война теперь не обыкновенная, а национальная», - писал в июне
1812 года главнокомандующий 2-й Западной армии генерал П. И. Багратион. На
память приходили события двухсотлетней давности, когда ополчение К. Минина и Д.
Пожарского спасло Россию от порабощения иноземцами.
Ломая планы Наполеона решить
исход войны в приграничном сражении, русские армии с боями отходили на восток.
Надежда остановить неприятеля появилась после того, как 22 июля 1-я и 2-я армии
соединились под Смоленском. В эти дни замечательный патриот поэт Ф. Н. Глинка написал солдатскую песню,
которая начиналась словами:
«Вспомним, братцы, россов славу
И пойдём врагов разить!
Защитим свою державу:
Лучше смерть – чем в рабстве жить».
Между тем, после двухдневных
упорных боёв, в ночь на 6 августа горящий древний Смоленск был оставлен.
Тревога за судьбу Отечества нарастала, ибо путь на Москву был открыт.
«Россия сжималась,
сосредоточивалась, дралась и горела. Грустно было смотреть на наши дни,
окуренные дымом, на наши ночи, окрашенные заревом пожаров. С каждым днём, и для
самых отдалённых мест от полей битв, более и более ощутительно становилось
присутствие чего-то чужого, чего-то постороннего, не нашего» (Ф. Н. Глинка).
Огромное воздействие на подъём боевого духа русских войск оказал приезд 17
августа в армию главнокомандующего М. И. Кутузова.
Генеральное сражение произошло 26
августа в 120 км западнее Москвы у безвестного дотоле села Бородино. Около 15
часов длилась битва, в которой ожесточённо сражались друг с другом 250 тысяч
человек. Закончилась она для французского императора бесславно. Как писал в
рапорте М. И. Кутузов, «французская армия под предводительством самого
Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твёрдость духа
российского солдата, жертвовавшего с бодростию жизнью за своё отечество».
После Бородинского сражения
уверенность в победе над неприятелем не покидала русские войска даже тогда,
когда французы оказались в опустевшей Москве.
«Хоть Москва в руках французов,
Это, братцы, не беда.
Наш фельдмаршал, князь Кутузов
Их на смерть пустил туда», -
это неизвестно кем сложенное
четверостишье распевалось русскими солдатами в Тарутинском лагере. На борьбу с
врагом поднялся весь народ. Ополчение, крестьянские партизанские отряды, казачьи
полки с Дона помогли армии Кутузова подготовиться к изгнанию захватчиков из
пределов России. Малоярославец, Вязьма, Красное, река Березина – всё это лишь
отдельные звенья в цепи ударов, которые привели к уничтожению
«двунадесятиязыкой» армии Наполеона и положили начало освобождению Европы.
И трагизм военных событий, и
слава побед 1812 года навеки запечатлелись в народной памяти, отразились в
памятниках на местах сражений, в живописи, в поэзии, в музыке.
Появление военной музыки в России
связано с организацией регулярной армии Петром I. При Петре I появились и военные музыканты. К
началу XIX века военные
оркестры, или, как тогда говорили, «музыкальные хоры», состоящие по штату из 25
музыкантов, были во всех полках русской армии. Музыкантами подавались многие
воинские команды, без них не обходился ни один воинский ритуал. Для этих целей
в пехотных полках были барабанщики – по 12 человек в батальоне. В отборных
частях пехоты – у гренадеров – были также «флейтщики». В кавалерийских полках сигналы
подавали трубачи - по 3 трубача в эскадроне. Комплектовались музыканты из
кантонистов – солдатских детей – и воспитанников военно-сиротских заведений,
получая музыкальное образование в полку.
Более 3 тысяч музыкантов
участвовали в Бородинском сражении, храбро сражаясь в одном строю с
гренадерами, мушкетерами, егерями, кавалеристами и артиллеристами.
В бою за Шевардинский редут
отличились барабанщики 5-го егерского полка Иван Андреев и Герасим Манихин.
Они, будучи окружёнными неприятелем, «не теряя присутствия духа, соглася всех
наших с ними бывших солдат, ударили храбро на штыки и тем освободились из плена,
нанеся немалый урон неприятелю».
Находясь в бою рядом с
командирами, трубачи не редко спасали им жизнь в жестоких кавалерийских
схватках. Среди них штаб-трубач Козлов и трубач Емельянов из лейб-гвардии
Конного полка. О подвиге лейб-кирасирских трубачей Тимофея Соколова, Николая
Вологдина, Федора Федорова, Семена Григорьева в наградном списке указано, что
«при атаке, когда превосходное число набежало на них неприятеля, оные, удачно
его отразя, обратили в тыл, причем двух из них тяжело ранило, а Федорова в
голову в нескольких местах тяжело раздроблено и Григорьеву отбито ядром часть
ноги».
Многие музыканты за подвиги в
Бородинском сражении получили высшую солдатскую награду – знак отличия Военного
ордена (Георгиевский крест).
Музыкальные инструменты – серебряные
и георгиевские трубы – были одной из самых почётных коллективных наград частей
русской армии. За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов
России в 1812 году и кампаниях 1813 – 1814 годов серебряные трубы получили 27
пехотных и кавалерийских полков, 2 конно-артиллерийские роты, 5 казачьих полков
и лейб-гвардии Черноморская сотня. Георгиевскими трубами были награждены 28
полков и гвардейская артиллерия. Особой наградой для пехотных полков был
гренадерский барабанный бой, право на который было дано 15 полкам.
Увлечение военной музыкой
особенно распространилось после возвращения русской армии из заграничных
походов. В это время у каждого из 26 батальонов гвардейских полков появился
собственный марш, под звуки которых они проходили на смотрах церемониальным
маршем. В 20-е годы XIX
века складываются и многие солдатские песни, посвящённые эпохе Отечественной
войны 1812 года.
***
В основу настоящего мемориального
издания положены старые фонограммы, сохранившие живую традицию исполнения
военной музыки, свойственную полковым оркестрам XIX века. Старые пластинки
свидетельствуют и о высоком профессиональном мастерстве русских военных
музыкантов. Первые записи на пластинки русских военных оркестров состоялись ещё
в апреле 1899 года в Петербурге. Это были оркестры гвардейских Преображенского,
Финляндского и Конного полков. Следует отметить, что акустическая звукозапись
достаточно хорошо передавала звучание духовых оркестров, и пластинки с их
записями (популярной, танцевальной и военной музыкой) получили большое
распространение уже в начале XX
века. За первое десятилетие было записано несколько десятков полковых маршей
различными оркестрами. А к празднованию столетия Отечественной войны 1812 года,
кроме переиздания ранее выходивших пластинок, были предприняты специальные
записи, приуроченные к юбилею. Помимо ведущего граммофонного производства в
России GramophoneCompany
(включавшего в марку Zonophone),
юбилейные пластинки выпускались и другими фирмами – «Русским акционерным
обществом граммофонов» (РАОГ), «Сиреной-Рекорд», «Метрополь-Рекорд» и мелкими
производствами.
В записях военной музыки, песен,
романсов и произведений, написанных к столетнему юбилею, принимали участие
многие видные исполнители того времени. Среди них – один из лучших военных
капельмейстеров Войтех Главач, артисты Мариинского оперного театра в Петербурге
Александр Брагин, Лев Сибиряков, Евгений Виттинг, Александр Белянин, артист
оперной труппы Народного дома в Петербурге Сергей Левик, московский хор И.
