В сети очень много пионерских
песен, звучавших в советское время на различных пионерских линейках и кострах.
Но уже ни кто не задумывается, что собой представляет современный пионер, какую
музыку он слушает и под какие композиции танцует. Все думают по-старому, что пионерская песня
это: «Взвейтесь, кострами!», «Весёлый ветер», «Молодёжная», «Орлёнок», «Праздник
пионерии». Но когда я поставил эти песни и попросил послушать КАТРИН ДЕ МЯУ,
девочке пионерского возраста, она пришла в ужас. Ей было не понятно, как можно
слушать такое, а тем более танцевать под эту музыку. Я её попросил подобрать
сборник, что сейчас слушают дети пионерского возраста, и она мне составила этот
альбом. И действительно я уже сам подумал, что современный пионер отличается от
пионера 40 – 50-летней давности кардинально. Поэтому я и решил сделать альбом
современного пионера, который так и назвал «Новые пионерские песни».
Как появилась пионерия в СССР.
Предшественником пионерии было
скаутское движение, хорошо развитое в России. Войну скаутингу объявил комсомол
(РКСМ), видя в нём конкурента и носителя чуждой, западной идеологии. Позднее,
когда выяснилось, что дети не охвачены идеологическим воспитанием, Надежда
Константиновна Крупская выдвинула идею о применении скаутских методов работы
среди детей, не достигших комсомольского возраста. Руководить пионерией стал
комсомол. Первоначально детская организация носила имя легендарного Спартака.
Однако, после принятия Договора об образовании Союза Советских Социалистических
Республик (СССР), появилась Всесоюзная пионерская организация, получившая имя
В.И. Ленина. Это случилось 19 мая 1922 года. Пребывание в составе пионеров не
сулило ни каких особых привилегий и даже обременяла жизнь детей скучноватыми
мероприятиями. Хотя и в пионерских организациях были хорошие идеи: помощь
старикам, детям младшего возраста. Пионеры принимали широкое участие в сборе металлолома
и макулатуры, привлекались на сельскохозяйственные работы в колхозах и
совхозах.
Руководители советского
государства воспитывали нового человека – борца за дело Коммунистической партии
Советского Союза. Эти цели были выражены в девизе самой организации. На призыв
«К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза, будь готов! – от
пионера неизменно следовал ответ: «Всегда, готов!».
Социальная иерархия молодого
поколения в те годы строилась по схеме «октябрёнок – пионер – комсомолец» и была
направлена на создание идеологического стержня, воспитывала стремление
совершенствования, учила детей способам дружеского сосуществования со
сверстниками.
У Всесоюзной пионерской
организации имени В.И. Ленина были свои символы, атрибуты и ритуалы. Символы –
это пионерское знамя, отрядный флаг, пионерский галстук и значок, горн,
барабан. Ритуалы – пионерский строй, салют, почести Государственному флагу
СССР, Государственному флагу союзной республики, пионерскому знамени дружины,
отрядному флагу. В пионерскую организацию принимались школьники в возрасте 9
лет. Вступающие в пионерскую организацию октябрята должны были хорошо учиться,
с примерной дисциплиной. По достижении 14 лет пионеры, с хорошей репутацией,
вступали в Комсомольскую организацию (ВЛКСМ). У пионерской организации были
свои бесплатные пионерские лагеря для отдыха, стадионы, Дворцы пионеров.
Пионерская деятельность в большей
степени проходила вне школы. Пионеры ходили в походы, жили в палатках, пекли
картошку, купались, преодолевали препятствия, помогали старикам, детям и
взрослым. Постепенно работа стала носить формальный характер. Мероприятия стали
проводиться в стенах школ или Домов пионеров, а пионерские лагеря из палаточных
и полных приключений превратились в санаторно-курортные учреждения.
Под брендом «Пионер»
осуществлялась практически любая деятельность школьников, напрямую не связанная
с учёбой: работа на пришкольных участках, сбор макулатуры и металлолома,
викторины, диспуты, походы, соревнования, игры. Обычный школьный класс делился
на звенья, где каждый ученик получал какую-нибудь должность. Были: староста
класса, Красный Крест, физорг, горнист, политинформатор, редактор стенгазеты,
юнкоры, которые публиковались в классных стенгазетах. Центральная печать
выпускала газету «Пионерская правда», журналы «Пионер» и «Костёр».
Детские коллективы всегда
готовились к различным смотрам и концертам. Выполняли поисковые задания. Ходили
по населённым пунктам, выясняли, где живут ветераны, приглашали их на Сбор,
посвящённый Дню Победы. Собирали металлолом и макулатуру. Участвовали в
военно-патриотической игре «Зарница». Проводили воспитательную работу с
отстающими и зазнавшимися товарищами, нарушившими пионерскую клятву.
