Русская военная музыка и музыка, посвящённая Отечественной войне 1812 года, 1987 5LP (Пластинка I)

Русская военная музыка и музыка, посвящённая Отечественной войне 1812 года, 1987 5LP
… И вечной памятью двенадцатого года…
А. С. Пушкин
В этом году исполнилось 200 лет со Дня Победы над наполеоновской французской армией. 19 марта 1814 года русские войска вошли в Париж. К этой дате оцифрован и выложен на сайт этот альбом.
События Отечественной войны 1812 года оказали столь глубокое и многообразное воздействие на последующее и историческое развитие России и Европы, что сейчас, спустя 175 лет, трудно даже представить, что «гроза двенадцатого года» продолжалась около шести месяцев. Отсчёт этих дней и ночей начался с 12 июня, когда 440-тысячная армия французского императора Наполеона I, переправившись через Неман, вторглась в пределы России.
С первых дней война приобрела особый характер. «Война теперь не обыкновенная, а национальная», - писал в июне 1812 года главнокомандующий 2-й Западной армии генерал П. И. Багратион. На память приходили события двухсотлетней давности, когда ополчение К. Минина и Д. Пожарского спасло Россию от порабощения иноземцами.
Ломая планы Наполеона решить исход войны в приграничном сражении, русские армии с боями отходили на восток. Надежда остановить неприятеля появилась после того, как 22 июля 1-я и 2-я армии соединились под Смоленском. В эти дни замечательный патриот  поэт Ф. Н. Глинка написал солдатскую песню, которая начиналась словами:
«Вспомним, братцы, россов славу
И пойдём врагов разить!
Защитим свою державу:
Лучше смерть – чем в рабстве жить».
Между тем, после двухдневных упорных боёв, в ночь на 6 августа горящий древний Смоленск был оставлен. Тревога за судьбу Отечества нарастала, ибо путь на Москву был открыт.
«Россия сжималась, сосредоточивалась, дралась и горела. Грустно было смотреть на наши дни, окуренные дымом, на наши ночи, окрашенные заревом пожаров. С каждым днём, и для самых отдалённых мест от полей битв, более и более ощутительно становилось присутствие чего-то чужого, чего-то постороннего, не нашего» (Ф. Н. Глинка). Огромное воздействие на подъём боевого духа русских войск оказал приезд 17 августа в армию главнокомандующего М. И. Кутузова.
Генеральное сражение произошло 26 августа в 120 км западнее Москвы у безвестного дотоле села Бородино. Около 15 часов длилась битва, в которой ожесточённо сражались друг с другом 250 тысяч человек. Закончилась она для французского императора бесславно. Как писал в рапорте М. И. Кутузов, «французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твёрдость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростию жизнью за своё отечество».
После Бородинского сражения уверенность в победе над неприятелем не покидала русские войска даже тогда, когда французы оказались в опустевшей Москве.
«Хоть Москва в руках французов,
Это, братцы, не беда.
Наш фельдмаршал, князь Кутузов
Их на смерть пустил туда», -
это неизвестно кем сложенное четверостишье распевалось русскими солдатами в Тарутинском лагере. На борьбу с врагом поднялся весь народ. Ополчение, крестьянские партизанские отряды, казачьи полки с Дона помогли армии Кутузова подготовиться к изгнанию захватчиков из пределов России. Малоярославец, Вязьма, Красное, река Березина – всё это лишь отдельные звенья в цепи ударов, которые привели к уничтожению «двунадесятиязыкой» армии Наполеона и положили начало освобождению Европы.
И трагизм военных событий, и слава побед 1812 года навеки запечатлелись в народной памяти, отразились в памятниках на местах сражений, в живописи, в поэзии, в музыке.