И.Юхова, популярные певцы Юрий Морфесси и Владимир Сабинин и многие другие.
Репертуарный диапазон юбилейных записей был необычайно широк. Кроме военной
музыки, были записаны солдатские песни, романсы, хоры, военные сигналы русской
и французской армии, даже любимая песня Наполеона «Разлука». К сожалению,
юбилейные записи 1812 года, как и более ранние, не стали в последующее время
объектом целенаправленного собирания и изучения. В большинстве они безвозвратно
утрачены, и лишь отдельные уникальные образцы, собранные участниками этого
издания, легли в его основу.
Несмотря на то, что большинство
полковых маршей появилось позднее 1812 года, они остаются своего рода «визитной
карточкой» для боевых частей, прославленных героическим участием в памятных
исторических событиях. Само появление полковых маршей неразрывно связано со
славной боевой историей полков русской армии. Они были призваны отразить в
звуках их воинскую славу и доблесть (даже если в качестве исходного
музыкального материала были заимствованы мелодии из французских и итальянских
опер). Интерес к русской военной музыке прошлого не угас и в наше время. Ещё в
годы Великой Отечественной войны к ней обратились лучшие советские военные
дирижёры, такие, как С. А. Чернецкий. Старинная военная музыка входит в
постоянный репертуар и записывается ведущими военными оркестрами и в наши дни.
Марши полков – участников Отечественной войны 1812 года, сигналы русской армии
в современной записи дополнили настоящее издание, демонстрируя преемственность
лучших традиций русских и советских военных музыкантов. Как и в далёком
прошлом, звучание военного оркестра, звуки маршей, под которые проходили войска
прошлого столетия, обладают огромной силой эмоционального воздействия,
пробуждая патриотические чувства у наших современников.
Уникальный интерес представляют
записи солдатских песен в исполнении самих солдат-песенников. Песенники были в
каждом полку, батальоне, эскадроне русской армии XIX века. Солдатская песня сопровождала
«труженников войны» и в тяжёлых походах, и в часы отдыха, помогала превозмочь
все тяготы невыносимого порой солдатского труда, поднимала боевой дух. Помимо
записей солдатского фольклора, в 1912 году было записано несколько песен
профессиональными артистами в обработке В. Н. Гартевельда, композитора и
собирателя фольклора. Все обработанные им для юбилейных граммофонных пластинок
песни являются в оригинале образцами народного творчества и бытовали не только
в солдатской или казачьей среде. Например, песня «Разоренная моя
путь-дороженька» была записана ещё в середине прошлого века знаменитым собирателем
П. И. Якушкиным в нескольких вариантах (в Тверской и Рязанской губерниях) и
входит в известное «Собрание народных песен П. В. Киреевского». Песня «Не труба
трубит» возникла в 1812 году и стала песней Петербургского народного ополчения.
Несколько старых записей являются
имитацией перед рупором звукозаписывающего аппарата военных учений и боевых
действий. Им свойственны необычайная жизненность и правдоподобие, так как они
исполнялись не артистами, а самими военнослужащими.
Тема Отечественной войны 1812
года появилась на пластинках в грозные годы последней войны. Сохранившиеся
фонограммы включены в издание как дань благодарной памяти участникам этих
патриотических записей и образцы высокой исполнительской культуры в этом
репертуаре.
Бородинское сражение и другие события Отечественной войны
1812 года нашли отражение в многочисленных музыкальных произведениях. Некоторые
из них, включая знаменитую торжественную увертюру П. И. Чайковского «1812 год»,
завершают программу этой краткой музыкальной антологии, посвящённой
знаменательной дате – 175-летию Отечественной войны 1812 года.
А. В. ГОРБУНОВ
Русская военная музыка и музыка, посвящённая
Отечественной войне 1812 года, 1987 5LP (Пластинка I)
Страна: СССР
Носитель: AudioLP
Год выпуска: 1987
Лэйбл: МЕЛОДИЯ
Порядковый номер: М10 47931-32 004
Жанр: марши
Формат: MP3 320 kbps – очищено от шумов и тресков
Аудиокодек:
FLAC
(*.flac) – копия записи
с пластинки
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hzlossless
Размер файла: MP3 – 93,1 Мб, FLAC
– 225,96 Мб
Продолжительность: 29:47
Треклист:
Сторона 1
01. Оркестр Гвардейского экипажа п/у В. Главача – Марш
лейб-гвардии Преображенского полка (Gramophone 20805 (1137 ab), Петербург, 1907 г.) (2.26)
02. Оркестр лейб-гвардии Семеновского полка п/у Ф. Шоллара –
«Полковой парад» лейб-гвардии Семеновского полка (Gramophone 20670 (3505 L), Петербург, 1905 г.) (2.51)
03. Военный оркестр – Марш лейб-гвардии Измайловского полка
(РАОГ 1894, Москва, 1912 г.) (2.36)
04. Оркестр Павловского военного училища п/у И. Кристмана -
Марш лейб-гвардии Финляндского полка (Gramophone 20307 (451 С), Петербург, 1902 г.) (1.26)
05. Александр Брагин, баритон и Хор, балалаечники –
Финляндцы, вы стяжали славу, солдатская песня (Gramophone4-22217
(1798 ae), Петербург,
1910 г.) (2.32)
06. Оркестр Павловского военного училища п/у И. Кристмана –
Марш лейб-гвардии Егерского полка (Gramophone 20304 (447 С),
Петербург, 1902 г.) (1.38)
07. Военный оркестр – Марш Санкт-Петербургского
гренадерского полка (Zonophone 1/2 Х 2 – 60987 (16925 b), Петербург, 1912 г.) (1.30)
2 сторона
08. Военный оркестр – Марш Кексгольмского пехотного полка (Zonophone Х 2 – 60891 (16921 b), Петербург, 1912 г.) (2.57)
09. Хор песенников лейб-гвардии Гренадерского полка - Ну, ребята, марш домой, солдатская песня (Zonophone 64641 (2318 k), Петербург, 1905 г.) (1.56)
10. Хор песенников лейб-гвардии Гренадерского полка - Развесёлые солдаты, солдатская песня (Zonophone 64640 (2316 k), Петербург, 1905 г.) (1.23)
11. Оркестр 106-го Уфимского пехотного полка п/у Бороздюка –
В поход, марш «с пением и свистом» (Zonophone Х 60834 (14471 b), Вильнюс, 1910 г.) (2.52)
12. Оркестр 106-го Уфимского пехотного полка п/у Бороздюка –
«Атака пехоты» (с командой, сигналами и стрельбой) (Zonophone Х 60835 (14476 b), Вильнюс, 1910 г.) (2.28)
13. Оркестр лейб-гвардии Гренадерского полка - Походный марш («Сирена-Рекорд» Х 1201, 1911
г.) (3.02)
Реставраторы: Е. Дойникова (пластинка I)
Научные консультанты: Г. Вилинбахов, А. Горбунов
Редактор П. Грюнберг
При реставрации использованы
фономатериалы из: Центрального государственного архива звукозаписей СССР, фонда
Гостелерадио СССР, собраний Ю. Б. Перепелкина и Г. В. Вилинбахова (Ленинград), В.
Л. Янина (Москва) и др.
Указана исходная нумерация (каталожная и матричная) старых
фонограмм.
Совместное издание Всесоюзной фирмы грампластинок «МЕЛОДИЯ»,
Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника и
Государственного Эрмитажа.