Самой большой наградой для
пионера была путёвка в: пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ «Артек» в Крыму,
Всероссийский пионерский лагерь «Орлёнок» (Краснодарский край), пионерский
лагерь отдыха «Океан» (Приморский край), «Молодая гвардия» (Одесская область),
«Зубрёнок» (Минская область). Примечательно, что все путёвки в пионерские
лагеря распространялись бесплатно. В каждом районе и в городе было по нескольку
местных пионерских лагерей, за лето все дети могли отдохнуть и набраться сил
перед новым учебным годом.
Практически все дети с гордостью
носили алый галстук поверх школьной формы, в старших классах мальчики вне школы
носили галстук в карманах, а входя в школу, повязывали поверх формы под
воротник. Еженедельно, в школе проводились линейки с выносом дружинного
знамени, на которых разбирались нерадивые ученики или освещались вопросы
различных форумов.
После распада СССР День Пионерии
перестал быть официальным праздником. С октября 1993 года преемником Пионерии
является Союз пионерских организаций – Федерация детских союзов.
Второй альбом «новых пионерских
песен» от КАТРИН ДЕ МЯУ ни чем не отличается от первого. Современная музыка,
современные тексты, соответствуют развитию сегодняшней пионерии. Бывшим
пионерам советского времени этих песен не понять, а вот настоящие пионеры их с
удовольствием не только слушают, но под них с успехом танцуют.
Страна: Россия
Носитель: DigitalAlboum
Год выпуска: 2016
Лэйбл:
Порядковый номер:
Жанр: поп
Формат: MP3 320 kbps
Аудиокодек:
FLAC
(*.flac)
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hzlossless
Размер файла: MP3 – 156,3 Мб, FLAC
– 759,4 Мб
Продолжительность: 01:11:41
Треклист:
01. Леди Баг и Супер Кот - Чудо вокруг (0.36)
02. Школа Монстров - Мы - Звёздочки (3.26)
03. Школа монстров - Город Бу Йорк (2.46)
04. Frozen - Все печали долой! (4.01)
05. Нюша - Вместе навсегда. Да! (3.04)
06. Полина Гагарина - Летит всё вверх дном (3.07)
07. Lolirock - Мы звёзды Лоли Рок (0.42)
08. Элвин и Бурундуки - Одиночество сволочь (2.21)
09. Дай мне сил птицей стать (2.04)
10. Возвращение в Изумрудный город - Если мир летит вверх дном
(3.05)
11. Monster High - Любовь словно буря (3.17)
12. Monster High - Это не конец (3.25)
13. Холодное Торжество - Я этот день тебе дарю (5.04)
14. Monster High - Империя (2.58)
15. Море, солнце, песок (2.42)
16. С Днём Рождения! (0.52)
17. Frozen - Отпусти и забудь - Ну и пусть (новый перевод) (3.40)
18. Савва. Сердце воина - Верю я (3.56)
19. Monster
High - Это моё шоу (3.44)
20. Карина Барби и Роман Gold - Барби гёрл (3.23)
21. Феи - Разделили нас (Загадка зимнего леса) (3.13)
22. Феи - Кем должна я быть (Загадка пиратского острова) (2.21)
Твои любимые песни. Часть I - Barbieandother..., 2016
Блок альбомов «Твои любимые
песни» составлен по мотивам анимационных фильмов для детей. Все композиции
подобраны девочками 11 – 15 лет. Составлением альбомов занимались сами дети и
включили в них лучшие и чаще прослушиваемые ими песни из анимационных фильмов.
Трек лист и подборка песен представлена для ремастеринга КАТРИН ДЕ МЯУ. Альбомы
можно использовать на детских утренниках и вечерах, использовать на днях
рождения и других детских праздниках.
БАРБИ (Barbie, уменьшительное от Barbara (Барбара) –
изначально детская игрушка, для девочек 3 – 14 лет. Была впервые выпущена в
1959 году в США в штате Висконсин. Её создателями являются Рут и Эллиот
Хэндлеры. Полное имя БАРБИ – Барбара Миллисент Робертс. Создательницей Барби
стала Рут Хэндлер, супруга основателя фирмы Mattel Эллиота Хэндлера. По её словам, идея создания куклы,
изображающей взрослую женщину, пришла ей в голову во время наблюдения за играми
девочки и её подруг. В то время большинство кукол представляли собой
пупсов-малышек, которых следовало нянчить как младенцев, но десятилетняя
Барбара и её приятельницы предпочитали игры с бумажными куклами – «взрослыми».
Такие куклы вырезали из картона, своими руками, рисовались, раскрашивались по
моде и вырезались на них наряды из бумаги. Они были популярны у всех детей,
т.к. не требовали финансовых затрат. Рут почувствовала, что девочкам не хватает
куклы, для игр во взрослой жизни. Так фирмой Mattel кукла БАРБИ была запущена в производство.
