Эстрадный оркестр Армении. Дирижёр К. Орбеляна – Люблю тебя, Москва, 1962 GRAND

Эстрадный оркестр Армении. Дирижёр К. Орбеляна – Люблю тебя, Москва, 1962 GRAND
Константин Агапаронович ОРБЕЛЯН родился 29 июля 1928 года в г. Баку в семье военнослужащего. Музыкальные способности у К. Орбеляна открылись в раннем детстве, когда его старший брат Гарри музицировал на пианино, подбирал по слуху мелодии модных тогда песен, пятилетний Костя запросто наигрывал услышанную музыку. Способного мальчика отдали в школу при Бакинской консерватории. До 1937 года посещал школу, брал уроки музыки. В 1938 году, лишившись опеки по причине репрессии родителей, остались с братом одни. Перебрались в Нагорный Карабах. Гарри устроился преподавателем в школе, а Константин подрабатывал, аккомпанируя гимнастам из Спортивного общества «Буревестник». В 1942 году К. Орбеляна взяли пианистом и аккордеонистом в Военный оркестр 8-го авиационного корпуса, где сложился по тем временам, неплохой коллектив. Однажды этот джазовый оркестр приехал на гастроли в Ереван. Армянские музыканты «открыли для себя» молодого импровизатора. На талантливого артиста обратил внимание и решил пригласить к себе в коллектив основатель и руководитель Эстрадного оркестра Армении Артемий Айвазян. Орбелян в первом же концерте вышел на эстраду и, доказал, что может играть и импровизировать в любых условиях. Константина зачислили в штат оркестра. У Айвазяна молодой музыкант прошёл хорошую школу.
С 1945 года Константин Орбелян начинает пробовать себя не только как пианист, но и как композитор. Для оркестра он делает обработки народных песен и сочиняет свои, первой из которых была «Колыбельная».
В 1952 году К. Орбелян уходит из Эстрадного оркестра Армении и поступает на 1-й курс музыкального училища имени Р. Меликяна в класс композитора Э. Мирзояна. Совмещая работу с учёбой, музыкант устроился концертмейстером в Ереванский театр оперы и балета. Работая в театре, молодой композитор пишет три балетные миниатюры: «В полёт», «Памятник» и «Мы – за мир». Эти миниатюры у балетмейстера В. Варковицкого пользовались большим успехом и много лет не сходили со сцены.
В 1954 году Константин Орбелян окончил с отличием училище и поступил в Консерваторию. В том же году на Армянском радио он организовывает Инструментальный квинтет. Это был шаг на пути возвращения в любимый мир джаза.
В 1955 году, вместе с А. Арутюняном, сочиняют музыку к кинофильму «Сердце поёт». Песни, звучащие в фильме, сразу же стали шлягерами во всех городах Советского Союза и получили лестную оценку Арама Хачатуряна.
В 1956 году К. Орбелян закончил, начатый ещё в музыкальном училище, Струнный квартет. Произведение обладало такой выразительностью, зрелостью и цельностью, что заинтересовало имевших репутацию особо взыскательных музыкантов Квартета имени Комитаса. На проходившей в Москве декаде армянской литературы и искусства (1956) квартет с блеском исполнил орбеляновский Струнный квартет, который по праву был признан одним из лучших достижений армянской музыки. В 1957 году на Международном конкурсе VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве жюри, возглавляемое Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем, за эту работу присудило Константину Орбеляну Гран-при и золотую медаль. Молодой музыкант становится Членом Союза композиторов СССР.
Орбелян первым реализовывает принципы сплава средств современного джаза и национального мелоса.
В конце 1960 года Константин Орбелян решил ненадолго оставить оркестр, сосредоточив всё время на подготовку к дипломной работе. За это время он пишет Симфонию. Характерная орбеляновская музыка – горячая, энергичная, и одновременно нежная – покорила как музыкантов, так и слушателей. Эта работа в 1961 году была отмечена высшей премией Всесоюзного фестиваля-конкурса молодых композиторов в Москве. Была исполнена и записана Государственным симфоническим оркестром под управлением Юрия Арановича. Произведение в последствие исполнялось на концертах во многих странах мира.