Русская военная музыка и музыка, посвящённая
Отечественной войне 1812 года, 1987 5LP (Пластинка II)
Краткие сведения о некоторых частях русской
армии, участниках Отечественной войны 1812 года
К началу Отечественной войны 1812
года русская армия состояла из различных родов и видов войск. Пехота делилась
на тяжёлую: четыре гвардейских, 14 гренадерских, 98 пехотных и 4 морских полка
– и лёгкую: 2 гвардейских полка и экипаж, 50 егерских полков. Все они были
сведены в бригады и дивизии. Кавалерия делилась на тяжёлую: 3 гвардейских, 8
кирасирских, 36 драгунских полков – и лёгкую: 2 гвардейских, 5 уланских, 11
гусарских полков. В состав армии входили артиллерия, инженерные войска и
казаки.
Лейб-гвардии Преображенский и
Семеновский полки начинали свою историю в 1683 году. Они участвовали во всех
сражениях петровского времени: под Азовом и Нарвой, Лесной и Полтавой, Прутом и
Гангутом. В 1812 году полки составляли бригаду в 5-м пехотном корпусе. Вместе с
Первой Западной армией преображенцы и семеновцы проделали путь до Бородинского
поля. Здесь они защищали центр русской позиции. Особенно полки отличились
храбростью в сражении у Кульма 17 – 18 (29 – 30) августа 1813 года. За этот
подвиг они были награждены георгиевскими знамёнами. Марш Преображенского полка
считается старейшим русским военным маршем. Его часто называли «Петровским
маршем» и считали, что он был сочинён в петровское время. Под этот марш русская
гвардия вступила в 1814 году в Париж.
Лейб-гвардии Измайловский полк
был сформирован в 1730 году и стал третьим пехотным полком гвардии. Состоял в
одной дивизии с Преображенским и Семеновским полками. Отличился в Бородинском
сражении, где у Семеновского оврага вместе с лейб-гвардии Литовским полком
отбил несколько атак конницы Нансути. Лейб-гвардии Финляндский полк был
сформирован в 1806 году. Отличился в контратаках на левом фланге русской
позиции в конце Бородинского сражения. В рапорте М. И. Кутузову
генерал-лейтенант Д. С. Дохтуров, командовавший войсками левого фланга после
смертельного ранения П. И. Багратиона, писал: «Полки Литовский, Измайловский и
Финляндский во время сражения оказали достойную русских храбрость и были
первыми, которые необыкновенным своим мужеством, удерживая стремление
неприятеля, поражали оного повсюду штыками». В Бородинском сражении лейб-гвардии
Финляндский полк потерял около трети личного состава. После Бородина финляндцы
сражались при Тарутине и Малоярославце, Красном и Добром. Наградой лейб-гвардии
Измайловскому и Финляндскому полкам были георгиевские знамёна с надписью: «За
отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 года».
Лейб-гвардии Егерский полк был
сформирован в 1796 году, сначала как батальон. В 1806 году он стал полком. В
1812 году входил в состав гвардейской пехотной дивизии. Шефом полка был генерал
от инфантерии князь П. И. Багратион. Во время Бородинского сражения полк
действовал на правом фланге русской позиции у села Бородино. В 1813 году был
награждён георгиевскими знамёнами с надписью: «За отличие при поражении и
изгнании неприятеля из пределов России 1812 года».
Санкт-Петербургский гренадерский
полк начинает свою историю с 1726 года, когда были сформированы два армейских
пехотных полка, из соединения которых в 1790 году был образован
Санкт-Петербургский гренадерский полк. В 1812 году этот полк входил в состав
1-й гренадерской дивизии 3-го пехотного корпуса, которым командовал генерал Н.
А. Тучков. В Бородинском сражении полк сражался на Старой Смоленской дороге у
деревни Утица. Впоследствии принимал участие в сражении при Красном. Во время
освободительного похода 1813 - 1814 годов шефом полка был назначен прусский
король, который и сочинил полковой марш. С 1894 года – гвардейский полк.
Кексгольмский пехотный полк был
сформирован в 1710 году. За взятие Берлина в 1760 году был награждён двумя
серебряными трубами. В 1812 году входил в состав 11-й пехотной дивизии в 4-м
корпусе. В Бородинском сражении участвовал в защите центра русской позиции,
отбивал атаки французской конницы. В 1813 году полк стал гренадерским, а в 1894
году – гвардейским.
Кавалергардский полк был
сформирован в 1799 году под названием Кавалергардского корпуса, который в 1800
году был переформирован в полк. Само название «кавалергарды» означает
телохранителей, почётную (во время коронаций и других торжеств) гвардию. В
России они впервые появились в 1724 году при коронации жены Петра I Екатерины. Кавалергардский
полк отличился в 1805 году в сражении при Аустерлице вместе с лейб-гвардии
Конным полком, сформированным в 1721 году. В этом сражении кавалергарды и конногвардейцы
провели знаменитую атаку, во время которой конногвардейцы захватили французское
знамя. В 1812 году оба полка входили в состав 1-й кирасирской дивизии. В
Бородинском сражении они находились в центре русской позиции, где атаковали и
отбрасывали неприятельскую конницу. Полки проделали вместе не только кампанию
1812 года, но и поход 1813 – 1814 годов, где особенно отличились при Кульме и
Фершампенуазе. За храбрость в Отечественной войне полкам были пожалованы
георгиевские штандарты. Маршем Кавалергардского полка с 1826 года является
мелодия из оперы Франсуа Буальдьё «Белая дама».
Лейб-кирасирский его величества
полк ведёт свою историю от драгунского полка, сформированного в 1702 году. С
1761 года он становится лейб-кирасирским полком. В 1812 году полк входил в
состав 1-й кирасирской дивизии. В Бородинском сражении вместе с
лейб-кирасирским ея величества и Астраханским кирасирским полками отражал атаки
французской конницы на левом фланге и в центре позиции. За мужество во время
Отечественной войны полк был причислен к гвардии и получил георгиевские
штандарты. Марш полка начинается сигналом «Стой – равняйсь – стой».
Лейб-гвардии Казачий полк
начинает свою историю с 1775 года. В 1812 году входил в состав 1-го
кавалерийского корпуса. В Бородинском сражении принял участие в рейде конницы
Ф. П. Уварова и донских казаков в обход левого фланга французов. Участвовали
лейб-казаки во многих сражениях этой кампании, особенно отличившись при
Тарутине. За храбрость получили георгиевские штандарты.
Лейб-гвардии Уланский полк был
сформирован в 1803 году. В 1812 году входил в состав 1-го кавалерийского
корпуса. В Бородинском сражении принимал участие в рейде против левого фланга
французов. Участвовал в сражениях при Тарутине, Малоярославце, Красном и др.
Был награждён георгиевскими штандартами с надписью «За взятие при Красном
неприятельского знамени и за отличие при поражении и изгнании неприятеля из
пределов России 1812 года». В марше использована музыка из оперы «Норма»
Винченцо Беллини.
Лейб-гвардии Гусарский полк был
сформирован в 1775 году. В 1812 году входил в состав 1-го кавалерийского
корпуса. Отличился в сражении под Витебском. В Бородинском сражении сражался с
французской конницей и пехотой в составе своего корпуса. Затем дрался при
Тарутине, Вязьме, Красном и др. Полк был награждён георгиевскими штандартами с
надписью «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России
1812 года».
