Gillespie
en vivo Gonzalo Rubalcaba – Festival Jazz Latini Plaza 85, 1985 LP
Dizzy Gillespie maestro de la composición e
interpretación del jazz ha sido la figura más relevante que participó este año
en el V Festival Jazz Latino Plaza 85 junto a Dave Valentin, Richie Cole y Nene
Montoliu lo que contribuyó al éxito rotundo del mismo el un escenario repleto
de estilos, lenguajes y maestrías.
El trabajo de Gillespie ha enmarcado un notable
desarrollo al movimiento jassístico internacional desde la década del `40 con
la aparición del bebop señalando el retorno – después de una ampliación a
grandes orquestas – a la pequeña agrupación y a las improvisaciones
sistemáticas a partir de un tema.
En Cuba – una de las dos grandes áreas de
afinidad cultural con el jazz, la otra es Brasil -, la tradición en la práctica
del génergo se remonta a la década del `20. Figuras tales como Chucho Valdés,
Carlos Emilio, Felipe Dulzaides, y el nuevo astro Arturo Sandoval representan
hoy el antecedente inmediato a la más joven generación de jazzistas cubanos.
Dentro de ella es possible señalar figuras para el future, pero que ya constituyen
talentos plenos: Orlando Sánchez, Oriente López, Carlos Miguel Nuñes, Felipe
Cabrera y el Grupo Proyecto bajo la dirección del pianista Gonzalo Rubalcaba,
líder reconocido por sus contemporáneos quien interpreta Con Alma junto a Dizzy
Gillespie.
La patricipación de jóvenes músicos en el
Festival ha sido un factor determinante en la vision revonada y autenticidad
que hoy se le reconoce a la fiesta jazzística cubana. El inminente desarrollo
de éste género en Cuba sitúa en el umbral de dispeque a una nutrida
representación de nuevos intérpretes que, sin dudas, ya tienen mucho que decir
las posiciones de talento.
Muestra de ello es la excelente interpretación
de Manteca del inmortal músico cubano Chano Pozo con la union de todos los
músicos que participaron en el Festival.
Gonzalo Rubalcaba (1964). Cursa estudios de
composición en el Instituto Superior de Arte.
En 1980 viaja a Colombia al Festival de la
Canción de Buga acompañando a la cantante Beatriz Márcuez y obtiente Primer
Premio de Orcquestación.
En 1983 visita el Congo y Zaire junto a la
Orcquesta Aragón en calidad de pianista.
Forma el Grupo Proyecto el cual dirige y
participa en la Jordana de Música Contemporánea de la UNEAC en 1981 y 1982, en
los dos primeros Festivales Jazz Latino Plaza y en el Festival de la Canción
Varadero 84.
Ha recibido el Primer Premio en el Festival de
Escuelas de Artes en 1981.
El Grupo Proyecto bajo la dirección de
Rubalcaba ha grabado en 1984 su primer disco en la empresa de Grabaciones y Ediciones Musicales de Cuba.
Solos instrumentals en
Manteca:
Lázaro Cruz Olmos – trompeta
Arturo Sandoval – trompeta
Dizzy Gillespie – trompeta
Manuel Valera – Saxo alto
Rafael Carrasco – Flauta
Sayyd Abdul Al Khabyyr – Saxo baritone
Gonzalo Rubalcaba – Piano
Hilario Durán – teclado Roland
Walter Davis – Piano
Nasier Al Khabyyr – Batería
Диззи Гиллеспи – мастер джазовой
композиции и интерпретации был наиболее актуальной фигурой, которая участвовала
в этом году на пятом Фестивале латинского джаза PLAZA 85 вместе с Дэйвом Валентином,
Ричи Коулом и Нене Монтолиу, что способствовало громкому успеху этого проекта,
наполненного стилями, языками и мастерством.