Появление военной музыки в России связано с организацией регулярной армии Петром I. При Петре I появились и военные музыканты. К началу XIX века военные оркестры, или, как тогда говорили, «музыкальные хоры», состоящие по штату из 25 музыкантов, были во всех полках русской армии. Музыкантами подавались многие воинские команды, без них не обходился ни один воинский ритуал. Для этих целей в пехотных полках были барабанщики – по 12 человек в батальоне. В отборных частях пехоты – у гренадеров – были также «флейтщики». В кавалерийских полках сигналы подавали трубачи - по 3 трубача в эскадроне. Комплектовались музыканты из кантонистов – солдатских детей – и воспитанников военно-сиротских заведений, получая музыкальное образование в полку.
Более 3 тысяч музыкантов участвовали в Бородинском сражении, храбро сражаясь в одном строю с гренадерами, мушкетерами, егерями, кавалеристами и артиллеристами.
В бою за Шевардинский редут отличились барабанщики 5-го егерского полка Иван Андреев и Герасим Манихин. Они, будучи окружёнными неприятелем, «не теряя присутствия духа, соглася всех наших с ними бывших солдат, ударили храбро на штыки и тем освободились из плена, нанеся немалый урон неприятелю».
Находясь в бою рядом с командирами, трубачи не редко спасали им жизнь в жестоких кавалерийских схватках. Среди них штаб-трубач Козлов и трубач Емельянов из лейб-гвардии Конного полка. О подвиге лейб-кирасирских трубачей Тимофея Соколова, Николая Вологдина, Федора Федорова, Семена Григорьева в наградном списке указано, что «при атаке, когда превосходное число набежало на них неприятеля, оные, удачно его отразя, обратили в тыл, причем двух из них тяжело ранило, а Федорова в голову в нескольких местах тяжело раздроблено и Григорьеву отбито ядром часть ноги».
Многие музыканты за подвиги в Бородинском сражении получили высшую солдатскую награду – знак отличия Военного ордена (Георгиевский крест).
Музыкальные инструменты – серебряные и георгиевские трубы – были одной из самых почётных коллективных наград частей русской армии. За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России в 1812 году и кампаниях 1813 – 1814 годов серебряные трубы получили 27 пехотных и кавалерийских полков, 2 конно-артиллерийские роты, 5 казачьих полков и лейб-гвардии Черноморская сотня. Георгиевскими трубами были награждены 28 полков и гвардейская артиллерия. Особой наградой для пехотных полков был гренадерский барабанный бой, право на который было дано 15 полкам.
Увлечение военной музыкой особенно распространилось после возвращения русской армии из заграничных походов. В это время у каждого из 26 батальонов гвардейских полков появился собственный марш, под звуки которых они проходили на смотрах церемониальным маршем. В 20-е годы XIX века складываются и многие солдатские песни, посвящённые эпохе Отечественной войны 1812 года.
***
В основу настоящего мемориального издания положены старые фонограммы, сохранившие живую традицию исполнения военной музыки, свойственную полковым оркестрам XIX века. Старые пластинки свидетельствуют и о высоком профессиональном мастерстве русских военных музыкантов. Первые записи на пластинки русских военных оркестров состоялись ещё в апреле 1899 года в Петербурге. Это были оркестры гвардейских Преображенского, Финляндского и Конного полков. Следует отметить, что акустическая звукозапись достаточно хорошо передавала звучание духовых оркестров, и пластинки с их записями (популярной, танцевальной и военной музыкой) получили большое распространение уже в начале XX века. За первое десятилетие было записано несколько десятков полковых маршей различными оркестрами. А к празднованию столетия Отечественной войны 1812 года, кроме переиздания ранее выходивших пластинок, были предприняты специальные записи, приуроченные к юбилею. Помимо ведущего граммофонного производства в России Gramophone Company (включавшего в марку Zonophone), юбилейные пластинки выпускались и другими фирмами – «Русским акционерным обществом граммофонов» (РАОГ), «Сиреной-Рекорд», «Метрополь-Рекорд» и мелкими производствами.