В 1961 году, после окончания консерватории, Константин Орбелян вернулся к работе с оркестром.
Армянский джаз начал выходить на международную сцену. В 1966 году состоялся первый выезд Государственного эстрадного оркестра Армении за рубеж в составе культурной программы Дней Советского Союза в Чехословакии. В следующем году оркестр горячо был принят в Польше. В то время Орбелян сочиняет джазовую музыку «новой волны». Его «Полифонический прелюд» для 4-х тромбонов, и альт-саксофона вошёл в репертуар больших джаз-оркестров, в том числе знаменитого чешского Оркестра под управлением Карела Влаха. Пьеса Орбеляна получила премию на конкурсе джазовых композиций, проводившемся в 1964 году на радио Чехословакии. Параллельно К. Орбелян не забывал о серьёзной музыке. В 1968 году появилась «Праздничная увертюра» для симфонического оркестра, позже удостоенная премии Всесоюзного конкурса на лучшее симфоническое произведение. В 1969 году композитор создаёт балет «Бессмертие» (Хореографическую симфонию), - неожиданное для автора джазовых шлягеров трагическое произведение – повесть о войне. Балет был поставлен в 2-х редакциях: на сцене Театра оперы и балета имени А. Спендиарова в Ереване 1969 и в 1975 годах. Вторая редакция была приурочена к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. Постановка была горячо принята московской и ленинградской публикой во время гастролей театра. Ереванский спектакль, включая всех его создателей и автора музыки, был отмечен I премией на Всесоюзном конкурсе музыкальных спектаклей, посвящённых 30-летию Победы (1975). В 1978 году Тбилисский театр оперы и балета осуществил свою постановку «Бессмертия».
С начала 1970-х годов Государственный эстрадный оркестр Армянской ССР приобрёл триумфальную известность в Советском Союзе. Коллектив выступал на лучших концертных площадках мира вместе другими с популярными джазовыми оркестрами. Часто выступления носили по-настоящему соревновательный характер. Впервые такое испытание армянские музыканты выдержали в 1973 году в ФРГ во время Дней советской культуры. Им пришлось в течение шести часов подряд играть по очереди с одним из самых известных коллективов – Оркестром Кёльнского радио и телевидения под управлением Вернера Мюллера. После выступлений публика и пресса были единодушны: армянские джазисты переиграли зарубежных коллег.
В 1975 году Государственный эстрадный оркестр Армении первым среди советских джазовых оркестров побывал на родине джаза – в США. Армянские джазмены дали 25 концертов в крупнейших городах Америки, среди которых Вашингтон, Лос-Анжелес, Сан-Франциско, Бостон, Детройт, Чикаго, Провиденс. Заключительный концерт прозвучал в «Линкольн-центре» в Нью-Йорке. После первого же концерта слухи об оркестре из Еревана сразу распространились по стране.
«Армянский оркестр развеивает миф о запрещении или подпольном существовании советского джаза» («Нью-Йорк Таймс»). Под руководством К. Орбеляна оркестр вместе с солистами продемонстрировал спектакль высокого уровня с богатым репертуаром собственного творчества и произведений мировых джазовых композиторов, таких как: Дюк Эллингтон, Рэй Чарльз и др. Оркестровки на оригинальные темы биг-бэнд-джаза во всех отношениях равны лучшему из того, с чем постоянно встречаются оркестры Вуди Хэрмана, Стэна Кентона, Каунта Бэйси, или Теда Джонсона – Мэла Льюиса» («Сан-Франциско экземинер»). Известный джазовый критик Джон Вассерман, назвав выступление армянских музыкантов «джазом с восточным колоритом», отметил, что «выступление в культурном отношении было таким же важным, как, например, выступление Большого Театра или Ленинградского Кировского балета, если даже не более значительным». Завершились американские гастроли грандиозным апофеозом. В честь армянского джаза был устроен приём в Организации Объединённых наций, на котором присутствовали звёзды американского джаза.