Работа Гиллеспи дала
замечательное развитие международного джазового движения с 40-х годов, с
появлением бибопа, указывающего, что после расширения ансамблей до крупных
оркестров, идёт возвращение к небольшим группам и систематическим импровизациям
джазовой тематики.
Куба является одной из двух
основных областей культурной близости с джазом. Второй страной, где традиция
джазового исполнительства исходит с 20-х годов, является Бразилия. Такие
джазовые исполнители, как Чучо Вальдес, Карлос Эмилио, Фелипе Дульзиадес и
молодой Астро Артуро Сандовал сегодня представляют непосредственный прецедент
молодого поколения кубинских джазистов. На фестивале можно было увидеть будущие
таланты: Орландо Санчеса, Ориенте Лопеса, Карлоса Мигеля Нуньеса, Фелипе
Кабрера и Проектной группы под руководством Гонсало Рубалькабы, лидера,
признанного его современниками, который играет с Альмой вместе с Диззи
Гиллеспи.
Участие молодых музыкантов на
фестивале было одним из основных принципов для сегодняшнего кубинского
джазового праздника. Грядущее развитие этого музыкального жанра на Кубе
показывает публике богатое представительство новых исполнителей, которые,
несомненно, показывают свой большой талант с прицелом на будущее.
Примером этого может служить интерпретация
композиции бессмертного кубинского музыканта Чано Позо с Союзом всех
музыкантов, которые участвовали в фестивале.
Гонсало Рубалькаба (1964).
Изучает композицию в Высшем институте искусств. В 1980 году едет в Колумбию на
Фестиваль Canción de Buga, сопровождая певицу
Беатрис Маркес и здесь его оркестр получает первый приз. В 1983 году, вместе с
Оркестром Арагон, в качестве пианиста, он посетил Конго и Заир. Рубалькаба создаёт
Проектную группу, которая участвует в Фестивале Иорданской современной музыки UNEAC в 1981 и 1982 годах.
Участвует в первых двух фестивалях Jazz Latino Plaza и в фестивале песни Varadero 84. В 1981 году получил первый приз на Фестивале школ
искусств. Проектная группа под руководством Рубакальбы в 1984 году записала
свой первый альбом на кубинской студии звукозаписи.
Перевод Геннадия Горбунова
ДИЗЗИ ГИЛЛЕСПИ
Диззи Гиллеспи – феноменальный
американский джазовый трубач, человек с бесконечно раздувающимися щеками,
вокалист, руководитель ансамблей и оркестров, композитор, аранжировщик. Один из
родоначальников (вместе с Чарли Паркером) стиля бибоп. «Король 52-ой улицы»,
как его часто называли, был известен своим сумасбродным поведением и дикими
проделками.
Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) – настоящее имя
Джон Биркс Гиллеспи (John Birks Gillespie),
родился 21 октября 1917 года в Чироу, штат Южная Каролина, США. Джон Гиллеспи
был девятым и последним ребёнком миссис Лотти Гиллеспи. Их семья жила скромно,
но в достатке. Маленький Гиллеспи рано познакомился с музыкой благодаря
нахождению в доме музыкальных инструментов его отца, каменщика, который ещё по
совместительству был и лидером местного бэнда. Обнаружив незаурядные
музыкальные способности, Диззи уже в раннем детстве освоил различные
музыкальные инструменты, но в 12 лет остановил свой выбор на трубе. Согласно
некоторым источникам прозвище «Диззи» (головокружительный, ошеломляющий),
Гиллеспи получил ещё в детстве за склонность к озорным проделкам и
эксцентрическим выходкам, шокирующим окружающих. Однако в своей автобиографии
он пишет, что это прозвище произнёс впервые джазовый и ритм-энд-блюзовый
пианист и органист Билл Доггетт (Bill Doggett). «Пианист Билл Доггетт объявил: «Этот маленький
диззи-кот с юга, который носит трубу в бумажном пакете, не читает с листа!».