В записях военной музыки, песен, романсов и произведений, написанных к столетнему юбилею, принимали участие многие видные исполнители того времени. Среди них – один из лучших военных капельмейстеров Войтех Главач, артисты Мариинского оперного театра в Петербурге Александр Брагин, Лев Сибиряков, Евгений Виттинг, Александр Белянин, артист оперной труппы Народного дома в Петербурге Сергей Левик, московский хор И. И.Юхова, популярные певцы Юрий Морфесси и Владимир Сабинин и многие другие. Репертуарный диапазон юбилейных записей был необычайно широк. Кроме военной музыки, были записаны солдатские песни, романсы, хоры, военные сигналы русской и французской армии, даже любимая песня Наполеона «Разлука». К сожалению, юбилейные записи 1812 года, как и более ранние, не стали в последующее время объектом целенаправленного собирания и изучения. В большинстве они безвозвратно утрачены, и лишь отдельные уникальные образцы, собранные участниками этого издания, легли в его основу.
Несмотря на то, что большинство полковых маршей появилось позднее 1812 года, они остаются своего рода «визитной карточкой» для боевых частей, прославленных героическим участием в памятных исторических событиях. Само появление полковых маршей неразрывно связано со славной боевой историей полков русской армии. Они были призваны отразить в звуках их воинскую славу и доблесть (даже если в качестве исходного музыкального материала были заимствованы мелодии из французских и итальянских опер). Интерес к русской военной музыке прошлого не угас и в наше время. Ещё в годы Великой Отечественной войны к ней обратились лучшие советские военные дирижёры, такие, как С. А. Чернецкий. Старинная военная музыка входит в постоянный репертуар и записывается ведущими военными оркестрами и в наши дни. Марши полков – участников Отечественной войны 1812 года, сигналы русской армии в современной записи дополнили настоящее издание, демонстрируя преемственность лучших традиций русских и советских военных музыкантов. Как и в далёком прошлом, звучание военного оркестра, звуки маршей, под которые проходили войска прошлого столетия, обладают огромной силой эмоционального воздействия, пробуждая патриотические чувства у наших современников.
Уникальный интерес представляют записи солдатских песен в исполнении самих солдат-песенников. Песенники были в каждом полку, батальоне, эскадроне русской армии XIX века. Солдатская песня сопровождала «труженников войны» и в тяжёлых походах, и в часы отдыха, помогала превозмочь все тяготы невыносимого порой солдатского труда, поднимала боевой дух. Помимо записей солдатского фольклора, в 1912 году было записано несколько песен профессиональными артистами в обработке В. Н. Гартевельда, композитора и собирателя фольклора. Все обработанные им для юбилейных граммофонных пластинок песни являются в оригинале образцами народного творчества и бытовали не только в солдатской или казачьей среде. Например, песня «Разоренная моя путь-дороженька» была записана ещё в середине прошлого века знаменитым собирателем П. И. Якушкиным в нескольких вариантах (в Тверской и Рязанской губерниях) и входит в известное «Собрание народных песен П. В. Киреевского». Песня «Не труба трубит» возникла в 1812 году и стала песней Петербургского народного ополчения.
Несколько старых записей являются имитацией перед рупором звукозаписывающего аппарата военных учений и боевых действий. Им свойственны необычайная жизненность и правдоподобие, так как они исполнялись не артистами, а самими военнослужащими.
Тема Отечественной войны 1812 года появилась на пластинках в грозные годы последней войны. Сохранившиеся фонограммы включены в издание как дань благодарной памяти участникам этих патриотических записей и образцы высокой исполнительской культуры в этом репертуаре.
Бородинское сражение и другие события Отечественной войны 1812 года нашли отражение в многочисленных музыкальных произведениях. Некоторые из них, включая знаменитую торжественную увертюру П. И. Чайковского «1812 год», завершают программу этой краткой музыкальной антологии, посвящённой знаменательной дате – 175-летию Отечественной войны 1812 года.