Предшественницей БАРБИ стала
Бильд Лилли, героиня комиксов для взрослых из немецкой газеты DieBild-Zeitung. Блондинка Лилли выглядела как
типичная пинал-гёрл, а юмористические ситуации в комиксах строились в основном
вокруг её отношений с многочисленными ухажёрами, вниманием которых она не
стеснялась пользоваться. 9 марта 1955 года была выпущена пластмассовая кукла
Лилли – её Рут выдала в качестве образца. Вместе с инженером Джеком Райаном она
переработала дизайн куклы и дала ей имя «БАРБИ», в честь дочери Барбары. Первая Барби была представлена на
Американской международной ярмарке игрушек в 1959 году в двух вариантах –
брюнетка и блондинка. Обе модели продавались в чёрно-белых купальных костюмах
(наряды для куклы приобретались отдельно) по 3 доллара. Поначалу родители отнеслись
к новинке с недоверием, но вскоре Барби стала одной из популярных игрушек в
Америке. Права на куклу Бильд Лилли в 1964 году выкупила фирма Mattel и с тех пор куклы
Лилли не производились. Первые куклы Барби отличались от современных
подчёркнуто «взрослыми» чертами лица и ярким, тяжёлым макияжем. В начале 1960-х
годов кукла несколько раз подвергалась редизайну, что бы её сделать похожей на
подростка. В 1961 году у неё появился «бойфренд» - Кен. В 1963 году – «лучшая
подруга» Мидж, в 1964 году «сестрёнка» Скиппер. Для Барби и её друзей модельеры
создают новые костюмы и аксессуары. Периодически у неё появляются новые
«друзья» и «родственники». В 1967 году появляется «чернокожая кукла» Фрэнси.
Некоторые куклы представляли собой копии реальных людей или персонажей кино- и
телефильмов. В 2002 году у Барби насчитывалось 6 «братьев и сестёр» и 31
«подруга», многие из которых имели собственных «друзей» и «бойфрендов». Начиная
с 1960 года, Барби «осваивает» профессии: «деловая женщина – художник-модельер»
(1960г.), за ними «балерина» и «медсестра» (1961г.), «няня» (1963г.),
«учительница» (1965г.), первая «Барби-космонавт» (1965г.), а в 1991 году
появилась Барби – «кандидат в президенты». Начиная с конца 1980-х годов Mattelвыпускает
отдельные коллекционные серии Барби. Куклы из таких серий не предназначены для
игр: наряды для них создаются именитыми дизайнерами, сами фигурки изготовляются
по шаблонам, немного отличающихся от «обычных» Барби, и стоят очень дорого.
На протяжении нескольких
десятилетий Барби оставалась одной из самых продаваемых кукол в мире.
Утверждалось, что каждую секунду в мире продавалось три Барби. В последнее
десятилетие популярность Барби значительно снизилась, а такие, как Bratz–
наоборот, пользуется успехом. Но фирма Mattelподала в суд на Bratz и они были сняты с производства. В
2015 году стартап ToyTalk
анонсировал куклу Барби, оснащённую камерой, микрофоном, динамиком и Wi-Fi модулем передачи данных. Кукла
способна разговаривать с ребёнком, записывает его голос и отправляет информацию
на облачный сервер для улучшения алгоритмов диалога.
Страна: Россия
Носитель: DigitalAlboum
Год выпуска: 2016
Лэйбл:
Порядковый номер:
Жанр: поп
Формат: MP3 320 kbps
Аудиокодек:
FLAC
(*.flac)
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hzlossless
Размер файла: MP3 – 193,8 Мб, FLAC
– 1009,2 Мб
Продолжительность: 01:37:54
Треклист:
01. I Wish
I Had Her Life (2.34)
02. Barbie
- To Be A Princess Popstar (3.18)
03. Idina
Menzel & Kristen Bell - Lifes Too Short (Frozen Outtake) (3.21)
04. Julie
Fowlis - Touch The Sky (2.31)
05. Frozen
- For The First Time In Forever (3.34)
06. The
Great Divide (2.46)
07. Barbie
Princess & Pop Star - Princess Just Want Have Fun (1.28)
08. Barbie
- Strength In Numbers (3.09)
09. Barbie
- The Pearl Princess - Light Up The World (3.10)
10. Barbie
- A Fashion Fairytale (2.41)
11. Barbie
- A Rainbow In Your Eyes (2.48)
12. Barbie
and The Secret Door - I've Got Magic (3.09)