В 1976 году Государственный эстрадный оркестр Армении получил приглашение во Францию. Турне Ницца – Марсель – Лион завершилось одиннадцатью концертами в таких престижных залах Парижа, как «Плиель» и «Театр Елисейских полей».
«Восточный колорит» орбеляновского джаза обеспечил ему огромную популярность в странах Ближнего Востока и в Африке. Оркестр посетил почти все его регионы. Его полюбили в Индии, Египте, Кении, Эфиопии, Шри-Ланке, Афганистане, Ираке, Кувейте, Сирии, Ливане. Только в Бейруте было дано 44 концерта при переполненных залах.
Способность Константина Орбеляна, в считанные часы, приготовить музыкальный номер любой национальной культуры, вплоть до обработки эфиопских мелодий, весьма не простых для европейского джаза, приводила в изумление. Эфиопы долго не отпускали армянский джаз, аплодируя тому, как уверенно музыканты воспроизводили знакомые эфиопам с колыбели песни.
Оркестр много гастролировал в странах бывшего социалистического содружества. Не раз принимал участие в фестивалях: Балтийские страны – в ГДР, «Золотой Орфей» - а Болгарии. 11 лет подряд Константин Орбелян являлся членом жюри «Золотого Орфея». Блистательные результаты джаз Армении показал и на джазовом фестивале в Белграде в 1977 году. Соперниками армянских музыкантов были одни из самых именитых американских коллективов – Джаз-ансамбли трубача Фредди Хаббарда и пианиста Джорджа Дюка. Выступления оркестра Орбеляна стали своего рода сенсацией. В итоге Государственный эстрадный оркестр Армянской ССР увёз с Белградского фестиваля Гран-при.
Ещё трижды оркестр становился лауреатом международных джазовых фестивалей в Польше, ГДР и ФРГ.
За 36 лет нахождения на посту руководителя Государственного эстрадного оркестра Армении Константин Орбелян не только сохранил оркестр, но и создал команду единомышленников. Из биг-бэнда прошлых лет оркестр Армении превратился в современный джазовый коллектив, всегда тонко чувствующий трансформации такого изменчивого и неуловимого направления, как джаз. За это время оркестр не только стал популярным в СССР, но и приобрёл международную известность.
Помимо концертной деятельности Константин Орбелян плодотворно работал и как композитор. В 1972 году появился на свет парафраз «Падающих звёзд» (другое название – «Восход солнца») Бада Рича. В то же время композитор много экспериментировал с различными джазовыми стилями, в том числе, в новом направлении, джаз-рока: «Рассвет над Севаном», «Приезжайте в Зангезур» (композиции в армянском стиле); «Москва Олимпийская (1980); Сновидение» (импрессионистский джаз, 1982); «Вокализ» (другое название «Вариации для голоса с оркестром», 1982) – джазовая композиция в стиле би-боп; «Реактивный двигатель» (американский «горячий джаз», 1986). Все эти произведения по праву стоят в ряду несомненных достижений советской джазовой инструментальной музыки.
Только в Москве в Центральном концертном зале «Россия» оркестр Орбеляна выступал 14 раз подряд. Зарубежные гастроли стали неотъемлемой частью деятельности коллектива. Государственный эстрадный оркестр Армении побывал с концертами в разных концах планеты, выступал в 40 странах мира.
В 1989 году, через 30 с лишним лет, к 50-летию оркестра, и как дань уважения к А. Айвазяну, К. Орбелян восстановил по памяти (партитура не сохранилась) «Армянскую рапсодию» А. Айвазяна. С тех пор она снова стала звучать на концертах. В репертуар оркестра Армении добавилось новое произведение Орбеляна – «Ноктюрн».
Среди разнообразия испробованных композитором музыкальных направлений определённую часть занимает и его песенное творчество. В разное время лауреатами известного телевизионного конкурса «Песня года» стали песни Константина Орбеляна «Сто часов счастья», «Шум берёз», «Аревик», «Галисес». Международными премиями были отмечены: «Люблю тебя, моя Москва» (Венгрия), «Галисес» (лауреат фестиваля шлягеров в Чехословакии и ГДР). В Чехословакии была выпущена пластинка популярных советских композиторов, с заглавной песней «Шум берёз». Известной французской фирмой «Шарль дю Мон» издана пластинка с песнями «Мой Ереван», «Ереван и весна в моём сердце».