Так появилось слово «Диззи», - пишет Гиллеспи, - однако после этого случая оно
не прижилось». То есть прозвище появилось ещё позже. В 1927 году, после смерти
отца, десятилетний Гиллеспи получил право на стипендию и начал обучение в
Лоринбургском институте (Северная Каролина). В этом негритянском
общеобразовательном колледже Джон обучался на музыкальном отделении по классам
тромбона, теории и гармонии, изучал теорию музыки. Затем, самостоятельно,
овладевает трубой (от игры на которой приходит в восторг), фортепиано и
ударными инструментами. С 15 лет полностью переходит к игре на трубе. В годы
учёбы выступает в ученическом оркестре колледжа. В 1935 году семья Джона
Гиллеспи переезжает в Филадельфию. Обучение приходится бросить. Диззи играл с
разными составами и через полтора года заменил в оркестре Тэдди Хилла (Teddy Hill) своего кумира – Роя
Элдриджа (Roy Eldridge).
Шутовским поведением, накануне предстоящих летних европейских гастролей,
Гиллеспи настраивает против себя музыкантов оркестра, и они требуют его
увольнения. Хиллу удаётся уладить конфликт, и Гиллеспи с успехом гастролирует в
составе оркестра в Англии и Франции, являясь третьим трубачом бэнда. За
довольно короткий срок он начинает играть сольные партии первой трубы, и уже
больше учит других музыкантов, чем учится сам. Сотрудничество с Тедди Хиллом
продолжалось вплоть до роспуска оркестра в 1939 году. С конца 1939 года по сентябрь
1941 года играет в оркестре певца Кэба Кэллоуэя (Cabell «Cab» Calloway). В этот период (9 мая 1940
года) – незадолго до гастролей по Канаде – Диззи женится на танцовщице Лоррейн
Уиллис (Lorraine Willis),
которая выступала тогда в гарлемском театре «Apollo». Отношения музыканта с оркестрантами нового коллектива у
Гиллеспи также не заладились. Музыканты не желали мириться с его насмешками над
их профессионализмом и не понимали его экспериментов (сам Коллоуэй назвал его
игру «китайской музыкой»). Во время одного из концертов дело дошло до драки с
руководителем бэнда за сценой, Диззи нанёс несколько ударов Кэллоуэю, после
чего со скандалом был уволен из оркестра. В это время Гиллеспи уже завоёвывает
известность благодаря своей «головокружительной» пассажной технике (прозвище
«Диззи» приобретает новый смысл) и непривычному для поклонников свинга
музицированию – нервозно-импульсивному, взрывчатому, с поворотами и изломами
мелодии, неожиданными акцентами и паузами, усложнённой гармонической
структурой. В дальнейшем он выступает с оркестрами Мерсера Эллингтона (Mercer Ellington) и Эллы Фицжеральд
(Ella Jane Fitzgerald), зимой 1941 –
1942 года играет у Бенни Картера (Benny Carter), затем у Чарли Барнета (Charles Daly «Charlie» Barnet или Charlie Barnet), Леса Хайта (Les Hite), Кэлвина Джексона (Calvin Jackson) и Лакки Миллиндера (Lucky Millinder). Занимается
аранжировкой для оркестров Вуди Германа (Woodrow Charles Thomas Herman или
«Woody» Herman), Джимми Дорси (Jimmy Dorsey) и других. Параллельно
с этим, вместе с молодыми энтузиастами, стоящими на пути зарождающегося боп-движения,
и открывшими новый этап в развитии джазовой музыки – эру модерн-джаза Чарли
Паркером (Charles Charlie
«Bird» Parker), Телониусом Монком (Thelonious Monk), Кенни Кларком (Kenny Clarke), Чарли Кристианом (Charlie Christian), Карлом Уориком (Carl Warwick), Гиллеспи участвует
в знаменитых джем-сэйшн в гарлемском клубе «Minton`s Playhouse».