13. Barbie
And The Secret Door - We've Got Magic (3.02)
14. Barbie
And The Secret Door - What`s Gonna Happen (2.59)
15. Barbie
And The Secret Door - You're Here (2.20)
16. Barbie
And The Secret Door - What's Gonna Happen By Princess Alexa (1.15)
17. Barbie
And The Swan Lake - Wings (3.01)
18. Barbie
And The Three Musketeers - All For One (3.11)
19. Barbie
As Princess Bride - I'll Be Here (1.04)
20. Barbie
As Princess Bride - True Love (0.47)
21. Barbie
As The Princess And The Pauper - I'm A Girl Like You (2.54)
22. Barbie
Au Bal Des 12 Princesses - Joyeux Anniversaire (0.49)
23. Barbie
Fairytopia - Rise Above It All (2.03)
24. Barbie
In A Rock'n Royals - What If I Shine (1.42)
25. Rachel
Bearer - Barbie In Princess Charm School - On Top Of The World (3.53)
26. Barbie
In Princess Power - Coolest Thing Ever (2.53)
27. Barbie
In Princess Power - Soaring (3.27)
28. Barbie
In Princess Power - Superhero Beat (2.59)
29. Barbie
In Rock`n` Roils - Raise Our Voices (3.06)
30. Barbie
In Rockn Royals - What If I Shine Remix (3.20)
31. Barbie
Life In The Dreamhouse - Anything Is Possible (2.42)
32. Barbie
Light Up The World (3.48)
33. Barbie
Mariposa And The Fairy Princess - Only A Breath Away (3.06)
34. Barbie
Movie Song - Here I Am Tori's (3.32)
35. Barbie
Movie Song - Here I Am - Princesses Just Want To Have Fun (3.34)
Твои любимые песни. Часть III – Песни из
анимационных фильмов, 2016
Третий альбом составлен из
композиций популярных анимационных фильмов от КАТРИН ДЕ МЯУ для девочек. В сборник
вошли, как саундтреки из мультфильмов, так и песни в исполнении самых
популярных артистов зарубежной поп музыки. Слушайте, танцуйте! Песни для вас!
Страна: Россия
Носитель: DigitalAlboum
Год выпуска: 2016
Лэйбл:
Порядковый номер:
Жанр: поп
Формат: MP3 320 kbps
Аудиокодек:
FLAC
(*.flac)
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hzlossless
Размер файла: MP3 – 184,7 Мб, FLAC
– 1017,5 Мб
Продолжительность:
01:35:12
Треклист:
01. I`m A Hex
Girl (1.56)
02. Monster
High – Can`t Be Over (1.54)
03.
Jennifer Lopez - Feel The Light (4.06)
04. Lea
Michele - When The World (4.07)
05. LEGO
ELVES - If You Dare To Believe (3.10)
06. LEGO
And Friends - In This Together (3.17)
07. Lisa
Kelly - If You Believe (4.11)
08.
LoliRock - Celebrate (3.16)
09.
LoliRock - Higher (Reve Ideal) (2.53)
10.
LoliRock - La Rivoluzione Musicale (2.52)
11. LoliRock
- Lolistep (3.13)
12.
LoliRock - New Star Generation (3.07)
13. LoliRock
- Planete Pop (3.17)
14.
LoliRock - We Are Magic (English) (3.02)
15.
LoliRock - We Are Magic - Une Vi Magic (French) (3.01)
16. LoliRock
- Amies Pour La Vie (3.02)
17. LoliRock
- Amies Pour La Vie (English) (3.16)
18. LoliRock
- BFF (English) (0.46)
19.
LoliRock - Intro Opening (English) (2.53)
20.
LoliRock - Higher (English) (2.52)
21. LoliRock
- Music Revolution (French) (3.11)
22. LoliRock
- Never Give Up (Soundtrack) (2.52)
23. LoliRock
- Party Talking (Soundtrack) (0.45)
24.
LoliRock - Theme Song Credits (French) (2.03)
25. Always
More (2.16)
26. Meav Ni
Mhaolchatha - Where The Sunbeams Play (0.53)
27. Melissa
Lyons - Birthday Song (2.07)
28.
Miraculous Ladybug - Tales of Ladybug & Cat Noir - Them Song (1.59)
29.
Miraculous Ladybug - Theme Song (French) (2.00)
Твои любимые песни. Часть IV – Песни из
анимационных фильмов, 2016
Четвёртый альбом от КАТРИН ДЕ МЯУ
можно использовать на детских вечеринках. Все композиции, включенные в него,
являются составляющей частью анимационных фильмов для детей. Конечно это не
пионерские песни 50-х – 60-х годов, но время движется вперёд и дети пионерского
возраста тоже прогрессируют. Они уже не будут танцевать под песню «Взвейтесь,
кострами!» Им нужны новые, оригинальные мелодии, удовлетворяющие их современные
потребности.
