Первый Отдельный Показательный
оркестр Министерства Обороны СССР – Сигналы и марши русской армии XIX века, 1981 LP
Военная музыка в нашей стране
имеет давние традиции. Духовые и ударные инструменты имелись в княжеских
дружинах ещё со времён Киевской Руси. О трубах, как о неотъемлемой
принадлежности войска, упоминается в «Слове о полку Игореве». Музыка не только
воодушевляла воинов, но и служила важным средством управления войсками.
Выдающиеся полководцы: Пётр I, Румянцев, Суворов,
Кутузов, Скобелев – придавали большое значение военным оркестрам. Пётр I, например, не только
унифицировал штаты и составы полковых оркестров русской армии и организовал
обучение военных музыкантов, но и сам охотно играл на барабане.
Важное место отводил военным
оркестрам великий русский полководец А.В. Суворов. Известны его слова: «Бей,
барабан, музыка, греми!», «Музыка удваивает, утраивает армию».
Недаром музыкальные инструменты,
наряду с орденами и знамёнами – «штандартами», служили в русской армии символом
боевой славы. В 1737 году один из батальонов Измайловского полка за отличие при
взятии крепости Очаков был награждён серебряными трубами.
Среди жанров военной ритуальной
музыки центральное место по праву принадлежит маршу. Этот жанр, окончательно
сформировавшийся на рубеже XVII
и XVIII веков,
достигает расцвета в XIX
веке.
Маршевая музыка исполнялась не
только на учениях и парадах. По свидетельству многих очевидцев, она звучала и
на полях сражений. В боях под Финляндией (1807 г.), на Бородинском поле (1812
г.), под Кюрюк-Даром (1854 г.), под Плевной (1877 г.) и Тюренгеном (1904 г.)
маршевая музыка воодушевляла солдат и содействовала успеху боевых действий.
Марш, как никакой другой жанр
инструментальной музыки, способен мобилизовать и объединить солдат. Вот почему
в XIX веке установилась
традиция «закреплять» за каждой войсковой частью тот или иной марш, чаще всего
связанный с её боевой историей.
Так, «Парижский марш 1814 года»,
под звуки которого русские войска входили в столицу Франции, превратился в марш
30-го пехотного Полтавского полка; музыка, исполнявшаяся в 1835 году под
Калишем, становится маршем егерского Эриванского полка.
История, к сожалению, не
сохранила нам имён авторов большинства полковых маршей. Как правило, это были
капельмейстеры военных оркестров. Вместе с тем участие в создании военных
маршей принимали и выдающиеся русские композиторы, среди них Д.С. Бортнянский, А.А.
Алябьев, М.И. Глинка, П.И. Чайковский.
Интересно, однако, что русская
военная музыка связана именами не только музыкантов, но и выдающихся русских
литераторов. Это и понятно: являясь неотъемлемой составной частью русского
музыкального быта, военная музыка не могла пройти мимо внимания поэтов и
писателей, особенно тех, кто был связан со службой в армии.
А.С. Пушкин, ещё будучи
лицеистом, часто слышал оркестр во время разводов караулов, а также при
отправке войск в 1812 году в действующую армию.
Л.Н. Толстой был офицером и
участвовал в Крымской войне. Широко известен его замечательный рассказ «После
бала», в котором с потрясающей достоверностью передана отвратительная картина
экзекуции, происходящей под звуки флейты и барабана. Однако великий писатель сохранил
в памяти не только отрицательные воспоминания о ритуальной музыке. Очевидцы
рассказывают, что он, находясь в хорошем настроении, нередко подходил к роялю и
наигрывал Встречный марш.
Старинные марши и военные
сигналы, записанные на предлагаемой пластинке, связаны с именами двух
замечательных русских поэтов – Дениса Ивановича Давыдова и Михаила Юрьевича
Лермонтова. О Д.И. Давыдове известно, что он служил в Кавалергардском,
Белорусском гусарском и Ахтырском гусарском полках. М.Ю. Лермонтов служил в Нижегородском
драгунском, Лейб-гвардии Гродненском гусарском и Тенгинском пехотном полках
(Полковой марш последнего, к сожалению, не сохранился). Кроме того, оба поэта в
разное время служили в Лейб-гвардии гусарском полку.
Музыку маршей этих полков, а
также военные сигналы, принятые в русской армии в первой половине XIX века, мы и предлагаем
вниманию слушателей.
В. И. Тутунов,
Заслуженный деятель
искусств РСФСР
Носитель: Audio LP
Страна: СССР
Год выпуска: 1981
Лэйбл: Всесоюзная фирма грампластинок «МЕЛОДИЯ»
Порядковый номер: С10 - 14389 - 90
Жанр: марши
Формат: MP3 320 kbps – очищено от шумов и тресков
Аудиокодек:
FLAC
(*.flac) – копия записи с пластинки
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hz lossless
Сканы конверта взяты из сети интернет
Размер файла: MP3 – 89 Мб, FLAC
– 342,5 Мб
Продолжительность: 32:48
Треклист:
Сторона 1
01. Марш лейб-гвардии Гродненского гусарского полка (4.07)
02. Гвардейский поход (2.19)
03. Под штандарты (0.26)
04. Марш Нижегородского драгунского полка (3.30)
05. Шагом (0.29)
06. Рысью
(0.17)
07. Марш Кавалергардского полка (4.31)
08. Предварительный сигнал для атаки (0.25)
09. Армейский поход (0.41)
Сторона 2
10. Марш Лейб-гвардии Гродненского гусарского полка (3.06)
11. Сбор (0.28)
12. Тревога (0.22)
13. Марш Ахтырского гусарского полка (3.29)
14. Слушай (0.20)
15. Парсель до зари (1.22)
16. Повестка (0.51)
17. Русская вечерняя зоря (2.08)
18. Парсель перед парадом (0.30)
19. Марш для нового караула (0.41)
20. Генерал-марш (0.35)
21. Марш Белорусского гусарского полка (2.31)
Первый Отдельный показательный оркестр Министерства Обороны
СССР
Художественный руководитель и дирижёр Николай Михайлов (4,
11, 22)
Дирижёр Анатолий Мальцев (1 – 3, 5 – 10, 12 – 21)
Звукорежиссёр П. Кондрашин
Редактор Б. Тихомиров
© «МЕЛОДИЯ», 1981
Всесоюзная студия грамзаписи. Запись 1981.
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок
Типография АЗГ
Зак. 277 – О - 20000
Арт. 36-8. Цена 1 руб. 45 коп.
Альбом для оцифровки предоставлен Ралдугиным Василием
Николаевичем из личной коллекции.
Оцифровка Геннадия Горбунова
Комментариев нет:
Отправить комментарий