Лейб-гвардии Конная артиллерия
была сформирована в 1796 году. В 1812 году входила в состав 5-го корпуса,
принимала участие во многих сражениях: под Витебском и Смоленском, Бородином и
Малоярославцем, Вязьмой и Красном. Артиллеристы были награждены серебряными
трубами с надписью «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов
России 1812 года».
Ладожский пехотный полк был
сформирован в 1708 году. В 1812 году входил в состав 26-й пехотной дивизии 7-го
корпуса генерал-лейтенанта Н. Н. Раевского. В Бородинском сражении полк
непосредственно защищал батарею Раевского.
Ахтырский гусарский полк начинал
свою боевую историю с 1651 года. В 1812 году входил в состав 4-го
кавалерийского корпуса генерал-майора К. К. Сиверса. Участвовал во многих
сражениях кампании, за проявленную храбрость был награждён серебряными трубами
с надписью: «Ахтырскому полку за отличие при поражении и изгнании неприятеля из
пределов России 1812 года». С Ахтырским полком связано имя поэта-партизана
Дениса Давыдова. В 1912 году имя Дениса Давыдова было дано полку как имя
вечного шефа.
Гродненский гусарский полк был
сформирован в 1806 году. В 1812 году полк входил в состав корпуса В. Х.
Витгенштейна. Шефом полка был генерал Я. П. Кульнев. Гродненцы храбро сражались
при Клястицах и Полоцке, за что были награждены серебряными трубами с надписью
«Гродненскому гусарскому полку за отличие при поражении и изгнании неприятеля
из пределов России 1812 года». В 1824 году полк был наименован Клястицким гусарским,
а с 1909 года к названию полка присоединено имя вечного шефа генерал-майора Я.
П. Кульнева.
Белорусский гусарский полк был
сформирован в 1803 году. В 1812 году полк входил в состав армии адмирала П. Я
Чичагова. За храбрость во время заграничного похода 1813 – 1814 годов полк был
награждён знаками «За отличие» на кивера и серебряными трубами.
Сумской гусарский полк ведёт свою
историю с 1651 года. В 1812 году полк входил в состав 3-го кавалерийского
корпуса. В Бородинском сражении отличился во время отражения атаки французской
конницы на пехоту генерала А. И. Остермана-Толстого. Участвовал и в других
сражениях Отечественной войны и заграничных походов 1813 – 1814 годов. За
храбрость полк был награждён георгиевскими трубами с надписью: «Сумскому полку
за отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России в 1812 году»,
георгиевскими штандартами с надписью: «В воздаяние отличных подвигов, оказанных
в благополучно оконченную кампанию 1814 года» и знаками «За отличие» на кивера.
В 1912 году названию полка было присоединено имя вечного шефа генерал-майора
Сеславина.
Г. В. ВИЛИНБАХОВ
Страна: СССР
Носитель: AudioLP
Год выпуска: 1987
Лэйбл: МЕЛОДИЯ
Порядковый номер: М10 47933-34 009
Жанр: марши
Формат: MP3 320 kbps – очищено от шумов и тресков
Аудиокодек:
FLAC
(*.flac) – копия записи
с пластинки
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hzlossless
Размер файла: MP3 – 76,4 Мб, FLAC
– 179,98 Мб
Продолжительность: 25:51
Треклист:
Сторона 1
01. Оркестр Кавалергардского полка – Марш «Кавалерия» (Gramophone 2-20187 (9858 u), 1906 г.) (3.00)
02. Оркестр лейб-гвардии Волынского полка п/у В. Павелко – Марш
Кавалергардского полка («Сирена-Рекорд» Х 2049, 1912 г.) (3.10)
03. Оркестр лейб-гвардии Кирасирского его величества полка
п/у Хоста – Марш лейб-гвардии Кирасирского его величества полка (Zonophone Х 60437 (17145 b), Петербург, 1912 г.) (2.35)
04. Оркестр Сумского гусарского полка п/у А. Марквардта -
Марш лейб-гвардии Казачьего полка (Zonophone Х 60887 (14277 b), Варшава, 1910 г.) (2.46)
05. Оркестр лейб-гвардии Волынского полка п/у В. Павелко – Марш лейб-гвардии Уланского полка («Сирена-Рекорд»
X 2050, 1912 г.) (2.14)
2 сторона
06. Сергей Левик, баритон и Мужской хор – Ах ты, батюшка,
славный тихий Дон, казачья песня 1812 года (обработка В. Гартевельда) (Zonophone Х 2 - 62878 (1819 ae), Москва, 1910 г.) (2.56)
07. Оркестр лейб-гвардии Конного полка п/у А. Ружека
(сигналист – Климов, труба) – Кавалерийские сигналы (аллюры) (Zonophone 1/2 Х 60271 (2733 L), Петербург, 1906 г.) (1.51)
08. Оркестр Сумского гусарского полка п/у А. Марквардта – Церемониальный
марш (Ученье Сумского гусарского полка) (Zonophone Х 60889 (14251 b), Варшава, 1910 г.) (3.06)
09. Военный оркестр – Марш лейб-гвардии Конной артиллерии (Zonophone 1/2 Х 2 – 60987 (16925 b), Петербург, 1912 г.) (0.58)
10. Военный оркестр – Марш «Выезд батарей на позицию» (Zonophone (с матрицы без
номера). Запись около 1912 г.) (3.15)
Реставраторы: Е. Дойникова (пластинка II)
Научные консультанты: Г. Вилинбахов, А. Горбунов
Редактор П. Грюнберг
При реставрации использованы
фономатериалы из Центрального государственного архива звукозаписей СССР, фонда
Гостелерадио СССР, собраний Ю. Б. Перепелкина и Г. В. Вилинбахова (Ленинград),
В. Л. Янина (Москва) и др.
Указана исходная нумерация (каталожная и матричная) старых
фонограмм.
Совместное издание Всесоюзной фирмы грампластинок «МЕЛОДИЯ»,
Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника и
Государственного Эрмитажа.
Русская военная музыка и музыка, посвящённая
Отечественной войне 1812 года, 1987 5LP (Пластинка III)
Третья пластинка из альбома «К 175-летию Отечественной войны
1812 года».
Страна: СССР
Носитель: AudioLP
Год выпуска: 1987
Лэйбл: МЕЛОДИЯ
Порядковый номер: М10 47935-36 003
Жанр: военная песня, марши
Формат: MP3 320 kbps – очищено от шумов и тресков
Аудиокодек:
FLAC
(*.flac) – копия записи
с пластинки
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hzlossless
Размер файла: MP3 – 92,7 Мб, FLAC
– 220,85 Мб
Продолжительность: 34:58
Треклист:
Сторона 1
01. Александр Брагин, баритон и Оркестр – Разоренная моя
путь-дороженька, солдатская песня 1812 года (обработка В. Гартевельда) (Gramophone 4-22212 (14917 b), Петербург, 1910 г.)
(3.13)
02. Александр Брагин, баритон и Оркестр – Ты помнишь ли,
товарищ неизменный, солдатская песня 1812 года (обработка В. Гартевельда) (Gramophone 4-22211 (14916 b), Петербург, 1910 г.)