Страна: Россия
Носитель: DigitalAlboum
Год выпуска: 2016
Лэйбл:
Порядковый номер:
Жанр: поп
Формат: MP3 320 kbps
Аудиокодек:
FLAC
(*.flac)
Тип рипа: image+.cue
Битрейт аудио: 24 bit 48000 Hzlossless
Размер файла: MP3 – 229,6 Мб, FLAC
– 1.2 Гб
Продолжительность:
01:53:52
Треклист:
01. Feels
Like Love (4.04)
02. Frozen,
arabic (3.48)
03. Girl
Most Likely To (3.56)
04. Monster
High - Empire (2.59)
05. Monster
High - Love Is Like A Storm Tonight (3.18)
06. Monster
High - It Can`t Be Over (3.25)
07. Monster
High - Fright Lights Big City (2.16)
08. Monster
High - Steal The Show (3.44)
09. Monster
High - Search Inside (3.38)
10. Monster
High - Shooting Stars (3.25)
11. Monster
High - Party Like A Monster (2.43)
12. Frozen
- Of Course I Want To Build A Snowman (3.39)
13. Natasha
Bedingfield - Weightless (Less Is More Version) (4.32)
14. Planete
Pop - Celebrate (3.16)
15.
Princess - If You Can Dream (3.51)
16. Pura
Magia - LoliRock (3.01)
17. Barbie
- Rapunzel Theme (2.27)
18. Iris,
Autiana, Talia - Reach The Stars (LoliRock) (3.01)
19.
Samantha Mumba - Wish Upon A Star (2.42)
20. Scooby
Doo - The Witch`s Ghost (3.09)
21.
Scooby-Doo! Camp Scare - Here Comes Summer (2.14)
22. North
By Interactive & North By Sound - Sea Of Darkness - The Word I Couldn't
Keep (3.31)
23. Secret
Of The Wings - The Great Divide (2.59)
24. Shannon
Saunders - I See The Light (3.48)
25. Utada
Hikaru - Simple And Clean (4.39)
26. Snow
White & The Seven Dwarfs - Someday My Prince Will Come (3.36)
27. Sonna
Rele - Strong (CINDERELLA) (3.15)
28. Star
Darlings - Wish Now (3.10)
29. Steal
The Show - Monster High (2.59)
30.
Tangeled Something - That I Want (2.45)
31.
Tangled-Rapunzel - When Will My Life Begin (1.55)
32. The
Barbie Diaries - Where You Belong (3.24)
33. Natasha
Bedingfield - Who I Am From The Pirate Fairy (2.44)
34. Two
Voices, One Song - Barbie And The Diamond Castle (2.18)
35. Disney's
Frozen " Let It Go " Sequence Performed By Idina Menzel (3.41)
Памятные военные годы вызвали в
нашей стране невиданную по масштабам волну всенародного песенного движения.
Были созданы тысячи песен – профессиональных и народных. Они слагались стихийно
– в любом полку, в любом партизанском соединении. Их исполняли по радио и с
экранов кино, их пропагандировали фронтовые ансамбли и самодеятельные «окопные
бригады». Тексты любимых песен бережно передавались из уст в уста,
переписывались при свете коптилок, пересылались в письмах из тыла на фронт.
Многие поэты и композиторы в те
годы находились в частях Действующей Армии и Военно-морского флота, прочно
связав свою творческую судьбу с жизнью и борьбой советских воинов.
Во фронтовой печати работали
поэты А. Сурков, А. Твардовский, К. Симонов, Е. Долматовский; в армейских
ансамблях и Домах офицера служили А. Александров, Б. Мокроусов, В. Макаров, М.
Фрадкин и другие композиторы. Дружба с солдатами и краснофлотцами плодотворно
сказалась на их песенном творчестве. Сама жизнь подсказывала авторам слова и
образы, мысли и интонации, находившие безошибочный путь к сердцам миллионов.
В те годы наше песенное искусство
переживало небывалый расцвет. Никогда ещё поэтам и композиторам не удавалось
достичь такого органического слияния проникновенного лиризма и высокой
патриотической гражданственности. Самые сокровенные личные высказывания
солдата, выраженные в песне, были неотделимы от больших помыслов о судьбах
Родины, о ходе войны, которая во что бы то ни стало должна быть выиграна.
Лучшие песни тех лет полюбились
воинам за их суровую и честную правду. Неслучайно так широко распространилась
лирическая песня «В землянке», с её горькими и драматическими словами:
«До тебя далеко,
далеко…
А до смерти четыре
шага…»
Даже в сугубо лирических произведениях,
раскрывавших внутренний мир воина, его мечты о близких, его воспоминания о
родном доме, звучали мотивы патриотического долга, преданности воинской
присяге.
Но пусть и смерть в
огне, в дыму
Бойца не устрашит,
И что положено кому,
Пусть каждый совершит,
-
так пелось в популярной
песне-вальсе «В лесу прифронтовом».