А. В. ГОРБУНОВ
Русская военная музыка и музыка, посвящённая Отечественной войне 1812 года, 1987 5LP (Пластинка I)
Страна: СССР
Носитель: Audio LP
Год выпуска: 1987
Лэйбл:  МЕЛОДИЯ
Порядковый номер: М10 47931-32 004
Жанр: марши
Формат: MP3 320 kbps – очищено от шумов и тресков
Аудиокодек:
FLAC (*.flac) – копия записи с пластинки
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hz  lossless
Размер файла: MP3 – 93,1 Мб, FLAC – 225,96 Мб
Продолжительность:  29:47
Треклист:
Сторона 1
01. Оркестр Гвардейского экипажа п/у В. Главача – Марш лейб-гвардии Преображенского полка (Gramophone 20805 (1137 ab), Петербург, 1907 г.) (2.26)
02. Оркестр лейб-гвардии Семеновского полка п/у Ф. Шоллара – «Полковой парад» лейб-гвардии Семеновского полка (Gramophone 20670 (3505 L), Петербург, 1905 г.) (2.51)
03. Военный оркестр – Марш лейб-гвардии Измайловского полка (РАОГ 1894, Москва, 1912 г.) (2.36)
04. Оркестр Павловского военного училища п/у И. Кристмана - Марш лейб-гвардии Финляндского полка (Gramophone 20307 (451 С), Петербург, 1902 г.) (1.26)
05. Александр Брагин, баритон и Хор, балалаечники – Финляндцы, вы стяжали славу, солдатская песня (Gramophone 4-22217 (1798 ae), Петербург, 1910 г.) (2.32)
06. Оркестр Павловского военного училища п/у И. Кристмана – Марш лейб-гвардии Егерского полка  (Gramophone 20304 (447 С), Петербург, 1902 г.) (1.38)
07. Военный оркестр – Марш Санкт-Петербургского гренадерского полка (Zonophone 1/2 Х 2 – 60987 (16925 b), Петербург, 1912 г.) (1.30)
2 сторона
08. Военный оркестр – Марш Кексгольмского пехотного полка (Zonophone Х 2 – 60891 (16921 b), Петербург, 1912 г.) (2.57)
09. Хор песенников лейб-гвардии Гренадерского полка  - Ну, ребята, марш домой, солдатская песня (Zonophone 64641 (2318 k), Петербург, 1905 г.) (1.56)
10. Хор песенников лейб-гвардии Гренадерского полка  - Развесёлые солдаты, солдатская песня (Zonophone 64640 (2316 k), Петербург, 1905 г.) (1.23)
11. Оркестр 106-го Уфимского пехотного полка п/у Бороздюка – В поход, марш «с пением и свистом» (Zonophone Х  60834 (14471 b), Вильнюс, 1910 г.) (2.52)
12. Оркестр 106-го Уфимского пехотного полка п/у Бороздюка – «Атака пехоты» (с командой, сигналами и стрельбой) (Zonophone Х  60835 (14476 b), Вильнюс, 1910 г.) (2.28)
13. Оркестр лейб-гвардии Гренадерского полка  - Походный марш («Сирена-Рекорд» Х 1201, 1911 г.) (3.02)
Реставраторы: Е. Дойникова (пластинка I)
Научные консультанты: Г. Вилинбахов, А. Горбунов
Редактор П. Грюнберг
При реставрации использованы фономатериалы из: Центрального государственного архива звукозаписей СССР, фонда Гостелерадио СССР, собраний Ю. Б. Перепелкина и Г. В. Вилинбахова (Ленинград), В. Л. Янина (Москва) и др.
Указана исходная нумерация (каталожная и матричная) старых фонограмм.
Совместное издание  Всесоюзной фирмы грампластинок «МЕЛОДИЯ», Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника и Государственного Эрмитажа.
© «МЕЛОДИЯ»
Всесоюзная студия грамзаписи. Записи I пластинки 1902 – 1912 гг.
Московский опытный завод «Грамзапись»
Зак. 239 Тир. 4000
Цена пластинки 1 руб. 20 коп.
Арт. 5Х08-8/8. Цена комплекта 7 руб. 50 коп.
Оцифровка Геннадия Горбунова

Комментариев нет:

Отправить комментарий