(2.42)
03. Александр Белянин, бас и Мужской хор – Не труба трубит,
песня Народного ополчения 1812 года, (обработка В. Гартевельда) (Gramophone 4-22215 (14981 b), Петербург, 1910 г.) (3.28)
04. Сергей Левик, баритон и Хор – Великая панихида после
Бородинской битвы (сл. А. Круглова) (Zonophone Х 2- 62879 (1815 ae), Москва, 1910 г.) (2.57)
05. Зинаида Кудина, меццо-сопрано – Лежат храбрейшие рядами,
элегия (В. Гартевельд – сл. Н. М. Карамзина)(Zonophone Х 2- 63143 (1821 ae), Москва, 1910 г.) (2.45)
06. Юрий Морфесси, баритон – Шумел, горел пожар Московский,
народная песня (Zonophone
Х 2 - 62746 (2373 ae), Москва,
1910 г.) (2.46)
2 сторона
07. Лев Сибиряков, бас и Оркестр – Два великана (Д. Столыпин
– сл. М. Ю. Лермонтова) (Gramophone
4-22365 (16514 b),
Петербург, 1912 г.) (3.34)
08. Оркестр Zonophone– Юбилейный марш «Москва» (1812 – 1912 гг.) (Н. Шмелев)(Zonophone Х 2-60653 (14619 b), Москва, 1910 г.) (3.03)
09. Оркестр Александровского военного училища п/у В. Брандта
– Марш на вступление в Париж в 1814 году («Метрополь-Рекорд» 933, Москва, 1911
г.) (2.55)
10. Ансамбль погранвойск НКВД п/у А. Степанова (запевала -
А. Казаков) – Солдатушки, браво ребятушки, старинная солдатская песня (Грампласттрест
11984, Москва, 31 мая 1944 г.) (2.26)
11. Александр Пирогов, бас и Ансамбль погранвойск НКВД п/у
А. Степанова – Бородино, народная песня (сл. М. Ю. Лермонтова) (Грампласттрест
12234 + 12235, Москва, 5 октября 1944 г.) (4.09)
Реставраторы: О. Гурова (пластинка III)
Научные консультанты: Г. Вилинбахов, А. Горбунов
Редактор П. Грюнберг
При реставрации использованы
фономатериалы из: Центрального государственного архива звукозаписей СССР, фонда
Гостелерадио СССР, собраний Ю. Б. Перепелкина и Г. В. Вилинбахова (Ленинград),
В. Л. Янина (Москва) и др.
Указана исходная нумерация (каталожная и матричная) старых
фонограмм.
Совместное издание Всесоюзной фирмы грампластинок «МЕЛОДИЯ»,
Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника и
Государственного Эрмитажа.
Русская военная музыка и музыка, посвящённая
Отечественной войне 1812 года, 1987 5LP (Пластинка IV)
Четвёртая пластинка из альбома «К 175-летию Отечественной
войны 1812 года».
Страна: СССР
Носитель: AudioLP
Год выпуска: 1987
Лэйбл: МЕЛОДИЯ
Порядковый номер: С10 25703-704 002
Жанр: марши
Формат: MP3 320 kbps – очищено от шумов и тресков
Аудиокодек:
FLAC
(*.flac – копия записи
с пластинки
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hzlossless
Размер файла: MP3 – 113,4 Мб, FLAC
– 426,63 Мб
Продолжительность: 40:13
Треклист:
Сторона 1
01. Отдельный показательный оркестр Министерства Обороны
СССР. Дирижёр Николай Назаров – Марш лейб-гвардии Преображенского полка. Запись
1969 г. (2.07)
02. Первый отдельный показательный оркестр Министерства Обороны
СССР. Дирижёр Анатолий Мальцев – Гвардейский поход, сигнал. Запись 1979 г.
(0.41)
03. Отдельный показательный оркестр Министерства Обороны
СССР. Дирижёр Николай Сергеев – Марш лейб-гвардии Измайловского полка. Запись 1971
г. (2.26)
04. Первый отдельный показательный оркестр Министерства
Обороны СССР. Дирижёр Анатолий Мальцев – Марш для нового караула, сигнал.
Запись 1979 г. (0.41)
05. Образцовый оркестр Почётного караула СССР. Дирижёр
Георгий Назаров – Старый егерский марш (моно). Запись 1961 г. (1.50)
06. Первый отдельный показательный оркестр Министерства
Обороны СССР. Дирижёр Анатолий Мальцев – Армейский поход, сигнал. Запись 1979
г. (0.41)
07. Отдельный показательный оркестр Министерства Обороны
СССР. Дирижёр Николай Сергеев – Старинный марш «Гренадер». Запись 1971 г. (3.33)
08. Первый отдельный показательный оркестр Министерства
Обороны СССР. Дирижёр Анатолий Мальцев – Генерал-марш, сигнал. Запись 1979 г. (0.35)
09. Отдельный показательный оркестр Министерства Обороны
СССР. Дирижёр Николай Сергеев – Марш Ладожского пехотного полка. Запись 1974 г.
(2.00)
10. Первый отдельный показательный оркестр Министерства
Обороны СССР. Дирижёр Анатолий Мальцев – Русская вечерняя зóря, сигнал. Запись
1979 г. (2.05)
2 сторона
11. Первый отдельный показательный оркестр Министерства
Обороны СССР. Дирижёр Анатолий Мальцев – Под штандарты, сигнал. Запись 1979 г.
(0.26)
12. Первый отдельный показательный оркестр Министерства
Обороны СССР. Дирижёр Анатолий Мальцев – Марш Кавалергардского полка. Запись 1979
г. (4.31)
13. Первый отдельный показательный оркестр Министерства
Обороны СССР. Дирижёр Анатолий Мальцев – Парсель перед парадом, сигнал. Запись
1979 г. (0.30)
14. Первый отдельный показательный оркестр Министерства
Обороны СССР. Дирижёр Анатолий Мальцев – Марш лейб-гвардии Гусарского полка.
Запись 1979 г. (4.07)
15. Первый отдельный показательный оркестр Министерства
Обороны СССР. Дирижёр Анатолий Мальцев – Шагом, сигнал. Запись 1979 г. (0.29)
16. Первый отдельный показательный оркестр Министерства Обороны
СССР. Дирижёр Анатолий Мальцев – Рысью, сигнал. Запись 1979 г. (0.17)
17. Первый отдельный показательный оркестр Министерства
Обороны СССР. Дирижёр Анатолий Мальцев – В галоп, сигнал. Запись 1979 г. (0.18)
18. Первый отдельный показательный оркестр Министерства
Обороны СССР. Дирижёр Николай Михайлов – Марш Гродненского гусарского полка.
Запись 1979 г. (3.06)
19. Первый отдельный показательный оркестр Министерства
Обороны СССР. Дирижёр Анатолий Мальцев – Слушай, сигнал. Запись 1979 г. (0.20)
20. Первый отдельный показательный оркестр Министерства
Обороны СССР. Дирижёр Анатолий Мальцев – Парсель до зóри, сигнал. Запись 1979
г. (1.22)
21. Первый отдельный показательный оркестр Министерства
Обороны СССР. Дирижёр Анатолий Мальцев – Повестка, сигнал. Запись 1979 г.
(0.51)
22. Первый отдельный показательный оркестр Министерства
Обороны СССР. Дирижёр Анатолий Мальцев – Марш Ахтырского гусарского полка.
Запись 1979 г. (3.29)
23. Первый отдельный показательный оркестр Министерства
Обороны СССР. Дирижёр Анатолий Мальцев – Сбор, сигнал. Запись 1979 г. (0.28)
24. Первый отдельный показательный оркестр Министерства
Обороны СССР. Дирижёр Анатолий Мальцев – Тревога, сигнал. Запись 1979 г. (0.22)
25. Первый отдельный показательный оркестр Министерства
Обороны СССР. Дирижёр Анатолий Мальцев – Предварительный сигнал для атаки.