В годы войны заметно обогатился
музыкальный строй советской песни, расширился её образно-эмоциональный
диапазон. Усилилось стремление композиторов к ярко национальному стилю, прочно
связанному с музыкальными традициями и в то же время глубоко современному.
Так, по-новому складывался
русский песенный стиль со всеми его многочисленными разновидностями – от
героико-эпических песен и походной солдатской припевки до лирического вальса,
шуточной деревенской частушки-перепляса.
Замечательные песенные мелодии
тех лет, созданные Александром Александровым, Василием Соловьевым-Седым,
Владимиром Захаровым, Матвеем Блантером, Борисом Мокроусовым, Анатолием
Новиковым, принадлежат к не проходящим ценностям советского искусства,
обращённого к широчайшим массам.
* *
*
Песни Великой Отечественной
войны, собранные в настоящем альбоме, представляют значительное разнообразие
жанров и авторских индивидуальностей. Здесь встречаются имена почти всех
наиболее известных композиторов и поэтов, активно работавших в годы войны:
среди них и мастера старшего поколения, всенародно прославившиеся ещё в 30-е
годы, и представители тогдашней молодёжи, чьи голоса широко зазвучали именно в
годы войны. Песни-гимны величально-патриотического склада соседствуют здесь с
призывным военным плакатом, с задушевной лирической миниатюрой или остроумной
песней-шуткой.
По этим произведениям можно было
бы составлять своеобразную песенную летопись Великой Отечественной войны. Вот
первые непосредственные отклики на трагические события 22 июня 1941 года:
«Священная война», «До свиданья, города и хаты» (слова этих песен были
опубликованы в центральных газетах уже в двадцатых числах июня).
Вот произведение, выражающее
горечь временных поражений и думы о покинутых родных местах («Песня о Днепре»).
Вот лирические пес ни о солдатском быте, о душевных порывах бойца («В
землянке», «Огонёк»). Вот повествования о тяжёлой борьбе партизан – народных
мстителей («Ой, туманы мои», «Шумел сурово Брянский лес»). И вот, наконец,
песни, повествующие о последних днях войны, когда перед мысленным взором солдат
уже возникла светлая заря мирной жизни («Соловьи», «Под звёздами балканскими»).
Антологию завершают песни первых
послевоенных лет, посвящённые счастливому возвращению к мирному труду
(«Вернулся я на Родину») и дорогим воспоминаниям о пережитых годах («Дороги»,
«Где же вы теперь, друзья-однополчане»). В виде исключения дано несколько
довоенных песен, сыгравших особую роль в быту воинов и партизан («Катюша», «В
чистом поле»); эти старые песни, в частности популярнейшая «Катюша», служили
музыкально-поэтической основой для создания десятков новых народных вариантов,
«переделок» и подражаний.
Альбом открывается знаменитой
песней «Священная война», которая вошла в историю как своего рода «музыкальная
эмблема» военного четырёхлетия. Впервые эта песня зазвучала в июне 1941 года на
московских вокзалах, где артисты Краснознамённого ансамбля провожали воинские
эшелоны, уходящие на фронт. Бойцы были сразу захвачены грозной силой стихов В.
И. Лебедева-Кумача, пробуждавших в сердцах жажду подвига и ненависть к
агрессорам:
Пусть ярость
благородная
Вскипает как волна.
Идёт война народная,
Священная война.
В музыке А. В. Александрова
продолжены лучшие традиции русского революционного фольклора: простота и
скульптурность мелодии сочетаются в ней с непривычным движением трёхдольного
марша и взрывчатой декламационной мощью. Песня «Священная война» исполнялась повсюду
– и в концертах армейских ансамблей, и в мчащихся воинских эшелонах, и в
походном строю пехоты…
Композитор Александр Васильевич
Александров (1883 – 1946) – организатор и руководитель Краснознамённого
ансамбля, и автор Государственного гимна СССР – представлен здесь ещё двумя
песнями гимнического характера, прославляющими непобедимость нашей Армии и
бессмертие ленинских идей («Песня о Советской Армии» и «Святое ленинское
знамя»).
Эпос партизанской войны
вдохновенно воплощён в песне «Ой, туманы, мои, растуманы», созданной
композитором Владимиром Захаровым (1901 – 1956) для возглавлявшегося им
Русского народного хора имени Пятницкого. В стихах поэта М. В. Исаковского
просто и трогательно, в народной манере сказа обрисованы подвиги смоленских
партизан, жестоко отплативших врагу –
За великие наши
печали,
За горючую нашу
слезу.
В музыке Захарова самобытно
претворены черты русской подголосочно-крестьянской песни, словно
активизированные и осовремененные рукой большого мастера.
Другая песня Захарова и Исаковского
– «В чистом поле», написанная ещё в 30-е годы, очень широко распространилась в
период войны – особенно в партизанских районах, как бы слившись с современным
фольклором. (Участники боевых рейдов партизанского генерала Ковпака тепло
вспоминают о ней как о любимой песне комиссара Руднева).