Летом 1942 года, Диззи Гиллеспи создаёт в Филадельфии квартет – первый в
истории джаза боп-ансамбль, где на барабанах играл белый музыкант Стэн Леви (Stan Levey). В 1944 году вместе в
Паркером, с которым он познакомился в 1944 году в Канзас-сити, работал в бэнде
Билли Экстайна (Billy Eckstine),
одновременно был руководителем оркестра. Вместе со своими партнёрами Гиллеспи
упорно утверждал новый стиль джаза – «бибоп», несвязанный с танцевальной
музыкой, основанный на виртуозной импровизации солистов и нередко на весьма
сложных, по тому времени, угловых темах. В основном эти композиции были
записаны в 1945 году квинтетом Паркера-Гиллеспи, авторство которым во многих
случаях приписывается обоим музыкантам. В том же году Диззи собирает первый в
истории джаза биг-бэнд в стиле «бибоп». В композициях и аранжировках этого
ансамбля упор был сделан не на звучание инструментальных групп, а на игру
солистов-импровизаторов, таких, как Милт Джексон (Milton «Bags» Jackson), Рэй Браун (Ray Brown), Джеймс Муди (James Moody), Сесил Пэйн (Cecil Payne), Джей Джей Джонсон (James Louis «Jay Jay» Johnson или J. J. Johnson),
Юзеф Латиф (Yusef Lateef),
позже к ним присоединившихся Джона Колтрейна (John William Coltrane), Джимми Хита (Jimmy Heath), Пола Гонзалвеса (Paul Gonsalves). К тому же
Гиллеспи добавил в ритм-группу нескольких перкуссионистов (самым известным из
них стал Чано Позо (Chano Pozo),
дабы подчеркнуть афро-американские корни джаза (эту музыку принято называть
афро-кубинской). В 1946 - 1948 годах оркестр несколько раз гастролировал в Европе,
а 29 сентября 1947 года выступил в Карнеги-холле с большой концертной
программой, в которой впервые прозвучали «Toccata For Trumpet And Orchestra» Джона Льюиса (John Aaron Lewis), «Good Bait» Тэда Дамерона (Tadley Ewing Peak или
«Tadd» Dameron) и сюита Джорджа
Рассела (George Allen Russel)
«Cubana Be, Cubana Bop». После 1950 года
Гиллеспи выступал с квинтетом, регулярно записывал пластинки (с 1951 года на
своей фирме грамзаписи), в 1953 году сотрудничал с антрепризой Нормана Гранца (Norman Granz) «Jazz At The Philharmoinic». Его
партнёрами чаще всего становились Дон Байес (Don Byas), Эл Хейк (Al Hake),
Лео Райт (Leo Wright),
Джуниор Манс (Junior Mance),
Лало Шифрин (Lalo Schifrin),
Лес Спан (Les Spann)
и другие музыканты. В 1955 – 1959 годах Диззи вновь руководил бэндом, с которым
гастролировал от имени Госдепартамента США по и Африки и Ближнему Востоку. В
1961 году журнал Down Beat
выбрал Диззи Гиллеспи в символический «Пантеон Славы». В 1962 – 1968 годах он
собирает новый оркестр – Reunion Big Band.
Параллельно играет в малых группах как сессионный музыкант, выступает на
различных фестивалях, три раза представлял джаз в Белом доме. В 1970-е годы
входил в различные звёздные составы, в следующем десятилетии выступал с
ансамблем, в который входили трубачи Артуро Сандовал (Arturo Sandoval) и Клаудио Родити (Claudio Roditi), саксофонист Пакито Д`Ривера
(Paquito D`Rivera), перкуссионист Аирто
Морейра (Airto Moreira),
вокалистка Флора Пурим (Flora Purim).
Сотрудничал с молодыми коллегами, которых по праву считал своими учениками – с
Джоном Фэддисом (Jon Faddis),
Артуро Сандовалом (Arturo Sandoval)
и Уинтоном Марсалисом (Wynton Learson Marsalis).