Запись 1979 г. (0.25)
26. Первый отдельный показательный оркестр Министерства
Обороны СССР. Дирижёр Николай Михайлов – Марш Белорусского гусарского полка.
Запись 1979 г. (2.31)
Реставраторы: Г. Петров (пластинка IV)
Научные консультанты: Г. Вилинбахов, А. Горбунов
Редактор П. Грюнберг
При реставрации использованы
фономатериалы из Центрального государственного архива звукозаписей СССР, фонда
Гостелерадио СССР, собраний Ю. Б. Перепелкина и Г. В. Вилинбахова (Ленинград),
В. Л. Янина (Москва) и др.
Указана исходная нумерация (каталожная и матричная) старых
фонограмм.
Совместное издание Всесоюзной фирмы грампластинок «МЕЛОДИЯ»,
Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника и
Государственного Эрмитажа.
Русская военная музыка и музыка, посвящённая
Отечественной войне 1812 года, 1987 5LP (Пластинка V)
Пятая пластинка из альбома «К 175-летию Отечественной войны
1812 года».
Страна: СССР
Носитель: AudioLP
Год выпуска: 1987
Лэйбл: МЕЛОДИЯ
Порядковый номер: С10 25705-706 007
Жанр: марши
Формат: MP3 320 kbps – очищено от шумов и тресков
Аудиокодек:
FLAC
(*.flac) – копия записи
с пластинки
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hzlossless
Размер файла: MP3 – 86,3 Мб, FLAC
– 358,20 Мб
Продолжительность: 32:53
Треклист:
Сторона 1
01. Отдельный показательный оркестр Министерства Обороны
СССР. Дирижёр Николай Назаров – Бородинский марш (П. Апостолов). Запись 1962 г.
(3.36)
02. Мужская группа Воронежского русского народного хора и
Оркестр п/у Константина Массалитинова – Партизанская песня 1812 года (В.
Кочетов – слова народные) (моно). Запись 1950 г. (2.00)
03. Краснознамённый академический имени А. В. Александрова
ансамбль песни и пляски Советской Армии. Дирижёр Константин Виноградов – Бородино,
народная песня (сл. М. Ю. Лермонтова) (моно) Запись 1950 г. (3.10)
04. Отдельный показательный оркестр Министерства Обороны
СССР. Дирижёр Николай Сергеев – Орёл, старинный русский марш. Запись 1971 г. (3.05)
05. Краснознамённый академический имени А. В. Александрова
ансамбль песни и пляски Советской Армии. Дирижёр Борис Александров – Донцы-молодцы,
старинная песня Донского войска. Запись 1961 г. (3.20)
06. Отдельный показательный оркестр Министерства Обороны
СССР. Дирижёр Николай Сергеев – Марш на вступление в Париж в 1814 году. Запись
1971 г. (2.16)
2 сторона
07. Отдельный показательный оркестр Министерства Обороны
СССР п/у Николая Назарова и Государственный академический симфонический оркестр
СССР. Дирижёр Евгений Светланов – П. Чайковский (1840 – 1893) 1812 год,
торжественная увертюра, соч. 49. Запись 1974 г. (15.26)
Реставраторы: Г. Петров (пластинка V)
Научные консультанты: Г. Вилинбахов, А. Горбунов
Редактор П. Грюнберг
При реставрации использованы
фономатериалы из Центрального государственного архива звукозаписей СССР, фонда
Гостелерадио СССР, собраний Ю. Б. Перепелкина и Г. В. Вилинбахова (Ленинград),
В. Л. Янина (Москва) и др.
Совместное издание Всесоюзной фирмы грампластинок «МЕЛОДИЯ»,
Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника и
Государственного Эрмитажа.
Лучшие песни Первой Мировой войны (1909 – 1915), 2005
Первая мировая война 1914 – 1918
гг. стала одним из наиболее кровопролитных и масштабных конфликтов в
человеческой истории. Она началась 28 июля 1914 года и завершилась 11 ноября
1918 года. В этом конфликте участвовало 38 государств. Если говорить о причинах
Первой мировой войны кратко, то, с уверенностью можно утверждать, что
спровоцировали этот конфликт серьёзные экономические противоречия сложившихся в
начале века союзов мировых держав. Так же, стоит отметить, что, вероятно,
существовала возможность мирного урегулирования этих противоречий. Однако
чувствуя возросшую мощь, Германия и Австро-Венгрия перешли к более решительным
действиям. Участниками Первой мировой войны стали: с одной стороны Четверной
союз, в который входили Германия, Австро-Венгрия, Болгария, Турция (Османская
империя); с другой блок Антанта, который составляли Россия, Франция, Англия и
союзные страны (Италия, Румыния и многие другие). Начало Первой мировой войны
было спровоцировано убийством наследника австрийского престола Эрцгерцога
Франца-Фердинанда и его жены членом сербской националистической
террористической организации. Убийство, совершённое Гаврилой Принципом,
спровоцировало конфликт Австрии с Сербией. Германия поддержала Австро-Венгрию и
вступила в войну. Ход Первой мировой войны историки разделяют на пять отдельных
военных кампаний. Начало военной кампании 1914 года датируется 28 июля. 1
августа вступившая в войну Германия объявляет войну России, а 3 августа
Франции. Немецкие войска вторгаются в Люксембург, а позже, в Бельгию. В 1914
году важнейшие события Первой мировой войны развернулись на территории Франции
и сегодня известны под названием «Бег к морю». Стремясь окружить войска противника,
обе армии двигались к побережью, где в итоге и замкнулась линия фронта. Франция
сохранила контроль над портовыми городами. Постепенно линия фронта
стабилизировалась. Расчёт немецкого командования на быстрый захват Франции не
оправдался. Поскольку силы обеих сторон были истощены, война приняла
позиционный характер. Таковы события на Западном фронте. Военные действия на
Восточном фронте начались 17 августа. Русская армия начала наступление на
восточную часть Пруссии и первоначально оно оказалось вполне успешным. Победа в
Галицийской битве (18 августа) была принята большей частью общества с радостью.
После этого сражения весь 1914 год войска Австро-Венгрии уже не вступали в
серьёзные бои с Россией. Не слишком удачно развивались события и на Балканах.
Захваченный ранее Австрией Белград был отбит сербами. Активных боёв в этом году
в Сербии не было. В том же 1914 году против Германии выступила и Япония, что
позволило России обезопасить азиатские границы. Япония приступила к действиям
по захвату островных колоний Германии. Однако, Османская империя вступила в
войну на стороне Германии, открыв Кавказский фронт и лишив Россию удобного
сообщения с союзными странами. В итоге в конце 1914 года ни одна из стран
участниц конфликта не смогла добиться поставленных целей. Вторая кампания в
хронологии Первой мировой войны датируется 1915 годом. И Франция и Германия
предпринимали отчаянные попытки переломить ситуацию в свою пользу. Однако,
огромные потери, понесённые обеими сторонами, так и не привели к серьёзным
результатам. Фактически к концу 1915 года вся линия фронта так и не изменилась.