Скорбные переживания военных лет
ярко отражены в таких замечательных песнях, как «Заветный камень» (слова А. А.
Жарова) или «Песня о Днепре» (слова Е. А. Долматовского). Матросская баллада
«Заветный камень», основанная на подлинном эпизоде из военной хроники,
повествует о последнем моряке, покинувшем Севастополь, временно захваченный
гитлеровцами. Композитор Борис Мокроусов (1909 - 1968), развивая традицию
русских матросских песен, достигает в этой мелодии подлинного драматизма.
В тяжёлые дни, когда украинская
земля стонала под пятой оккупантов, тысячи воинов с болью и гневом пели
величавую «Песню о Днепре». В ней была запечатлена и печаль расставания с
родной Украиной, и твёрдая вера в её скорое освобождение. Автору песни,
композитору Марку Фрадкину (1914 - 1990) хорошо удался её плавный распев,
исполненный мужества и эпического величия.
Один из самых интересных
композиторов, выдвинувшихся в годы Отечественной войны, - Василий Павлович
Соловьев-Седой (1907 - 1979). В альбоме он представлен десятью разнообразными
песнями, включая такие широко популярные и любимые, как «Вечер на рейде» (слова
А. Чуркина), «На солнечной поляночке» и «Соловьи» (слова А. Фатьянова), «О чём
ты тоскуешь, товарищ моряк» (слова В. Лебедева-Кумача) и др.
Произведения Соловьева-Седого
рождались как непосредственные отклики музыканта-лирика на переживания военных
лет. Так, в конце лета 1941 года им была сочинена известная песня «Вечер на
рейде» («Прощай, любимый город»), ставшая одним из лучших образцов новой
военной лирики. В тот день композитор вместе с группой товарищей работал в
Ленинградском порту на разгрузке дров. «Вечер был тихий и ясный, - рассказывает
он, - На рейде стоял минный заградитель «Марти». Мелодичные звуки баянов
доносились с его палубы. Я думал о моряках, которые отдают свою жизнь, защищая
морские подступы к родному городу, и меня охватило горячее желание выразить в
музыке их настроения и чувства». Тема «Вечера на рейде» - тема расставания с
родным домом – была в то время близка миллионам людей с фронта и тыла,
покидавшим насиженные места. Композитор задумал свою песню в характере русского
бытового романса; её неторопливая свободная распевность и задумчивый светлый
лиризм пришлись по вкусу воинам. Каждый из них вспоминал добрым словом свой «любимый
город», что бы завтра с новыми силами идти сражаться с врагом.
В другой своей песне 1941 года –
«Играй, мой баян» - Соловьев-Седой воскресил плавные ритмы и сердечную напевность русского лирического
вальса.
В песнях Седого с большой чуткостью
воплощена поэзия солдатской дружбы, нерушимого воинского товарищества,
скреплённого в годы войны. Герой этих песен – простой воин, весёлый парень «с
фабричной заставы», прошедший через тяжкие военные испытания, но сохранивший
сердечное тепло и хороший народный юмор. Этот герой во многом напоминает
солдата Василия Теркина из знаменитой поэмы А. Твардовского. Он так же чист
душой и так же заражающе весел и остроумен, но смелость его далека от лубочной
примитивности и казённого шапкозакидательства. От русской фабричной частушки,
от народных гармошечных «переборов» заимствовал композитор свежие обороты своих
задорных, шуточно-бытовых песен («Как за Камой, за рекой», «На солнечной
поляночке». Некоторые из его лирических песен, с их поэтическими обращениями
«от сердца к сердцу», приближаются к жанру советского романса («Где же вы
теперь, друзья-однополчане»).
Семь произведений представляют в
нашем альбоме творчество композитора Матвея Блантера (1903 - 1990), автора
популярнейшей «Катюши» и многих лирических песен военного периода. С первых лет
войны он успешно сотрудничал с выдающимся поэтом М. В. Исаковским, написавшим
слова к его песням «До свиданья, города и хаты», «В лесу прифронтовом», «Под
звёздами балканскими» и др. Эти песни привлекают своим искренним лиризмом,
неизменно сочетающимся с сильным и уверенным выражением советского патриотизма.
Композитор умело пользуется распространёнными жанрами бытующей в городах музыки
(вальс, марш, лирический романс), стремясь придать им современный
идейно-эмоциональный смысл. Подобно Соловьеву-Седому, Блантер выступает в своих
произведениях как летописец и бытописец фронтовой жизни: его бытовые
песни-вальсы («Моя любимая», «В лесу прифронтовом»), его звонкие и ритмически
упругие походные песни по праву
полюбились народу и не забыты до сих пор.