В конце 1970-х Диззи стал почётным доктором нескольких университетов. По своему
значению он считается вторым человеком в джазе после Луи Армстронга (Louis Armstrong). В течение многих
десятилетий Гиллеспи был недосягаем своими коллегами как джазовый виртуоз. Он
сумел оказать влияние на многих музыкантов последующих поколений, и не только
трубачей. Гиллеспи удалось завоевать признание широких масс как шоумену, он был
одним из мастеров скэта, то есть вокально-слогового пения (сам термин «бибоп»
считается его выдумкой и произошёл от скэта), законодателем новой сценической
моды, остроумным конферансье и часто шокировал публику своими выходками.
Экстравагантные костюмы и головные уборы пришли на смену фракам, типичным для
эпохи свинга. В 1980-е годы Диззи Гиллеспи руководит биг-бэндами «Dream Band», «United Nations Orchestra», в которые входили
трубачи Артуро Сандовал и Клаудио Родити, саксофонист Пакито Д`Ривера,
перкуссионист Аирто Морейра, вокалистка Флора Пурим. Самые известные композиции
Гиллеспи, исполняемые биг-бэндом: Night In Tinisia, Con Alma,
Bebop, Salt Peanuts, Dizzy Atmosphere, Groovin` High, Woody`n You,
Blue N`Boogie. В 1989 году Гиллеспи даёт 300
концертов в 27 странах мира и 31 в США, коронуется как племенной вождь Нигерии,
получает 14-ю в своей жизни степень почётного доктора, на этот раз от
Бостонского музыкального колледжа Бёркли. В этом же году удостаивается степени
командора Ордена искусств и литературы Франции и премии «Грэмми», за заслуги в
течение всей жизни. Звезда Диззи Гиллеспи заложена на голливудской Аллее Славы
возле дома 7057 по Голливудскому бульвару в Лос-Анжелесе. Вот что сказал о нём известный джазовый
музыкант Каунт Бейси (William James Basie
или Count Basie):
«Гиллеспи создал 75 % современного джаза». А Бенни Картер (Bennett Lester Carter или Бенни Картер Benny Carter), оценивая
виртуозность исполнителя, добавил: «Изобретатель трубы знал, что есть вещи,
которые на этом инструменте реализовать нельзя, но он забыл сказать об этом
Диззи». Диззи Гиллеспи умер 6 января 1993 года.
ГОНСАЛО РУБАЛЬКАБА
Страна: CUBA
Носитель: Audio LP
Год выпуска: 1985
Лэйбл: AREITO
Порядковый номер: 33 R.P.M. LD - 4272
Матричный номер: LDS – 4272 - A,
LDS – 4272 - B
Жанр: джаз
Формат: MP3 320 kbps – очищено от шумов и тресков
Аудиокодек:
FLAC
(*.flac) – оригинал c линейного
выхода
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hz lossless
Размер файла: MP3 – 118 Мб, FLAC
– 568 Мб
Продолжительность: 44:42
Треклист:
CARA A
01. Blues Walk (Dizzy Gillespie) (7.50)
02. Miela And Hanay (Dizzy Gillespie) (13.12)
CARA B
03. Con Alma (Dizzy Gillespie) (9.40)
04. Manteca
(Chano Pozo (Descarga) (14.00)
Dizzy Gillespie Y Gonzalo Rubalcaba
Orquesta: Dizzy Gillespie y su Grupo
Director: Dizzy Gillespie
Foto:
Rafael
Diseño: Umberto
Peña
Producción:
Iraís Huerta
Grabación: Jerzy
Belc-Rafael Padrón
Mezcla: Jerzy
Belc
Estudios de
Grabaciones, EGREM 1985
Ciudad de
La Habana, Cuba, 1985
Оцифровка Геннадия Горбунова
Комментариев нет:
Отправить комментарий