Ни весеннее наступление французов в Артуа, ни операции, проводимые в Шампани и
Артуа осенью, ситуации не изменили. На русском фронте ситуация изменилась в
худшую сторону. Зимнее наступление плохо подготовленной русской армии вскоре
превратилось в Августовское контрнаступление немцев. А в результате Горлицкого
прорыва Германских войск России потеряла Галицию и, позже, Польшу. Историки
отмечают, что во многом Великое отступление русской армии было спровоцировано
кризисом снабжения. Фронт стабилизировался только к осени. Германскими войсками
был занят весь запад Волынской губернии и частично повторял довоенные границы с
Австро-Венгрией. Положение войск, так же
как и во Франции, способствовало началу позиционной войны. 23 мая 1915 года в
войну вступила Италия. Несмотря на то, что страна являлась участницей
Четверного союза, она объявила о начале войны против Австро-Венгрии. Но 14
октября союзу Антанта объявляет войну Болгария, что осложнило ситуацию в Сербии
и привело к скорому её падению. Во время военной кампании 1916 года произошло
одно из наиболее известных сражений Первой мировой войны – Верденское. Стремясь
подавить сопротивление Франции, немецкое командование сосредоточило в районе
Верденского выступа огромные силы, надеясь преодолеть англо-французскую
оборону. В ходе этой операции, с 21 февраля по 18 декабря погибло до 750 тыс.
воинов Англии и Франции и 450 тыс. Германии. Верденское сражение известно и
тем, что впервые был применён новый тип оружия – огнемёт. Однако, наибольший
эффект этого оружия был психологическим. В это же время на территории Бельгии у
реки Ипр немцы впервые применили отравляющее вещество кожно-нарывного действия
– иприт. Для оказания помощи союзникам, на Западном русском фронте была
предпринята наступательная операция, названная Брусиловским прорывом. Это
вынудило Германию перебросить значительные силы на русский фронт и несколько
облегчило положение союзников. Военные действия развивались не только на суше.
Между блоками сильнейших мировых держав шло жестокое противостояние и на воде.
Именно весной 1916 года произошло одно из основных сражений Первой Мировой
войны на море – Ютландское. В целом, в конце года доминирующим стал блок
Антанта. Предложение Четверного союза о мире было отклонено. В ходе военной
кампании 1917 года перевес сил в сторону Антанты ещё более увеличился, и к
очередным победителям присоединились США. Но ослабление экономики всех стран -
участниц конфликта, а так же, рост революционной напряжённости привёл к
уменьшению военной активности. Германское командование принимает решение о
стратегической обороне на сухопутных фронтах, в то же время, сосредотачивая
внимание на попытках вывести из войны Англию используя подводный флот. Зимой
1916 – 1917 годов не было активных боевых действий на Кавказе. Ситуация в
России максимально обострилась. Фактически после октябрьских событий страна
вышла из войны. 1918 год принёс Антанте важнейшие победы, что привело к
окончанию войны. После фактического выхода из войны России, Германии удалось
ликвидировать Восточный фронт. Она заключила мир с Румынией, Украиной, Россией.
Условия Брестского мирного договора, заключённого между Россией и Германией в
марте 1918 года оказались для страны тяжелейшими, однако вскоре этот договор
был аннулирован. В дальнейшем Германия оккупировала Прибалтику, Польшу и
частично Белоруссию, после чего все свои силы бросила на Западный фронт. Но,
благодаря техническому превосходству Антанты, немецкие войска потерпели
поражение. После того, как Австро-Венгрия, Османская империя и Болгария
заключили мир со странами Антанты, Германия оказалась на грани катастрофы. В
силу революционных событий император Вильгельм покидает свою страну. 11 ноября
1918 года Германия подписывает акт о капитуляции. По современным данным потери
в Первой Мировой войне составили до 10 миллионов солдат. Предположительно,
из-за тяжёлых условий жизни, эпидемий и голода погибло в два раза большее
количество людей. По итогам Первой Мировой войны Германия должна была
выплачивать репарации союзникам в течение 30 лет. Она утратила 1/8 своей
территории, а колонии отошли странам – победительницам. Берег Рейна на 15 лет
оккупирован союзными войсками. Так же Германии было запрещено иметь армию более
100 тыс. человек. На все виды вооружений были наложены жёсткие ограничения. Но,
сказались последствия Первой Мировой войны и на ситуации в
странах-победительницах. Их экономика, за исключением, пожалуй, США, была в
сложном состоянии. Уровень жизни населения резко снизился, народное хозяйство
пришло в упадок. В то же время, военные монополии обогатились. Для России
Первая Мировая война стала серьёзным дестабилизирующим фактором, во многом
повлиявшем на развитие революционной ситуации в стране и вызвавшим последующую
Гражданскую войну.
Мой дед по матери Мокрушин
Василий Фёдорович прошёл с боями всю Первую Мировую войну (он её называл –
Империалистической). Он воевал на территории нынешней Белоруссии. Принимал
участие в боях с германскими войсками у озера Нарочь.
Фотографировался в г.
Могилеве на курсах подготовки унтер-офицерского состава в 1915 году. Слева
сидит – Мокрушин Василий Фёдорович, справа стоит – его друг, сослуживец.
Первая Мировая война для всех
воюющих сторон закончилась трагически. Прекратили существование великие
империи. Сотни тысяч убитых и раненых, большое количество взятых в плен. Так,
на территории г. Спасска Дальнего, Приморского края в период с 1917 по 1920 годы
находился концентрационный лагерь для военнопленных солдат и офицеров Австро-Венгрии,
Турции, Болгарии, Германии, большая часть которых умерла от болезней. На месте
концентрационного лагеря в те годы был сооружён памятник погибшим и умершим
военнопленным.
Открытие памятника
военнопленным 1917 г. г. Спасск
Военнопленные во
время открытия памятника 1917г. г. Спасск
Памятник
военнопленным Австро-Венгерской армии 2014 г.
Аннотация к диску:
По воспоминаниям очевидцев, кто
видел хоть однажды проводы новобранцев на войну, тот никогда не забудет
впечатлений от этого зрелища. Словно рой взбудораженных пчёл, гудит набитый народом
станционный двор, слышны вопли, плач и развесёлые звуки гармоники. Наконец
расставанье. Поцелуи, напутственные слова и красивая песня «Последний нынешний
денёчек», не умолкающая даже вдали, переплетаясь с шумом и свистками
удаляющегося поезда. Сразу после начала боевых действий (август 1914 года)
журнал «Граммофонный мир» писал: «Родина стонет от тяжёлой войны, и
граммофонное дело переживает мучительную агонию». Именно в этот трудный период
отечественной истории на рынок была выброшена серия принципиально новых
пластинок. Первыми оценили ситуацию владельцы компании «Экстрафон». Именно они
придумали, как можно использовать патриотические настроения в своих целях, и не
ошиблись. Вышедшие диски поражали тематической направленностью, целостностью
подбора и качеством исполнения. Чего стоили одни только названия: «Холодно,
сыро в окопах», «Солдатская колыбельная», и другие. Пластинка «Повесть о юном
прапорщике» («Вот вспыхнуло утро, и выстрел раздался!») разошлась тиражами в 70
тысяч экземпляров. Таковы были объёмы продаж тех дней!!! Бешеным успехом
пользовались и другие патриотические пластинки, что принесло «Экстрафону» не
только солидные доходы, но и сделало прекрасную рекламу. Эти пластинки,
стоившие в розницу пятьдесят копеек, сразу же стали называть «хлебными». Именно
о них самый мелкий лавочник в Халамандровке говорил: «Дайте мне тысячу штук, и
я их продам в один день!». Продажам предшествовала шумная рекламная кампания. Афиши
кричали «Поразительная передача и исполнение. Колоссальный успех в тылу и на фронте.