В солдатской самодеятельности, в
армейских ансамблях часто звучали песни Анатолия Новикова (1896 - 1984). Этому
композитору, издавна близко связанному с воинской средой, отлично удавались
солдатские песни игрового, добродушно-юмористического склада («Вася-Василёк» на
стихи С. Я Алымова), а так же песни лирические, проникнутые искренней печалью
об ушедших друзьях («Дороги» на стихи Л. И. Ошанина).
В годы войны продолжалась
творческая деятельность популярнейшего композитора Исаака Дунаевского (1900 –
1955), в то время возглавлявшего Ансамбль песни Центрального дома культуры
железнодорожников. Именно в этом ансамбле, непрерывно выступавшим перед
тружениками тыла, родилась новая песня Дунаевского «Моя Москва» (слова М.
Лисянского и С. Аграняна), заслужившая повсеместное признание.
К песенному жанру тогда
обращались и виднейшие композиторы-симфонисты: С. Прокофьев, Д. Шостакович, А.
Хачатурян, Д. Кабалевский. Значительным успехом пользовались песни Дмитрия
Шостаковича, в частности его «Песня о фонарике» (слова М. А. Светлова),
написанная для одного из военных ансамблей.
Среди авторов, чьи мелодии
собраны в этом альбоме, встречаются и другие композиторы, много сделавшие в те
годы для развития военной песни: Константин Листов, Тихон Хренников, Сигизмунд
Кац, Никита Богословский, Леонид Бакалов, Евгений Жарковский, Борис Терентьев*.
Каждый из них оставил заметный след в песенном наследии военных лет. Пожалуй,
не было на фронте ни одного солдата, который не полюбил бы задушевной
«Землянки» К. Листова (с замечательными стихами Алексея Суркова); позднее
фольклористы записали десятки народных вариантов этой песни, в частности
многочисленные «ответы» на «Землянку», приходившие по почте из тыла на фронт.
Повсеместным успехом пользовались кинофильмы военных лет с песнями Н.
Богословского («Пархоменко», «Два бойца») или Т. Хренникова («Свинарка и
пастух»). С. Кац прославился своей партизанской песней «Шумел сурово Брянский
лес» (слова Анатолия Софронова), с благодарностью подхваченной отрядами народных
мстителей. Е. Жарковский, Б. Терентьев много сделали для развития матросской
песни, деля трудности военных лет с моряками Северного Флота.
Были, однако, и такие любимые
мелодии, которые широко бытовали без упоминания автора. Популярнейшее
стихотворение Михаила Исаковского «Огонёк» («На позицию девушка провожала
бойца») было распето в народе на мелодию довоенной эстрадной песенки мало
известного польского композитора; так стихийно родилась одна из самых
распространённых песен военного времени, взволновавшая солдат своим
бесхитростным лиризмом.
Почти все песни в этом альбоме
даны в исполнении тех коллективов и солистов, которые в своё время участвовали
в их первом «боевом крещении». Это придаёт собранным записям и своего рода
документальный, художественно-исторический интерес. Вы услышите такие
прославленные песенные коллективы, как Краснознамённый ансамбль песни и пляски,
Русский народный хор имени Пятницкого, Ансамбль песни Всесоюзного радио
(начавший свою жизнь в годы войны). Среди исполнителей-певцов, представленных в
этом альбоме, есть подлинные любимцы воинской аудитории, проведшие значительную
часть войны в Действующей армии в составе фронтовых бригад (например, Клавдия
Шульженко).
В числе первых исполнителей лучших
военных песен – и наши тогдашние оперные корифеи – Н. А. Обухова, М. О. Рейзен,
С. Я. Лемешев, и популярные артисты эстрады – Л. О. Утесов, К. И. Шульженко, и
широко известные певцы, выступавшие у микрофонов Всесоюзного радио (В. А.
Бунчиков, Г. Виноградов, Г. А. Абрамов, Н. А. Нечаев и другие).
Не все из названных мастеров
продолжают выступать и ныне. Тем интереснее услышать голоса тех, кто более двух
десятилетий назад содействовал своим искусством военному делу победы.
_________________________________
*К ним следовало бы добавить
имена Виктора Белого, Юрия Милютина, Валентина Макарова, Вано Мурадели, Зиновия
Компанейца, Валентина Кручинина, Георгия Носова и других.
И. Нестьев
P.S. По всей вероятности, авторы этого альбома, в период его
составления, были ещё под мифом возврата к сталинским временам и из-за давления
на них худсовета фирмы «МЕЛОДИЯ», который то же ещё находился в зеркале
прошлого репрессивного периода, не набрались смелости включить в этот проект
композиции в исполнении Лидии Руслановой, известной артистки, выступавшей с
концертами на передовых позициях практически на всех фронтах Великой
Отечественной войны.
Песни Великой Отечественной войны, 1965 5LP (Пластинка I)