Константином Орбеляном написаны песни «Мир влюблённый и танцующий», «Петь – значит жить», «Спасибо жизни», «Любовь не стареет», «Ты не тот, кто мне нужен», «Помогите!», и многие другие.
В особую категорию можно выделить работы композитора в написании музыки к кинофильмам, в особенности «Путь на арену» и «2-Леонид-2».
С середины 1990-х годов стало сложнее работать. Распался СССР, армянские музыканты больше не приезжают в Москву. Да и в самом Ереване не до музыки. В стране создаётся тяжёлое экономическое положение. В 1992 году Константин Орбелян переезжает в Сан-Франциско. Там пишет музыку. За годы работы в США им созданы инструментальные и вокальные сочинения для джаза.
Ушёл из жизни 24 апреля 2014 года.
Константин Орбелян является лауреатом многочисленных всесоюзных и международных конкурсов. Неоднократно приглашался членом жюри на международные джазовые конкурсы.
В 1979 году, за большие заслуги в развитии советской музыкальной культуры Константину Орбеляну было присвоено звание Народного артиста СССР. Константин Орбелян с 1957 года являлся членом  Союза композиторов СССР, с 1968 года - член правления Союза композиторов СССР, с 1983 года – секретарь правления Союза композиторов СССР, с 1987 года – председатель Совета по эстрадной музыке Госконцерта СССР, секретарь Ассоциации мастеров эстрадного искусства, вице-президент правления Всесоюзного музыкального общества, член Художественного совета по эстраде Министерства культуры СССР. Композитор награждён орденами Дружбы Народов, «Знак Почёта» и болгарским орденом Кирилла и Мефодия.
Страна: СССР
Носитель: Audio GRAND
Год выпуска: 1962
Лэйбл:  МЕЛОДИЯ
Порядковый номер: 33Д – 10531 - 32
Матричный номер: 33Д 10531/2-1, 33Д 10532/2-1
Жанр: джаз
Формат: MP3 320 kbps – очищено от шумов и тресков
Аудиокодек:
FLAC (*.flac) – копия с пластинки
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hz  lossless
Размер файла: MP3 – 107 Мб, FLAC – 378 Мб
Продолжительность:  27:23
Треклист:
Сторона 1
01. Эдгар Карапетян и Эстрадный оркестр Армении – Люблю тебя, Москва (К. Орбелян – Э. Радов)  (3.37)
02. Эдгар Карапетян и Эстрадный оркестр Армении – Ереванское утро (К. Орбелян – Ю. Баласан) (3.04)
03. Грант Петросян, труба и Эстрадный оркестр Армении – Солнечная долина (Г. Ахинян) (3.36)
04. Каро Тоникян и Эстрадный оркестр Армении – Дети Пирея (М. Хадзидакис) (3.22)
На греческом языке
2 сторона
05. Эстрадный оркестр Армении – Армянская тема (Э. Багдасарян) (2.58)
06. Белла Дарбинян и Эстрадный оркестр Армении – Вечерняя песня (К. Орбелян – Н. Орбелян) (3.52)
07. Белла Дарбинян и Эстрадный оркестр Армении – Ах, зачем (К. Орбелян – А. Алахвердов) (2.18)
08. Генрих Миракян и Эстрадный оркестр Армении – Пиноччо (Фариас) (2.07)
На испанском языке
09. Генрих Миракян и Эстрадный оркестр Армении – Патриция (Прадо) (2.30)
На испанском языке
Эстрадный оркестр Армении. Дирижёр К. Орбелян
© Всесоюзная студия грамзаписи, 1962
Апрелевский завод грампластинок, 1962
ГОСТ 5289-56. Цена 1 руб. 30 коп.
Оцифровка Геннадия Горбунова