Слёзы умиления и радости. Только на пластинках Акционерного Общества
«Экстрафон». Достаточно быстро патриотические настроения стали эксплуатировать
и другие отечественные компании. Российское Акционерное Общество Граммофонов
(РАОГ) подготовило целую серию пластинок с пением, хором и оркестром. Только в
Санкт-Петербурге за короткое время было продано около 20 тысяч этих дисков.
Компания «Сирена Рекорд» объявила о специальном выпуске пластинок, 10% с продаж
которых должны быть пожертвованы в пользу Красного Креста. В списке значились:
«Боже, Царя храни!», «Великая Русь», «Марсельеза» и другие. Несмотря на
трудности войны, народ за пластинками ломился валом. Серьёзные оптовики лично
приезжали в конторы звукозаписывающих компаний и по нескольку дней ожидали
очереди. Вот какой случай имел место в одной из звукозаписывающих компаний. В
дверь ввалился крупный торговец из Москвы и потребовал товар. Ему ответили, что
заявленное им количество пластинок он сможет получить только через три недели,
тогда покупатель с чисто московским размахом выбросил на стол пять тысяч и
заявил: «Плачу по рублю за штуку, давайте пять тысяч!» (отпускная цена дисков в
те дни составляла 25 – 35 копеек). Но и этот красивый жест не помог, пластинок
не дали, зато предложили встать в очередь. С тем он и уехал. Именно в этот
период ажиотажного спроса в стране разразился «иголочный голод». Из различных
городов поступали неутешительные сведения о полном отсутствии иголок у
торговцев граммофонами и пластинками. В это же время отдельные лица располагали
миллионными запасами, и было ясно, что дефицит и пляска цен – это дело их рук.
В разных городах распространялись слухи, будто германские шпионы скупают в
России все запасы иголок для отправки к себе на родину, где ими начиняют
шрапнели и снабжают ударники для ручных гранат. «Кто бы мог подумать, -
вопрошала пресса, - что граммофонные иголки, воспроизводящие дивные мелодии
могут служить в то же время и для уничтожения рода человеческого? И уж кому
могло в голову прийти, что германцы будут их скупать у нас, когда Германия
всегда была одним из крупнейших производителей и все фабрики там мобилизованы?».
Жалкие остатки, которые могли найтись в российских лавках, вряд ли бы устроили
германскую агентуру; да и вывезти их из страны было невозможно, ибо ни одна
таможня не пропустила бы стальной груз. В глубинке, с лёгкой руки местной
администрации, слухи приобрели форму реальных действий. Так, например, в
Симбирске 21 марта 1916 года полиция обходила все магазины и описывала запасы
граммофонных иголок, одновременно отцы города выпустили постановление об
отпуске иголок покупателям только по особым прошениям, оплачиваемым рублёвыми
гербовыми марками (от одной до пяти коробок). По сути, это означало введение
талонов, словно речь шла не об иголках, а о ржаном хлебе, пшеничной муке или
банном мыле. Компании зорко следили о всём происходящем на фронте и оперативно
откликались на все события записями своих пластинок: «Подвиг Риммы Ивановой»,
«Георгиевский кавалер», «Смерть героя», «Гусары-усачи», «У берегов голубого Дуная»
и др. – все эти пластинки были подобны сводкам новостей с фронта, тем более что
тогда не было ни радио, ни телевидения. На патриотических дисках вышли гимны
союзных государств, которые сразу же стали пользоваться таким огромным успехом,
что на фабриках не успевали выполнять все заказы. В период военных тягот наряду
с патриотической темой граммофонные деятели не забывали и о юморе. Именно в
самые тяжёлые дни была записана сенсационная юмористическая пластинка «В
очередь за сахаром, мукою и … любовью!», представляющая собой замечательное
попурри 32 самых любимых и популярных мелодий того времени. Разумеется, больше
всего доставалось пресловутому германскому кайзеру. Из артистов много
записывавшихся на грампластинках, в действующей армии постоянно выступали:
тенор Е. Виттинг, куплетисты Ю. Убейко и С. Сокольский, певцы С. Садовников, Д.
Богемский, М. Эмская и другие.
Александр Тихонов
Страна: Россия
Носитель: CDRip
Год выпуска: 2005
Лэйбл:
Порядковый номер:
Жанр: военная песня, ретро
Формат: MP3 320 kbps
Аудиокодек:
FLAC (*.flac)
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hz lossless
Размер файла: MP3 – 142,5 Мб, FLAC – 535 Мб
Продолжительность: 01:10:57
Треклист:
01. Надежда Плевицкая – За Царя, за Русь святую!
(патриотическая песня) (П. Булахов – неизвестен) Зонофон, 1910 (2.48)
02. Дмитрий Богемский – Война с немцами(солдатские куплеты)
(Д. Богемский – Д. Богемский Экстрафон, 1914 (2.51)
03. Владимир Сабинин – Благослави оружие, Господь
(патриотическая песня) (Ю. Рик – Ю. Рик) Граммофон, 1915 (2.14)
04. Мария Эмская – Все умрём, иль победим (патриотическая
песня) (неизвестен – неизвестен) Экстрафон, 1914 (2.35)
05. Пётр Баторин – Ныне Господь нам послал испытанье
(солдатская песня) (неизвестен – неизвестен) Граммофон, 1915 (2.42)
06. Юрий Морфесси – Рвёмся в бой (патриотическая песня) (Ю.
Рик – Ю. Рик) Граммофон, 1914 (2.10)
07. Владимир Сабинин – Оружьем на солнце сверкая (военная
песня) (В. Сабинин – В. Сабинин) Граммофон, 1914 (2.31)
08. Мария Эмская – На поле сраженья (патриотическая песня)
(неизвестен – неизвестен) Граммофон, 1915 (3.36)
09. Владимир Сабинин – Битва (военная песня) (В. Никлюдов –
В. Никлюдов) Граммофон, 1915 (2.36)
10. Сергей Садовников – Песня ратника (солдатская песня)
(неизвестен – неизвестен) Зонофон, 1913 (2.01)
11. Мария Эмская – Холодно, сыро в окопах (солдатская песня)
(неизвестен – неизвестен) Экстрафон, 1914 (3.32)
12. Дмитрий Богемский – Повесть о юном прапорщике
(патриотическая мелодекламация) (Е. Жураковский – Д. Богемский) Экстрафон, 1914
(2.26)
13. Надежда Плевицкая – Казак на чужбине (песня донских
казаков) (неизвестен – неизвестен) Зонофон, 1913 (3.16)
14. Пётр Баторин – Было дело под Варшавой (солдатская песня)
(неизвестен – неизвестен) Граммофон, 1913 (2.48)
15. Владимир Сабинин – Все на бой! (патриотическая песня) (неизвестен
– неизвестен) Граммофон, 1914 (2.39)
16. Надежда Плевицкая – Умер бедняга в больнице военной
(песня о солдате) (Я. Пригожий – К. Романов) Зонофон, 1909 (2.56)
17. Леонид Собинов – Последний нонешний денёчек (рекрутская
народная песня) (неизвестен – неизвестен) Граммофон, 1910 (3.17)
18. Мария Эмская – Смерть героя (солдатская прощальная
песня) (неизвестен – неизвестен) Экстрафон, 1914 (3.40)
19. Мария Эмская – За Родину и честь (солдатская
патриотическая песня) (неизвестен – неизвестен) Граммофон, 1915 (2.58)